Германский вопрос в послевоенном урегулировании
Вопрос о судьбе Германии ЯВЛЯЛСЯ одним из центральных при обсуждении главами государств антигитлеровской коалиции путей послевоенного урегулирования. Лейтмотивом этих переговоров являлись идеи справедливого возмездия виновникам войны и защиты мирового сообщества от новой угрозы со стороны Германии. Уже на советско-английских переговорах в Москве в декабре 1941 г. обеими сторонами было заявлено о необходимости отторжения части территории рейха: восстановлении суверенной Австрии, возвращении Восточной Пруссии Польше и Судетской области Чехословакии, возможно — создании независимых государств в Рейнской области и Баварии. В американской администрации идея расчленения Германии имела как сторонников, так и противников. В октябре 1943 г. на Московской конференции США представили документ «Основные принципы капитуляции Германии», в котором речь шла лишь о «децентрализации» Германии, направленной на «уменьшение прусского влияния на рейх».
В ноябре 1943 г. американская и английская делегации выступили на Тегеранской конференции в поддержку наиболее жесткого решения германского вопроса. Предполагалось образование на территории Германии пяти автономных государств либо отторжение южногерманских земель для образования вместе с Австрией и Венгрией Дунайской федерации. Иную позицию занял Сталин, считавший, что радикальное расчленение Германии может стать лишь основой для новой вспышки немецкого национализма и реваншизма, тогда как искоренению милитаризма и нацизма в Германии больше будет способствовать послевоенное сотрудничество стран коалиции. 15 января 1944 г. британским правительством был внесен на рассмотрение союзников план разделения Германии на зоны оккупации. В нем впервые была обозначена та линя, которая потом стала границей между ФРГ и ГДР.
На Ялтинской конференции 1945 г. вопрос о территориальном расчленении Германии уже напрямую не ставился. Был лишь подтвержден проект формирования зон оккупации, причем из американской и английской зон выделялась территория для образования зоны оккупации Франции.
Окончательно германский вопрос решился на Потсдамской конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 г. Конференция утвердила Декларацию о поражении Германии и коммюнике, подтвердившее принципы политики в отношении Германии, сформулированные в Ялте. Территория Германии, в том числе территория Берлина, была разделена на четыре зоны оккупации. При этом советская зона включала 40 % территории, 30 % населения и 33 % производственного потенциала. Для координации создавался Совет министров иностранных дел пяти держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая), а также Контрольный совет главнокомандующих, совместные комендатуры в Берлине. Был закреплен принцип сохранения экономического единства Германии и право немецкого народа на создание единого демократического государства. Но характерно, что уже в текст Потсдамского соглашения было введено понятие «западные зоны».
Потсдамская конференция установила новые границы Германии: Восточная Пруссия была отдана Советскому Союзу, территория до Одера и Западной Нейсе — Польше, Судетская область возвращена Чехословакии, восстановлен суверенитет Австрии. Немцы, проживавшие на территории Польши, Чехословакии и Венгрии, подлежали депортации в Германию.
Вопрос о суммах и источниках репарационных выплат вызвал дискуссию. В итоге было принято предложение американской делегации, согласно которому репарации должны были взиматься каждым правительством в своей зоне оккупации, а также из германских активов за границей (в Болгарии, Венгрии. Румынии, Финляндии и Австрии). СССР отказался от изъятого в Германии золота в пользу западных держав, но получил право на 10 % промышленного оборудования из западных зон оккупации. Германский флот был разделен поровну между СССР, Великобританией и США. Окончательная сумма репараций не была определена, поскольку британская и американская делегации выразили сомнение в возможности Германии удовлетворить требования СССК.
Союзный Контрольный Совет (СКС) в составе главнокомандующих оккупационными войсками СССР, США, Великобритании и Франции был создан в июне 1945 г. В первые месяцы своей работы СКС принял директивы «О ликвидации вермахта», «О роспуске немецких полувоенных организации», «О запрещении военного строительства в Германии», конкретизирующие комюнике Потсдамской конференции. СКС получил всю полноту власти на территории Германии. Его решения принимались на основе консенсуса с возмож-остью любой стороны использовать право вето. Но административное правление осуществлялось в оккупационных зонах автономно. Под контролем оккупационных властей воссоздавались местное самоуправление и немецкие политические партии. Как предварительный шаг по формированию единого германского правительства предполагалось создание центральных департаментов (финансов, транспорта, внешней торговли и промышленности), действующих под контролем СКС.
