Половина конна и половина муга 2 страница
Родословная Кормака, сына Куленнана, ясно показывает, что он не входил во внутренние династические круги Кашельских Эоганахтов и занял кашельский престол в результате компромисса[86]. Легенды о нем, составленные в полуагиографическом ключе, подчеркивают, что он был религиозным человеком и ученым, не расположенным к мирским заботам королевской власти. Согласно этой традиции, его злым гением был аббат Инис Катайг, Флатбертах, сын Инманена, из Мускрайге, который наследовал Кормаку и который, насколько известно, является последним королем Кашеля, носившим духовный сан.
Поэтому вполне возможно, что Федлимид, сын Кримтанна, собственной персоной положил начало традиции совмещения церковной и королевской власти. Говоря о Лейнстере, мы встречали случаи, когда короли занимали монашеские должности в Килдаре и Фернсе, но это были короли, захватывавшие аббатства и сопутствующие прерогативы, а не аббаты, избираемые королями. Тем не менее такое совмещение постов является отличительной особенностью Половины Муга и ограничивается эпохой самых разрушительных викингских набегов, которые заставляли монастыри с особенным рвением искать королевского покровительства.
Заслуживают упоминания два других аббата-короля из Мунстера, жившие в X веке. Ребахан, сын Мотла, умер в 934 году, будучи королем Северных десси и аббатом Томграни (Туайм Грене). По всей видимости, он также был избран в порядке компромисса по образцу Эоганахтов, так как его правление ознаменовало собой переход от правления его династии Кланн Энгусса к правлению династии Уи Тойррделбайг, ставших неоспоримыми королями Дал Кайс при его преемнике Лоркане, сыне Лахтны, деде Бриана Боромы (Ребахан происходил из Уи Хернайг, а предыдущие три короля — из Уи Эхтигирн; и Уи Хернайг, и Уи Эхтигарн были [244]ответвлениями династии Кланн Энгусса). Кормак, сын Мотла, король мунстерских десси, также был аббатом Келл Мо-Аассе (Килмолаш в графстве Уотерфорд), а заодно и епископом, и «вице-аббатом» (sеспар, буквально «второй аббат») Лисмора и «главным советником Мунстера». Его гибель от рук представителей септа десси Уи Фотайд Айхед в графстве Типперэри (баронства Иффа и Оффа) описывается как «мученичество» (martra — обычное обозначение насильственной смерти духовного лица) в Анналах Инисфаллена в 920 году. В то время десси особенно тяжело страдали от норвежских нападений, которые исходили из постоянной базы скандинавов в Уотерфорде. Кормак не давал обета безбрачия, так как его сын Фаэлан умер, будучи королем, в 966 году, а два королевских септа Уа Бруйкк и Уа Фаэлайн числятся его прямыми потомками. В Анналах Инисфаллена по вполне понятной описке он называется Кормаком «сыном Куленнана».
За исключением священнослужителей Олхобара, сына Кинаэда (847— 851 гг.), Кенн Фаэлада, внука Мугтигерна (859—872 гг.), и Флатбертаха, сына Инманена (914—922 гг.), а также недолго правившего Дуб-да-Байренна, сына Домналла, из рода Ратлендских Эоганахтов (957—959 гг.), все наследники Федлимида, сына Кримтанна, до прихода к власти Дал Кайс (964 г.) происходили из рода Кашельских Эоганахтов. Поэтому можно считать, что он установил фактическую монополию на королевство Мунстер для своей династии, хотя не оставил после себя потомков, которые смогли бы воспользоваться его успехом. Ни один из непосредственных предков Федлимида вплоть до Фингена, сына Аэда (ум. в 619 г.), не был королем Кашеля, а наибольшую выгоду из создавшегося положения извлекли потомки брата Фингена, Файльбе Фланна (ум. в 637 или 639 г.)[87].
