Земские соборы, их назначение и особенности функционирования
Особое место в системе гос. органов занимали Земские собор, проводившиеся с середины XVI до середины XVII века. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, Освященный Собор (церковная иерархия) и выборочные от дворянства и посадов.
Духовная и светская аристократия представляла элиту общества. В решении важнейших вопросов царь не мой обойтись без ее участия. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения – главный источник денежных доходов и казны.
Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики законодательства, финансов, гос. строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («палатам»), но принимались всем составом Собора.
Кроме названия «Земский собор», представительные учреждения в Московском государстве носили и другие наименования: «Великая земская дума», «Общий совет». Свои организационные формы Земский собор заимствовал как у церковных соборов, так и у вечевых собраний. Через систему соборов власть стремилась выявить мнения наиболее влиятельных классов и групп населения. Функция Земского собора 1613 года и последующих годов включали: обобщение донесений воевод и рассылка им предписаний, борьба с разбоями, руководство военными силами государства, введение новых налогов. Также в 1613 году, 21 февраля произошло единодушное избрание Земским собором на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова.
Договорами между великим князем Московским и удельн. князьями вводилось правило о верховенстве Москвы в судебн. делах. В 15в окрепшая после феодальн. войны великокняжеск. власть начинает решительн. наступление на судебн. права др. велик. княжеств и феодальн. республик, пересматривает и переписывает на себя их судебники. Судебник 1497г: больш. частью посвящен организации центральн. и местн. управления и суда и материальн. гражданск. праву; имеет значение как первый кодекс общерусск. права централизован. гос-ва. В Судебнике расширен. перечень преступлений: гос. преступления, преступления против церкви, преступления против суда. Системы наказаний: широк. введение смертн. казни, введение торгов. казни (битье кнутом) и сокращение имуществен. наказаний. Судебн. система русск. гос-ва 16в: характеризуется административн. реформами 1555г (передавала все местн. управление и суд дворянам - средним и мелким помещикам). С именем Ивана Грозного связана дальнейш. централизация суда и управления, в частности издание более полн. Судебника (1550г). Боярск. Дума оставалась центральн. органом управления и суда, но не ограничивала власти царя. Для разбирательства уголовн. дел при Боярск. Думе была организована Расправн. Палата (ведала спорн. делами). Суд русск. гос-ва 17в: Соборн. Уложение 1649г: в лице воевод появился орган, объединявший воен., административн. и судебн. функции. Воевода - уже не хозяин соответствующ. территории, а целиком агент правительства. Общерусские законы. Судебн. кодекс Ивана 3 явл. перв. общерусск. законодательством - обобщил многие предыдущ. правов. нормы и отразил новое в обществен. жизни Руси 14-15вв. Основн. вопрос Судебника – организация судебно-административн. системы. Проводятся пошлины за все виды судебн. деятельности. Др. сфера Судебника – социальн. отношения: срок, в течение кот. частновладельческ. крестьянам разрешалось покидать своего господина - за неделю до и после Юрьева дня - был связан с окончанием с/х работ. В случае ухода крестьянин платил хозяину плату за пользование крестьянск. двором.
26 Период «смуты», Воцарение династии Романовых и переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.
Смута начала XVII в. привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати, тяжелые психологические последствия имел массовый террор со стороны всех соперничавших группировок. Экономика была разрушена, а страна обезлюдела. Предельно сложной оставалась геополитическая обстановка.
XVII в. — время усиления мобилизационного характера развития России. Восстановление народного хозяйства, постоянные войны, восстания и бунты как ответ на закрепощение, финансовые трудности и злоупотребления администрации, стремительное расширение территории (присоединение Украины, Восточной Сибири и Дальнего Востока, продвижение на Кавказ и др.), следствием чего стало превращение России в крупнейшую континентальную империю мира, требовали концентрации национальных сил, привели к завершению установления крепостного права. Наряду с этим развиваются мелкотоварное производство, мануфактуры, начинает формироваться всероссийский национальный рынок, в Россию активно проникают европейские культурные и цивилизационные достижения.
Династия Романовых не обладала реальными собственными материальными, силовыми средствами и механизмами для утверждения власти.
Смута представляла не просто угрозу независимости, утраты территориальной целостности, но и потери православной самоидентификации русского народа. Поэтому возрождение самодержавия и восстановление государственности проходило на основах, приближенных к каноническим представлениям о государстве как «симфонии властей», двуединстве светской и духовной власти, автономно существущих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.
Восстановление государственности на православных духовно-нравственных основах облегчалось тем, что патриарх Филарет (1619—1633 гг.) — в миру Федор Никитич Романов — был отцом царя. Ф.Н. Романов, выдающийся и влиятельный боярин во времена царя Федора Ивановича, даже соперничал с Борисом Годуновым за власть, что завершилось для него поражением и пострижением в монахи. Фактически власть сосредоточилась в руках патриарха Филарета, который энергично использовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти.
В XVII в. окончательно складывается национальная форма монархии — самодержавие. Хотя все самодержцы XVII в. династии Романовых избирались Земскими соборами (1613 — Михаил, 1645 — Алексей, 1682 — Петр и Иван V, исключением было воцарение Федора Алексеевича в 1676 г., для которого оказалось достаточно решения боярской Думы), источником их власти было не сословное волеизъявление, а Бог. Национальный образ власти носил сакральный характер. Царь, самодержец всея Руси, воспринимался как воплощение высших православных ценностей — Истины, Добра, Красоты, Справедливости,
На символическом уровне это закреплялось в таинстве венчания на царство, которое совершалось патриархом. С XVII в. осуществляется миропомазание на царство. Авторитет царской власти был едва ли не абсолютным, В то же время существо самодержавной власти не было закреплено в XVII в. в законодательстве. Власть царя ограничивалась только православной нравственностью и сложившимися традициями
В период восстановления российской государственности царь Михаил Федорович и патриарх Филарет опирались при укреплении самодержавия на церковь и всю систему сословных органов России. и самодержавие начинает эволюционировать в сторону абсолютной, т.е. политически неограниченной монархии.
27. Реформы центрального и местного государственного аппарата при Петре I. Сущность «регулярного государства»
Преобразования Петра I представляли собой классический пример радикальных принудительных реформ, проведенных государством «сверху». Основным инструментом проведения реформ было законодательное регулирование всех сторон жизни общества. Петр I мечтал создать свое рациональное, или, в его терминологии, «регулярное»государство, где исполняются дельные, толковые законы, ограждающие население от произвола бюрократии. Петровское законодательство охватывает все сферы общественной жизни: регламентирование промышленности, внешней торговли, армии и флота, управления различными слоями населения. Однако идеал рационального государства, о котором мечтал царь, оказался утопией и на практике привел к установлению полицейского абсолютистского режима.