А. б. агапов 46 страница
В состав единой сети электросвязи Российской Федерации входят сеть связи общего пользования, выделенные сети связи и другие сети связи, обеспечивающие передачу информации при помощи электромагнитных систем. Сети связи специального назначения (сети спецсвязи, спецсвязь) в отличие от других элементов единой сети электросвязи предназначены исключительно для обеспечения публичных потребностей и не могут быть использованы в коммерческих целях[1044].
Спецсвязь осуществляется государственными органами и организациями, предназначенными для обеспечения абонентов президентской и правительственной связи и удовлетворения иных общегосударственных потребностей[1045]. В состав единой системы органов спецсвязи входят Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России), центры специальной связи и информации (территориальные органы Спецсвязи России), а также подразделения связи специального назначения.
Государственное регулирование в области связи гражданского назначения осуществляется Роскомнадзором посредством обеспечения разрешительной и контрольно-надзорной деятельности. Роскомнадзор выдает лицензии на оказание услуг связи, приостанавливает их действие, а также аннулирует лицензии, в случаях, не требующих оспаривания, т.е. когда коллизия не может возникнуть. Это происходит при наступлении не нуждающихся в судебном доказывании юридических фактов, возникновение которых заведомо несовместимо с деятельностью лицензиата, например в случаях ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Судебное аннулирование лицензии предусмотрено при совершении лицензиатом оспоримых нарушений, например несоблюдения обязательств по оказанию услуг связи[1046]. Такие нарушения могут быть выявлены в ходе судебного рассмотрения иска лицензирующего органа или иных лиц, ходатайствующих об аннулировании лицензии.
К иным особенностям лицензирования, установленным Федеральным законом «О связи» и не предусмотренным другими федеральными законами, регламентирующими лицензионные отношения[1047], относятся:
1) выдача лицензий при наличии разрешения государственной комиссии по радиочастотам при Минкомсвязи России и в зависимости от результатов проводимых Россвязью торгов (аукциона, конкурса);
2) определение особых временных параметров действия лицензии — от трех до 25 лет, при этом конкретный срок действия лицензии устанавливается непосредственно лицензирующим органом[1048];
3) разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотным спектрам.
Минкомсвязи России оказывает государственные услуги публичным организациям, например при заключении контрактов на оказание услуг для государственных нужд, а также консультационные услуги гражданам[1049].
Роскомнадзор имеет обширную систему подчиненных территориальных органов, выдает разрешения по эксплуатации сетей (сооружений) связи, а также регистрирует средства связи гражданского назначения. К его ведению отнесена регистрация средств массовой информации. Роскомнадзор оказывает государственные услуги в сфере публичной контрактации, а также предоставляет бесплатные консультационные услуги государственным органам и гражданам. К ведению Минкомсвязи России и Россвязи отнесены релятивные разрешительные полномочия в сферах сертификации средств связи (организации проведения сертификации), а Россвязь, кроме того, организует проведение торгов на получение лицензий, а также осуществляет иные полномочия в области публичного санкционирования (например, присваивает радиочастоту или радиочастотный канал для радиоэлектронных средств). Таким образом, Россвязь в опосредованных формах участвует в реализации разрешительных полномочий Роскомнадзора; Минкомсвязь и Роскомнадзор относятся к регистрирующим органам[1050].
Государственное регулирование в сфере связи осуществляется не только органами исполнительной власти, отдельные полномочия в этой сфере отнесены к ведению Государственной комиссии по радиочастотам — межведомственного коллегиального органа при Минкомсвязи России. Комиссия наделена властными полномочиями по обеспечению доступа пользователей к радиочастотному спектру. В ее состав входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе подчиненных Минкомсвязи России ведомств. Председателем Комиссии ex officio является министр связи и массовых коммуникаций РФ.
28.2. Обеспечение государственной политики в сфере информационных технологий и связи
К ведению Минкомсвязи России и подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти отнесено государственное управление в сферах электрической, почтовой связи и информатизации. Электрическая связь представляет собой передачу или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков по проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Почтовая и фельдъегерская связь различаются по виду отправлений и абонентам информации. Почтовая связь представляет собой прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, а также денежных переводов. Получателями отправлений фельдъегерской связи являются высшие должностные лица органов государственной власти. В качестве абонентов фельдъегерской связи эти лица получают отправления особой важности, документы, содержащие совершенно секретную, секретную и иную информацию. Все документы Президента РФ, федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, органов военного управления и администрации промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, содержащие совершенно секретную и секретную информацию, подлежат доставке только сотрудниками фельдъегерской связи.