Нам неизвестны подробности возвышения Федлимида. Из анналов мы узнаём, что он стал королем Кашеля в 820 году. Артри, сын Катала, умер в следующем году, что предполагает его отречение от престола. Согласно одним спискам королей, Федлимиду предшествовал Тнутгал, сын Доннгала, вымышленная фигура, не зафиксированная в анналах. Он происходил из рода Кашельских Эоганахтов, но в отношении его родословной существует безнадежная путаница, и ни в одной из них не упоминается его отец по имени Доннгал, хотя в некоторых он именуется сыном Доннгуса, сына Доннгала. В других списках королей до Тнутгала появляется столь же загадочный Туатал, сын Артри; он был бы последним королем Кашеля из [245]рода Глендамайнских Эоганахтов, однако сходство его имени с именем Тнутгала заставляет нас предположить, что это фиктивный персонаж, вставленный в списки из соображений местного патриотизма.
У нас есть все основания считать, что к 820 году, когда на престол взошел Федлимид, королевство Кашеля находилось в упадке. В предыдущем столетии верховный король Доннхад, сын Домналла, из Уи Нейллов предпринял военный поход против Мунстера, который, хотя и не принес заметных успехов, по крайней мере обозначил агрессивный настрой Половины Конна. В 775 и 776 годах он совершил крупные и чрезвычайно опустошительные походы на Мунстер, и во втором случае привел в составе своего войска силы монастыря Дурроу. Верховный король, несмотря на общий успех предприятия, потерял нескольких братьев в походе 776 года, однако нам ничего не известно о мунстерских королях, участвовавших в войне. Анналы Инисфаллена обходят молчанием как эти события, так и последний поход, который совершил Доннхад в 794 году, помогая лагенам в войне против мунстерцев.
Основы, на которых Федлимид сумел возвести здание могущества своего рода в Мунстере, были заложены в предшествующий период, ставший свидетелем упадка династии Лох-Лейнских Эоганахтов. Их высшее королевство Иармуму распалось, когда вассальные западные племена изъявили свою покорность напрямую Кашелю. Это событие отражено в любопытном документе, сохранившемся в собрании генеалогий и легенд Laud и рассказывающем о Соборе, который был созван в Западном Мунстере, очевидно, в VI веке (хотя некоторые действующие лица на самом деле жили в VII веке):
«Мак Ардда, сын Фидаха, был королем Киаррайге Ауахра до самого моря. Он был воспитанником Киарана-мак-инт-сайра[88]. Затем Мак Ардда, и Киаран, и Брендан мокку Алтай держали совет. К ним пришел Мо-Хуту Ратин: он был сведущ в этом деле. Киаран сказал Брендану и Мак Ардде, что они должны заключить союз (braithirse «братство») с Корко Оха и всеми Мускрайге: „Трудные времена наступят для вас при верховном короле Луахайра и Лох Лейна". И после этого они заключили союз с окружающими туатами. И там были Брендан, и Финан Кам, и Нессан Корко Оха, и Лугайд мокку Оха, и Ааихтине из Ахад Ур. И тогда пришли Бренайнд Бирор[89] и Комган, наследник Айльбе, и они каждый в [246]отдельности заключили вечный союз с туатами. Скрепляющую клятву для Киаррайге произнесли Брендан и Мо-Хуту, для Корко Дуйбне — Финан Кам и Мо-Нессок[90], для Корко Оха — Мо-Луа[91], для Мусрайге — Мо-Лахток[92] и его наследник, для всех Куириги (?) — Бренайнд из Бирра, и для «внешних племен» (forthuatha) — Комган эренаг из Имлех Ибайр (Эмли).
Все эти святые скрепили вечный союз между этими народами (сеnеlа) до Судного Дня. И тогда пришел Кримтанн Одор, король Иармуму, и сказал им: „Правда ли, что вы ущемляете нашу власть?"[93] Брендан из Бирра ответил ему: „На этом Соборе не будет иного короля, кроме Царя Небесного. И у туатов не будет иного владыки, кроме короля Кашеля". И два Брендана сказали Кримтанну Одору: „Не будут королями твои потомки до Судного Дня". А Бренайнд мокку Алтай сказал: „Ни один король Иармуму не будет править Киаррайге с дней короля, чье имя будет Маэл Дуйн, но Ирмуму (Западный Мунстер) будет свободен выбирать, какой бы король ни был в Кашеле из потомков Энгуса, сына Над Фройха, и именно он поставит короля над каждым туатом в Мунстере, и не должно быть короля на Севере, кроме короля Тары, и именно он должен поставить короля над каждым туатом в Половине Конна".