37. Создание государства Израиль и политика держав в урегулировании арабо-израильского конфликта в 1940–1950-е годы.
Создание Государства Израиль — политический процесс, начавшийся с появления движения политического сионизма в 1897 году и завершившийся уже после провозглашения 14 мая 1948 года Декларации независимости победой в Войне за независимость и принятием в ООН к середине 1949 года.
Создание Израиля было продиктовано многовековым стремлением евреев к возрождению национального очага на исторической родине и массовыми преследованиями, которые настоятельно требовали политически гарантированного убежища для еврейского народа.
Основными этапами процесса создания государства были появление сионистского движения, декларация Бальфура, британский мандат на Палестину, план ООН по разделу Палестины и Война за независимость.
Стремление к созданию собственного государства на Земле Израиля обрело организационные формы с появлением политического сионизма. Сионизм стал ответом на антисемитизм Нового времени, который отвергал ассимиляцию евреев.
Следующим важным событием в борьбе евреев за создание собственного государства стала так называемая «Декларация Бальфура». Если до начала Первой мировой войны многие сионисты ориентировались на Турцию и Германию, то к 1915—1916 годам неформальный политический центр сионизма переместился в Великобританию. В январе 1915 года член кабинета министров Герберт Сэмюэл представил Министерству иностранных дел меморандум «Будущее Палестины», в котором предлагал аннексировать эту территорию и поселить там «3 или 4 миллиона европейских евреев».
2 ноября 1917 года министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур направил официальное письмо лорду Уолтеру Ротшильду, представителю британской еврейской общины, для передачи Сионистской федерации Великобритании. В нём утверждалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа». 9 ноября 1917 года письмо было опубликовано в газете «Таймс». Впоследствии этот документ получил название «Декларация Бальфура». В ответ на поддержку Великобританией создания «еврейского дома» в Палестине еврейские добровольцы-сионисты сформировали «Еврейский легион», который оказал британским войскам помощь в завоевании Палестины.
На основании решений конференции в Сан-Ремо Лига Наций вручила в 1922 году Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома». Согласно мандату Британия обязалась:
«Статья 2: …создать такие политические, административные и хозяйственные условия, которые обеспечат установление еврейского национального дома в Палестине, как изложено в преамбуле, и развитие институтов самоуправления.
Статья 5: …никакая часть территории Палестины не может быть уступлена, сдана в аренду или помещена под управление иностранной державы.
Статья 6: …содействовать еврейской иммиграции и поощрять плотное заселение евреями земель, включая государственные земли и пустующие земли, не являющиеся необходимыми для общественных надобностей.
Статья 7: …способствовать приобретению палестинского гражданства евреями, которые выберут Палестину местом своего постоянного проживания»
Он продолжался с 1922 до 15 мая 1948. За несколько часов до окончания действия мандата, на основании Плана раздела Палестины, было провозглашено Государство Израиль.
План ООН по разделу Палестины — план, принятый 29 ноября 1947 года резолюцией № 181[1] Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН (33 голоса «за», 13 «против», 10 воздержались). Предусматривал прекращение британского мандата в Палестине к 1 августа 1948 года и рекомендовал создание на её территории двух неназванных государств: еврейского и арабского.[2]
Иерусалим и Вифлеем, согласно решению ООН, должны были стать территорией под международным контролем[3]. Неприятие плана со стороны арабского сообщества, которое считало его несправедливым по отношению к арабам, стало причиной начала Арабо-израильской войны 1947—1949 гг.
В декабре 1947 года Верховный комиссар Палестины представил в министерство по делам колоний прогноз о том, что территория, выделенная под создание арабского государства, будет, в результате предполагаемой войны, разделена между Сирией (Восточная Галилея), Трансиорданией (Самария и Иудея) и Египтoм (южная часть).
Принятие ООН плана раздела Палестины вызвало резкую отрицательную реакцию как палестинских арабов, так и в целом в арабском мире. Стычки между еврейскими и арабскими вооружёнными формированиями стали перерастать в полномасштабные военные столкновения, и британские власти не в состоянии были помешать этому. Великобритания объявила о прекращении Мандата с 15 мая 1948 года, на несколько месяцев раньше срока, предусмотренного планом ООН. Обе противоборствующие стороны усиленно закупали вооружение и мобилизовывали население. Еврейские и арабские военизированные формирования стремились к максимальному захвату территории и контролю над коммуникациями, занятию ключевых пунктов сразу же после ухода британских войск.
