Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации при проведении агитационной деятельности
Законодательство о выборах и референдумах предоставляет беспрепятственный доступ к средствам массовой информации на основах, свободных от дискриминации или чрезмерно жестких требований к лицензированию отдельных видов информационной деятельности. Сама сущность демократического правления требует, чтобы избиратели (участники референдума) могли сделать осознанный, основанный на информированности выбор. Для этого необходимо, чтобы были представлены все конкурирующие точки зрения, в том числе в государственных средствах массовой информации. При проведении агитационной деятельности не должно допускаться злоупотребление свободой собраний, свободой объединений, свободой слова и свободой массовой информации, в том числе призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности государства, призывы, направленные на пропаганду войны, террористических, любых иных насильственных действий и возбуждающие социальную, гендерную, расовую, национальную, этническую, религиозную ненависть и вражду.
Средства массовой информации несут особую ответственность за сбалансированное освещение избирательной кампании (кампании референдума). При этом должна быть выработана система гарантий обеспечения всем кандидатам, политическим партиям равного доступа к прессе и электронным средствам массовой информации. Это предполагает также бесплатное предоставление им эфирного времени и печатной площади в государственных средствах массовой информации для агитационной деятельности.
В то же время важно, каким образом освещается избирательная кампания. Лицо, добивающееся переизбрания, имеет больший доступ к средствам массовой информации в отношении освещения государственных проблем, но при этом не должно использовать преимущества своего должностного положения.
Средствам массовой информации должна быть обеспечена возможность собирать и без затруднений предоставлять объективную информацию и гарантии того, что не будет допускаться произвольное либо дискриминирующее давление или цензура в отношении информационного освещения избирательной кампании (кампании референдума). В свою очередь, средства массовой информации могут разработать и руководствоваться кодексом профессиональной этики журналистов, провозглашающим необходимость распространения точных и сбалансированных сообщений, исправления неправильной информации, четкого разделения распространяемой информации от комментариев, недопущения распространения клеветнических утверждений, уважения права на неприкосновенность личной жизни и на справедливое судебное разбирательство. Международный наблюдатель должен обратить внимание, как производится жеребьевка распределения эфирного времени и печатных площадей между кандидатами.
Международный наблюдатель должен учитывать, что в период избирательной кампании (кампании референдума) возрастает интерес средств массовой информации к деятельности избирательных комиссий, в то же время и избирательные комиссии более активно используют средства массовой информации (выступления и разъяснения руководителей избирательных комиссий, видеоклипы и видеозаставки, информационные сообщения и т.п.) для доведения до сведения избирателей беспристрастной информации о выборах (референдумах). В связи с этим важно знать, что избирательные комиссии не имеют права вести какую-либо агитацию, они обязаны только информировать избирателей (участников референдума) о назначении выборов (референдумов), времени и месте голосования, об образовании избирательных округов, избирательных участков (участков референдума) с указанием их границ и номеров, мест нахождения избирательных комиссий, о кандидатах и списках кандидатов, вопросах, выносимых на референдум, об итогах голосования и результатах выборов (референдумов). Представители избирательных комиссий должны также воздерживаться от публичных оценок и прогнозов по поводу выборов (референдумов).