И тогда Мак Ардда и Шурудран отдали своих заложников Кримтанну, сыну Федлимида, королю Кашеля. И Мо-Хуту Ратин сказал: „Кто бы ни был королем Мунстера из Арай (?)[94]) МЬ1 будем верны ему, ибо мы — братья друг другу". Кримтанн, сын Федлимида, сказал Киаррайге: „Вы будете свободны в моих глазах, и ничего не будут брать у вас, кроме того, что вы сами выберете"».
В раннем стихотворении об отношениях между Айргиаллой и Уи Нейллами мы уже встречали святых, выступающих в роли поручителей. В данном случае, возможно, писец ошибся, поставив имя Киарана-мак-инт-сайра вместо Киарана Сайгирского, который происходил из Корко [247]Лойгде, так как родители Киарана Клонмакнойсского происходили из Латарна и Дал Арайде в Ульстере, а его монастырь не имел связей с Мунстером со времени смерти аббата Кронана мокку Лойгде (из Корко Аойгде) в 638 году: то, что после этого мунстерцы не допускались к занятию аббатского кресла, могло явиться следствием споров о сроках празднования Пасхи, из-за которых Мо-Хуту Ратин был изгнан из Рахо-на в 636 году. Остальные фигурирующие в тексте святые, за исключением Нессана из Мунгрета и Комгана, аббата Эмли (возможно, одно лицо с Мак-да-Хердой, который умер в 641 или 645 г.), являются представителями монашеской экспансии Западного Мунстера, о которой мы уже говорили[95].
Далее в трактате говорится, что если Киаррайге пожелают покориться королю Лох Аейна, то они должны будут сделать это только при следующих условиях: король Лох Лейна изберет одного из Киаррайге своим управляющим (rechtaire) и будет содержать его должным образом; всякая дань, причитающаяся королю Лох Лейна от Корко Три, Орбрайге и всех остальных племен (forsloinnti)[96] Иармуму, будет делиться на две части между королем Эоганахтов и королем Киаррайге; всякая дань, причитающаяся королю Лох Лейна от Киаррайге, будет оставаться во владении Киаррайге и их короля: «таково одно из его достояний (folaid)[97] от короля Лох Лейна». Кроме того, когда король Киаррайге дает заложника королю Лох Лейна, тот также дает ему заложника со своей стороны в качестве гарантии выплаты его достояния. Король Лох Лейна дает королю Киаррайге трех заложников, а король Киаррайге дает ему двух. Однако король Киаррайге не должен давать заложников, пока король Лох Лейна не утвердит свою власть (саin) над всеми окружающими туатами: Корко Байскинд, Коркомруад, Уи Фидгенти, Корко Лойгде на суше и на море, и над Уи Эхах Муман. Киаррайге не обязаны отправляться в поход, пока все племена Иармуму не соберутся в лагере короля Лох Лейна, и они должны провести в лагере всего лишь четыре дня и четыре ночи, если таково будет их желание, и они не будут участвовать в военных действиях, направленных против любого мунстерского туата, с которым они заключили этот союз на основании клятв святых, которые выступили посредниками.[248]
Как можно видеть, королевство Иармуму в том виде, в котором оно предстает в этом трактате и в повести о Мор Муман, значительно превосходит по своим размерам область Керри и Западного Корка. Оно охватывает всю западную часть провинции от Коркомруада на севере Клэра через земли Уи Фидгенти и их вассальных племен в графстве Аимерик и даже включает господство над могущественными Ратлендски-ми Эоганахтами, тем самым устраняя существование соперничающего королевства Десмонд. Примечательно, что в обоих источниках отсутствуют упоминания о Северных десси или Дал Кайс: образование королевства Томонд (королевства Дал Кайс) стало возможным лишь после ослабления господства Лох-Лейнских Эоганахтов в Лимерике и Западном Клэре, а также упадка в VIII веке королевства Уи Фиахрах Айдне в Южном Коннахте[98].