Основной задачей обеих воюющих сторон был захват коммуникаций. Особенно остро эта проблема стояла в Иерусалиме, еврейская часть которого в марте 1948 года оказалась в полной арабской блокаде. Израильтяне не только отразили нападение и отстояли существование Израиля, но и значительно увеличили его размеры.
38. Политика СССР в отношении стран Восточной Европы. Создание «социалистического содружества».
Когда в Тегеране Черчилль убедился, что перекрыть Красной Армии путь в Европу средствами открытия второго фронта на Балканах не удастся, то в октябре 1944 г. он и британский министр иностранных дел Антони Иден прибыли в Москву и 9 октября договаривались со Сталиным и Молотовым о разделе сфер влияния в Европе после войны. И хотя в дальнейшем Трумэн отверг идею согласованных с СССР «сфер влияния», Сталин видел, что западные союзники вынуждены смириться с доминированием СССР в освобожденных им странах Восточной Европы. Когда после Ялтинской конференции Рузвельт и Черчилль 1 апреля 1945 направили Сталину телеграмму с протестом против того, что СССР нарушает Декларацию об освобожденной Европе, Сталин в ответ 7 апреля преспокойно опроверг все их обвинения. В странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в советской зоне оккупации Германии быстро и бесцеремонно осуществлялась сплошная социализация.
В Польше, судьбой которой особенно заботился Черчилль, предусмотренные свободные выборы не были проведены. Представители лондонского эмигрантского правительства получили в люблинском коммунистическом правительстве лишь второстепенные портфели. Президентом Польши стал лидер Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) Болеслав Берут, в стране воцарился социалистический строй.
В Румынии король Михай по требованию заместителя министра иностранных дел СССР А. Вышинского, который прибыл в Бухарест, 29 ноября 1946 г., назначил главой правительства лидера компартии Румынии Петру Гроза. А ЗО декабря 1947 король Михай был вынужден отречься от престола. Румыния была провозглашена Народной республикой, то есть стала социалистическим государством.
В Болгарии, где 9 сентября 1944 г. состоялось антифашистское вооруженное восстание, к власти пришел антифашистский Народный фронт. Наличие в стране советских войск способствовала быстрому подавлению сталинскими методами антикоммунистической оппозиции внутри Народного фронта.
В Венгрии, которая в конце войны была последним и самым упорным сателлитом гитлеровской Германии, на освобожденной советскими войсками территории, в городе Дебрецен 22 декабря 1944 было создано Временное правительство, которое состояло из антифашистских политиков, но не было коммунистическим.
Государством, которое не сразу «вписалось» в послушный концерт сталинских сателлитов, была Чехословакия. Устойчивость демократических традиций, преданность конституционным нормам привели к тому, что президент Чехословакии Эдуард Бенеш и коалиционное правительство, куда наряду с коммунистами входили еще довоенные демократические политики Томаш Масарик и 11 министров, в отличие от других стран, освобожденных от фашистских оккупантов Советской Армией, удерживали в Чехословакии демократический режим. В начале 1948 г. председатель правительства лидер компартии Чехословакии Климеит Готвальд и другие коммунисты в правительстве и на других руководящих постах, особенно в органах безопасности, с санкции советского руководства сумели сбросить сторонников демократического режима. 7 октября 1949 в страны народной демократии присоединилась только что создана Германская Демократическая Республика (ГДР).
Итак, на западных границах СССР создалась довольно широкая полоса из стран народной демократии, где власть находилась в руках коммунистов, руководители которых были ставленниками СССР. Начальная форма свелась к заключению с Советским Союзом с каждой из стран-сателлитов и странами-сателлитами между собой договоров, носивших название «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи». Эти однотипные двусторонние договоры сначала и создали блок, который составил европейскую социалистическую систему.
Социалистическое содружество - это добровольный союз равноправных, суверенных и независимых государств, которые, будучи государствами социалистическими, черпают свою мощь и благосостояние только из свободного труда своих народов, не зная эксплуатации у себя, не эксплуатируя ни труда, ни богатств других стран и народов.
Социалисти́ческие стра́ны — определение, использовавшееся во время холодной войны в СССР, в соответствии с терминологией КПСС, для обозначения стран, вставших на путь развития социализма, то есть придерживающихся идеологии марксизма-ленинизма и с достаточно устойчивыми режимами — независимо от дружественных или враждебных отношений с СССР.
С середины 1940-х до середины 1950-х годов в СССР и ряде других стран для обозначения стран с переходным между капиталистическим и социалистическим строем использовалось определение «страны народной демократии».