Электрическая связь осуществляется с помощью сетей электросвязи — технологических систем, обеспечивающих телефонную, телеграфную или факсимильную передачу информации. Минкомсвязи России и подчиненные ему ведомства обеспечивает единое централизованное управление взаимоувязанной сетью связи Российской Федерации, представляющей собой систему технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи. Абонентами сетей связи общего пользования могут быть любые юридические или физические лица. В отличие от них ведомственные сети электросвязи создаются и действуют в системах федеральных органов исполнительной власти и предназначены исключительно для удовлетворения их информационных потребностей. На территории РФ любыми юридическими или физическими лицами, включая и иностранных инвесторов, могут создаваться выделенные сети связи, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования.
Целью государственной политики в области связи и информатизации является обеспечение публичных (общегосударственных) и индивидуальных (частноправовых) интересов в сферах государственного управления и информационной безопасности. Государственное управление объектами гражданской связи (почтовой и электрической) отнесено к ведению Минкомсвязи России и подчиненных ему ведомств. Предназначением государственного управления объектами специальной связи (систем шифрованной и засекреченной связи) является обеспечение информационной безопасности. Осуществление государственного контроля в этой сфере отнесено к ведению ФСО России, ФСБ России, СВР России, ГФС России и других подчиненных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти. Государственное управление объектами гражданской и специальной связи осуществляется посредством:
лицензирования деятельности по оказанию услуг связи;
сертификации технических средств и услуг связи[1051];
обеспечения контроля и надзора.
Для лицензирования деятельности в сфере связи характерно преобладание административных методов: лицензирующий орган выдает лицензии, приостанавливает их действие и аннулирует лицензии[1052]. Роскомнадзор лицензирует деятельность юридических и физических лиц, связанную с предоставлением услуг связи. К ведению Россвязи отнесены полномочия по организации системы сертификации в сфере связи. В процессе сертификации должностные лица указанного органа подтверждают соответствие технических средств и услуг связи требованиям, предъявляемым законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами. Полномочия Россвязи в сфере сертификации не распространяются на системы специальной связи Минобороны России, МВД России и других силовых федеральных министерств и ведомств.
К ведению Роскомнадзора отнесено осуществление государственного надзора и контроля в области связи. Надзор за связью осуществляется государственными инспекторами по надзору за связью и информатизацией в Российской Федерации. Руководитель Роскомнадзора по должности является главным государственным инспектором по надзору за связью и информатизацией в Российской Федерации, а его заместители — заместителями главного государственного инспектора по надзору за связью в Российской Федерации. Государственные инспекторы по надзору за связью и информатизацией вправе приостанавливать или прекращать деятельность в области связи юридических и физических лиц, не имеющих лицензий на предоставление услуг в области связи или нарушающих условия выданных лицензий. Государственным инспекторам подведомственно рассмотрение административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.2—13.4, 13.6—13.9, 13.18 КоАП РФ.
К ведению Минкомсвязи России и подчиненных ему ведомств отнесено осуществление государственного управления в области информатизации.
Информатизация представляет собой организационный процесс удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, государственных органов и юридических лиц в области информации. Таким образом, важнейшим предназначением информатизации является обеспечение правового регулирования лиц, действующих в области связи, предоставляющих услуги связи или пользующихся этими услугами.
Минкомсвязи России издает нормативные акты, определяющие порядок предоставления органам государственной власти и организациям услуг электрической и почтовой связи, включая международные телефонные разговоры. Указанные акты являются обязательными для выполнения всеми физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги связи или пользующимися ими.
Компетенция Минкомсвязи России в сфере управление объектами специальной связи ограничена: координационные полномочия министерства распространяются по преимуществу на федеральные министерства, ведомства, действующие в сфере гражданской связи. При осуществлении государственной политики в области связи и информатизации Минкомсвязи России согласовывает лишь отдельные полномочия с министерствами, ведомствами, обеспечивающими информационную безопасность, в частности, со Службой специальной связи и информации при ФСО России и Спецстроем России.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие сети входят в состав единой сети электросвязи Российской Федерации?
2. Каковы особенности обеспечения связи специального назначения?
3. Какие полномочия отнесены к ведению Минкомсвязи России?