Последним королем из рода Аох-Лейнских Эоганахтов, носившим титул «короля Иармуму» (ri Iarmuman), был Ку Хонгелт, сын Корпре, смерть которого отмечена в Анналах Инисфаллена под 791 годом. Последующие короли именуются всего лишь «королями Лох-Лейна» (rig Locha Lein), как, например, Кобтах, сын Маэл Дуйна, в сообщении о его смерти в 833 году (хотя Анналы Улъстера, менее сведущие в мунстер-ских делах, продолжают употреблять титул «король Иармуму»). Маэл Дуйн, упоминавшийся в пророчестве св. Брендана, вероятнее всего, тождествен Маэл Дуйну, сыну Аэда, который умер в 786 году и зовется в анналах королем Мунстера. С его смертью рухнуло величие рода Лох-Лейнских Эоганахтов. Еще в 766 году он потерпел поражение при Энбот Бреге близ Трали от Уи Фидгенти и Арада Хлиах. Сообщается еще два случая восстаний «внешних племен»: в 793 году в битве при Конхенне пал король Корко Дуйбне, а в 803 году брат Ку Хонгелта Аэд Аллан, сын Корпре, погиб в сражении между Эоганахтами и Киаррайге. Хотя правнук Маэл Дуйна Олхобар, сын Кинаэда, правил Мунстером с 847 по 851 год, своим избранием и всеобщим признанием он был обязан, скорее всего, своей должности аббата Эмли[99].
Кримтанна Одора, против которого по легенде был заключен союз западных племен, можно отождествить с Кримтанном, сыном Кобтаха, отцом Аэда Беннана; однако так как его потомки на самом деле становились королями и даже претендовали на престол Мунстера, отраженная в [249]трактате традиция может относиться к некоему Кримтанну, который выпал из поля зрения составителей генеалогий именно потому, что пророчество святых полностью сбылось.
Личность Кримтанна, короля Кашеля, которому изъявили верность Киаррайге, вызывает ряд вопросов. Кримтанн, сын Федлимида, из рода Кашельских Эоганахтов никогда не был королем Мунстера. У него было два двоюродных брата, также носивших имя Кримтанн: они были братьями, сыновьями Эохайда, сына Энгуса, сына Над Фройха. Кримтанн Срем (или Кримтанн из Фемен) стал предком Глендамайнских Эоганахтов и королем Кашеля в середине VI века. Впрочем, именно у его брата Кримтанна из Айртир Хлиах, предка Эоганахтов из Айртир Хлиах, по сведениям составителей генеалогий, была мать по имени Деркко или Деркоманат. Автор трактата либо безнадежно перепутал всех трех Криманнов, либо сохранил более раннюю генеалогию, в которой они не различались (в соответствии с привычной практикой составители генеалогий зачастую выдумывали отдельных предков для разных частей одного септа только потому, что тот или иной септ разделился на соперничающие или географически отдаленные группы)[100].
Условия, на которых Киаррайге соглашались признать верховную власть короля Лох Лейна, были столь возмутительными, что превращали его титул короля Иармуму в полную фикцию. Наш трактат представляет собой политический манифест. Чередование престола Кашеля между династиями Эоганахтов из Айне, Кашельских и Глендамайнских Эоганахтов было нарушено Маэл Дуйном, сыном Аэда, из рода Лох-Лейнских Эоганахтов во второй половине VIII века. Последним королем Кашеля из рода Эоганахтов из Айне был Катуссах, сын Этерскела, который предположительно наследовал Каталу, сыну Фингуне, в 742 году, но год смерти которого не зафиксирован в анналах. Олхобар, сын Дуб-Индрехта, rigdammа Митап, который умер в 805 году, был внуком его двоюродного брата, однако королевская власть ушла из рук их рода. Правление Маэл Дуйна в Мунстере не могло быть популярным у восточных Эоганахтов, а так как его вассальные племена на западе также выказывали недовольство, легко можно понять, почему его имя не было включено во многие списки королей. Подлинную историческую основу нашего трактата составляет сражение 803 года, но возможно, что записанный в нем договор был заключен Киаррайге с Федлимидом, сыном Кримтанна.[250]
Если подобный союз с западными племенами и обеспечивал Кашель-ским Эоганахтам господство в Мунстере, то этого шаткого единства было явно недостаточно для образования верховного королевства, соперничающего с Уи Нейллами. Ограниченная множеством условий покорность Киаррайге могла устранить угрозу, исходившую от Лох-Лейнских Эога-нахтов, но не влекла за собой никакого значительного увеличения владений или власти. Впрочем, на данный момент Федлимид твердо закрепился в Мунстере и получил возможность привести свою провинцию к серьезному столкновению с Половиной Конна.
Федлимид понимал, что для успешного отпора притязаниям Уи Нейл-лов он должен взять на вооружение их же политику. Экспансию Уи Нейллов нельзя было остановить, лишь настаивая на теоретическом верховенстве Кашеля над Половиной Муга. Понятие верховной королевской власти над Ирландией обладало магнетической притягательностью: Кашель, прославленный своим безупречным христианским прошлым, должен стать подлинным центром ирландской монархии. Федлимид в полной мере оценил, сколь многим королевство Тары было обязано поддержке со стороны Армы. Впрочем, не было никаких оснований полагать, что Арма, хотя и осознававшая необходимость самой идеи монархии для обеспечения своего господствующего положения в ирландской Церкви, испытывала безусловную преданность Уи Нейллам. Верховный король, обосновавшийся на более безопасном удалении от церковного города, мог с еще большим успехом расположить к себе духовенство.
Соответственно, в 823 году Федлимид и Артри, сын Конхобара, епископ Армы, совместно провозгласили Закон Патрика в Мунстере. В том же году Федлимид сжег монастырь Галлен (Галинне-на-м-Бретан) «со всеми его жилыми постройками и часовней». В 825 году Артри — действовавший как фактический аббат в то время, когда на этом посту пребывал Мак Лойнгсиг (812—826 гг.), — провозгласил Закон Патрика в Коннахте. В 826 году Федлимид с мунстерским войском разорил небольшое королевство Делбна Бетра. Артри, сыну Конхобара, не удалось захватить аббатство Армы: в 827 году в битве при Лет Кам Ниалл, сын Аэда, из Айлеха, успешно утвердил власть Кенел Эогайн над Айргиаллой и их косвенный контроль над Армой, выступив на защиту Эогана Майнистреха[101].
В 827 году верховный король Тары Конхобар, сын Доннхада, встретился с Федлимидом в монастыре Бирр, находившемся в пределах Мунстера [251]усамой границы. Нам неизвестно, о чем они договорились, но набеги Федлимида на окраины владений Южных Уи Нейллов не могли не раздражать Конхобара, и к тому же обоих королей беспокоила неудачная попытка Артри захватить аббатство Армы. Войска Конхобара из Миде нанесли поражение коннахтам в 829 году, а Федлимид одержал победу над южными Уи Бриуйн из Маг Сеолы в следующем году. Союз, если он был на самом деле заключен, оказался недолговечным, ибо в 830 году брат Конхобара Фолломан был убит мунстерцами, а в Анналах Улъстера сообщается, что убийство произошло во время похода Федлимида в Коннахт. Также в 830 году Федлимид сжег местечко (вероятно, монастырь) под названием Фойр. Общепринятая точка зрения, согласно которой Фойр соответствует Фору в Уэстмите (Фобар), не кажется нам достаточно обоснованной.
В 831 году Федлимид встал во главе войска всей Половины Муга — как Мунстера, так и Лейнстера — и напал на Брегу, дойдя до Феннора (Финнабайр) близ Слане и опустошив страну. Конхобар в том же году предпринял ответные действия, разграбив долину Лиффи. Он умер в конце 832 года Его преемником стал гораздо более прославленный правитель, Ниалл, сын Аэда, известный по произведениям поздних писателей также под именем Ниалл Калле, так как в 846 году он утонул в реке Каланн у Армы.
В 832 году Федлимид трижды совершал набеги на Делбна Бетра и сжег церковные земли Клонмакнойса. В 833 году он возвратился, убил много монахов и сжег владения монастыря «до самой двери церкви». Затем той же участи он предал монашескую общину Дурроу, которая (хотя и соперничала с Клонмакнойсом за благоволение Кланн Холмайн) оказала помощь одному из предыдущих верховных королей против Мунстера в 776 году.