4. Какой федеральный орган исполнительной власти осуществляет лицензирование в сфере связи?
5. Назовите различия между почтовой и фельдъегерской связью.
6. Какие публичные органы власти осуществляют управление объектами специальной связи?
7. Опишите полномочия Роскомнадзора.
8. Что входит в компетенцию Роспечати?
9. Назовите права и обязанности Россвязи.
10. Охарактеризуйте системы сертификации в сфере связи.
Глава 29. Управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования
В результате изучения данной главы учащийся должен:
знать организационную структуру управления;
уметь анализировать статутные акты о Минприроды России и подчиненных этому министерству публичных органах;
овладеть практическими навыками анализа публичных предписаний законодательства об экологической экспертизе.
29.1. Организационная структура управления
Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования осуществляется в целях обеспечения федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением природоохранного законодательства. Федеральным органом исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Ему подведомственны:
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).
Полномочия по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ в отдельных отраслях промышленной деятельности, а также полномочия в сфере нормативно-правового регулирования отнесены к ведению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору[1053]. Ростехнадзор находится в непосредственном подчинении Правительства РФ.
Минприроды России определяет порядок осуществления подведомственными ему органами разрешительных полномочий (порядок выдачи и переоформления лицензий и разрешений и др.). В отличие от многих других министерств Минприроды России оказывает публичные услуги в сфере государственной контрактации, а также консультационные услуги гражданам (министерство осуществляет эти виды деятельности наряду с подчиненными ему ведомствами). Положением о Минприроды России предусмотрено создание подчиненных ему территориальных органов; такие же органы действуют в системах федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении.
Росприроднадзор, Росводресурсы и Роснедра осуществляют правоприменительную деятельность. Принимаемые ими индивидуальные правовые акты устанавливают запреты и ограничения предпринимательской деятельности в сфере природопользования. Роснедра проводят экспертизу проектов геологического изучения недр и соответствующей технической документации. Росприроднадзор проводит государственную экологическую экспертизу проектов нормативных правовых актов и иных документов, предусматривающих осуществление хозяйственной деятельности, связанной с потенциальным негативным воздействием на окружающую природную среду.
Подчиненные Минприроды России ведомства оказывают платные и безвозмездные публичные услуги. В частности, Роснедра предоставляют геологическую информацию о недрах на основе возмездного договора, Росводресурсы предоставляют публичным организациям и субъектам частного права данные государственного водного кадастра.
Штатная численность сотрудников центральных аппаратов Минприроды России и подчиненных ему федеральных ведомств относительно невелика, государственные служащие в основном сосредоточены в соответствующих территориальных органах.
Росгидромет является лицензирующим органом применительно к деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях и работам по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления[1054]; он оказывает публичные услуги, в частности распространяет экологическую информацию, в том числе экстренную информацию об опасных природных явлениях, фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей природной среды, угрожающих жизни и здоровью населения, и консультационные услуги гражданам и юридическим лицам.
Росгидромет является специально уполномоченным государственным органом в области гидрометеорологии и смежных с ней областях[1055]. Полномочия Росгидромета в качестве лицензирующего органа регламентируются Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Росгидромет осуществляет отдельные функции в сфере экологического контроля, в частности, проводит государственный мониторинг атмосферного воздуха и континентального шельфа Российской Федерации; оказывает публичные информационные услуги, связанные с предоставлением потребителям сведений, относимых к экологической информации, а также публичные услуги в сфере государственной контрактации.
В единую систему Росгидромета входят центральный аппарат (его управления и отделы) и территориальные органы — территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В юрисдикционной сфере ведомства, подчиненные Минприроды России, а также Ростехнадзор, наделены следующими полномочиями:
Росприроднадзор, Росводресурсы, Роснедра и Росгидромет рассматривают дела об административных правонарушениях, определенных предписаниями ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ;
Росводресурсы и Роснедра составляют протоколы об административных правонарушениях и направляют их для рассмотрения в Росприроднадзор, а также вправе применять к лицам, подозреваемым в совершении проступка, меры административного пресечения в виде осмотра помещений и территорий, изъятия вещей и документов, ареста товаров и иных вещей (ч. 1 ст. 27.8, ч. 1 ст. 27.10, ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ);
Росприроднадзор и Ростехнадзор наделены более значимыми властными полномочиями, их должностные лица вправе применять меры административного пресечения в виде доставления и сопряженных с ним мер пресечения в виде административного задержания и личного досмотра (п. 6 ч. 1 ст. 27.2, ч. 2 ст. 27.7 КоАП РФ).
Ростехнадзор относится к лицензирующим органам, к его ведению отнесено лицензирование по пяти видам деятельности в области промышленной безопасности и в других сферах, оказывающих потенциальное негативное воздействие на окружающую среду[1056]. Ростехнадзор принимает также индивидуальные правовые акты, в том числе разрешения. В отличие от лицензий, разрешения санкционируют и осуществление некоммерческих видов деятельности, например, связанных с управлением объектом атомной энергии. Выдача разрешений обусловлена потребностями публичного контроля и надзора на опасных производственных объектах в сферах атомной энергетики и промышленной безопасности и не всегда связана с регламентацией деятельности субъектов предпринимательства. Ростехнадзор наделен обширными полномочиями, устанавливающими релятивные ограничения частноправовой деятельности. В соответствии со своими координационными полномочиями Ростехнадзор согласовывает технические проекты в области недропользования, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и т.п. Ростехнадзор оказывает публичные услуги, обусловленные государственной контрактацией, а также бесплатные консультационные услуги субъектам предпринимательства и гражданам.
К ведению Росприроднадзора отнесено проведение государственной экологической экспертизы, включающей в себя проведение экспертизы проектов правовых актов органов государственной власти (в том числе и актов индивидуального применения), проектов международных договоров, федеральных программ развития промышленной деятельности.
29.2. Публичный контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Росприроднадзор и его территориальные органы осуществляют экологический контроль, предназначением которого является наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности. Обеспечение экологического контроля отнесено к ведению главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и подчиненных ему государственных инспекторов. Руководитель Росприроднадзора — главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы — определяет права и обязанности должностных лиц, осуществляющих экологический контроль. Государственные инспекторы по охране природы рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют государственные инспекторы по охране природы. К их ведению отнесены обеспечение контроля за соблюдением стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, установление нормативов выбросов загрязняющих веществ и других условий, определенных разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При осуществлении контрольных функций государственные инспекторы по охране природы наделены властными полномочиями, в том числе полномочиями административного принуждения. Они вправе непосредственно применять меры административного принуждения: аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или приостанавливать их действие, а также рассматривать дела об административных правонарушениях юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Государственный мониторинг состояния недр (ГМСН) осуществляет Росгидромет. ГМСН представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменения под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. Таким образом, предназначение ГМСН во многом тождественно целям экологического контроля. Организацию работ в указанной сфере Минприроды России осуществляет во взаимодействии с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Минприроды России, Росгидромет, другие федеральные министерства, ведомства, органы исполнительной власти субъектов РФ входят в состав государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, к ведению которой отнесены сбор, аналитическая обработка и распространение экологической информации, разработка прогнозов природных стихийных бедствий и др.
Росгидромет осуществляет государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Заместитель руководителя Росгидромета — главный государственный инспектор по надзору за проведением указанных работ и подчиненные ему инспекторы в процессе надзора проверяют соблюдение лицензиатами требований и условий лицензирования[1057]. Государственный надзор осуществляется в виде проверок, экспертиз, инспекций и в других организационно-правовых формах. Государственные инспекторы Росгидромета рассматривают дела о нарушении лицензионных требований и условий, вносят представления о приостановлении действия лицензий либо инициируют судебную процедуру аннулирования лицензий[1058].
29.3. Экологическая экспертиза
Объекты экологической экспертизы
Минприроды России осуществляет государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Предпринимательская или некоммерческая деятельность, осуществление которой сопряжено с потенциальным причинением вреда окружающей среде, подлежит экологической экспертизе, организация и проведение которой отнесены к компетенции Росприроднадзора.
Экологическая экспертиза может быть государственной, проводимой Росприродназором и ее территориальными органами, и общественной, организуемой муниципальными органами по инициативе граждан или юридических лиц. Экологической экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов и актов индивидуального применения, реализация которых может привести к негативным экологическим последствиям. Требования экологической экспертизы распространяются только на документированную информацию (т.е. экспертная проверка не проводится непосредственно в отношении объектов недвижимости, проверяется только градостроительная документация, например проекты строительства и проекты хозяйственной деятельности, другие документы, предусматривающие создание таких объектов). Экспертиза не предусматривает осуществления действий, ограничивающих права лица (например, в этих случаях не проводятся досмотр служебных помещений, выездные проверки, выемка документов и другие властные действия, осуществляемые при назначении государственного контроля (надзора)). Экологическая экспертиза всегда проводится стационарно, т.е. по месту нахождения экспертного органа, и предусматривает проверку документов, исчерпывающий перечень которых установлен в ст. 11—12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Инициатором экспертизы всегда является хозяйствующий субъект (как правило, субъект предпринимательства), легитимная коммерческая деятельность которого возможна только при наличии положительного экспертного заключения.
Таким образом, государственная экологическая экспертиза представляет собой разновидность деятельности по оказанию возмездных публичных услуг. Такие услуги предоставляются любому субъекту предпринимательства, причем гражданская правоспособность лица возникает после их предоставления, т.е. в момент получения положительного заключения экспертизы, утвержденного Росприроднадзором. Финансирование хозяйственных проектов осуществляется при наличии указанного документа[1059].
К объектам экологической экспертизы относятся также проекты правовых актов органов исполнительной власти в случаях, когда такими актами регламентируется хозяйственная деятельность государственных унитарных предприятий[1060]. Функции по нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные функции федеральных служб, федеральных агентств осуществляются по согласованию с Росприроднадзором. Проекты ведомственных правовых актов при наличии отрицательного заключения государственной экологической экспертизы направляются вынесшим их органам для внесения соответствующих корректив[1061].
Таким образом, государственной экологической экспертизе подлежат документы, регламентирующие коммерческую или публичную деятельность.
Росприроднадзор (его территориальный орган) при вынесении отрицательного экспертного заключения по ходатайству коммерческой организации обязан уведомить об этом орган по охране окружающей природной среды, а также банковскую организацию, финансирующую проведение хозяйственной деятельности. Осуществление субъектом предпринимательства хозяйственной деятельности без проведения государственной экологической экспертизы либо при наличии отрицательного экспертного заключения квалифицируется по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ[1062].
Содержание экспертной деятельности
Проведение государственной экологической экспертизы предусматривает и определенные функции государственного контроля, осуществляемого до начала реализации хозяйственных проектов, воздействующих на окружающую среду, или в процессе указанной коммерческой деятельности. Контроль отнесен к ведению государственных (муниципальных) органов и включает в себя выявление случаев незаконной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, но осуществляемой без ее проведения; проверку достоверности документов, представленных на экспертизу. К властным полномочиям государственных экспертных органов относится и принятие актов индивидуального применения — представлений, выносимых после выявленного правонарушения, т.е. квалификация проступка в этих случаях осуществляется после соответствующих мероприятий по контролю.
О сопряженности публичной экспертной и контрольной деятельности свидетельствуют административно-юрисдикционные полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, в частности отнесение к их ведению рассмотрения дел о нарушениях законодательства об экологической экспертизе (т.е. выявлению таких проступков предшествует проведение экологического контроля).
Меры публичного принуждения, осуществляемые при проведении экологической экспертизы, регламентируются Федеральным законом «Об экологической экспертизе», а также — применительно к контрольной деятельности — Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указанными федеральными законами установлены различные властные полномочия должностных лиц. Для установления соотносимости властных действий, предусмотренных данными федеральными законами, необходимо выявить корреляцию их предписаний[1063].
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный контроль включает в себя проверку соблюдения субъектами предпринимательства при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам, установленных федеральными законами, в том числе и требований, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе», однако предусмотренные им нормы регламентируют правоотношения, возникающие до осуществления хозяйственной деятельности, применительно к которой проводится публичная экспертиза. Государственная экологическая экспертиза завершается в момент получения субъектом предпринимательства экспертного заключения, зарегистрированного Росприроднадзором (его территориальным органом), санкционирующего проведение хозяйственной деятельности. Легитимность ее осуществления устанавливается в процессе государственного экологического контроля, однако правоотношения в этой сфере регламентируются Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Таким образом, рассматриваемыми федеральными законами устанавливаются методы проведения проверок, различающиеся по временны`м параметрам их осуществления. Во всяком случае проверка документированной информации, подлежащей экологической экспертизе, проводится на стадиях, предшествующих реализации проектов, воздействующих на окружающую среду. Предпринимательская деятельность, проводимая после завершения экологической экспертизы, контролируется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а применительно к правоотношениям, на которые его действие не распространяется, — другими федеральными законами.