Враждебность Федлимида к Клонмакнойсу не ослабевала на протяжении всей его жизни. Маленькое королевство Делбна Бетра, номинально подчиненное Южным Уи Нейллам со своим племенным королем, на деле, должно быть, представляло собой церковное государство, управлявшееся аббатами Клонмакнойса, которые владели лучшими землями в этой болотистой и неплодородной местности. Клонмакнойс владел монастырем Лиат Манхайн (Леманаган), первоначально находившимся в сфере влияния Мунстера, и, вероятнее всего, также контролировал Галлен. Ему оказывали покровительство короли Уи Мане, Коннахта и Миде, но, к счастью для себя, Клонмакнойс так и не попал в слишком сильную зависимость ни [252]от одной династии светских правителей. На протяжении правления Федлимида Клонмакнойс и его дочерние церкви на обоих берегах Шеннона и озера Лох-Ри тяжело страдали от нападений как викингов, так и мунстер-ского короля. То, что монастырь вообще выжил, говорит о его необычайной устойчивости. Кроме того, немалую роль сыграло и его богатство, которое он продолжал накоплять. В конечном итоге он даже обогатился, поглощая земли тех менее крупных монастырей, которым не удалось выдержать бурю.
Начиная с 638 года Клонмакнойсом не управлял ни один аббат родом из Мунстера. Местный хронист в Хронике Скоттов под 827 годом утверждает, что пост «вице-аббата» (secnapote) был дан мунстерцам, как только он появился. Поэтому вероятно, что Анналы Четырех Мастеров ближе к истине, датируя 835 годом (правильнее, вероятно, отнести к 837 году) сообщение, которое появляется в Хронике Скоттов под 823 годом, о том, что Катал, сын Айлиля, король Уи Мане, совершил насилие над Клонмакнойсом, утопив в Шенноне его вице-аббата. Жертвой короля пал Фланн, сын Флатбертаха, из рода Уи Форга, септа Мускрайге Тире, проживавших вокруг Ненага к югу от мунстерской границы. Это несчастье случилось вскоре после того, как некий Ронан сложил с себя полномочия аббата по неизвестным причинам. В возмещение король отдал Клонмакнойсу семь церквей. Под тем же годом Хроника Скоттов отмечает, что Федлимид, сын Кримтанна, потерпел поражение на равнине Маг Ай от того же Катала, сына Айлиля. В данном случае, по-видимому, хронист опять ошибается, так как в Анналах Ульстера под 837 годом содержатся две записи, первая из которых сообщает о разграблении земель Уи Мане Федлимидом, а вторая — о его поражении (вероятно, далее к северу на Маг Ай) от Катала, сына Муиргиуса, короля Коннахта.
Между тем Федлимид обратил свои взоры на восток к Килдару, который он разграбил в 836 году. Он взял приступом часовню и захватил в плен Фориндана, аббата Армы, который прибыл туда с визитом. Аббат и его свита были брошены в тюрьму; обходились с ними крайне оскорбительно. Этот потрясающий акт насилия на самом деле не идет вразрез с политикой налаживания дружественных отношений с Армой, которую проводил Федлимид. Смерть Эогана Майнистреха в 834 году положила начало новому витку борьбы. Преемником Эогана стал Диар-майт уа Тигернайн, который в 835 году был вытеснен Форинданом. Диармайт не примирился с поражением и на протяжении семнадцати последующих лет аббатство оставалось предметом ожесточенных споров.[253]В 836 году оба соперника отправились в поездки по Ирландии: Фориндан посетил Лейнстер, что, как известно, принесло ему одни несчастья, а Диармайт «с законом и знаменами Патрика» (cum lege et vexillis Patricii) совершил успешный тур по Коннахту, демонстрируя по крайней мере некоторые реликвии св. Патрика, такие как Бахалл Иса (Посох Иисуса), Колокольчик Патрика и его Евангелия (хотя если эти Евангелия тождественны нынешней Книге Армы, то ко времени описываемых событий они прожили совсем недолгую жизнь: их писец Фердомнах все еще был жив), которые входили в число символов власти аббата Армы. В 839 году Диармайт был формально восстановлен в своем чине. К 842 году оба аббата, судя по всему, пришли к согласию, так как оба они прибыли в Мунстер с Законом Патрика. Впрочем, поездки на юг не принесли удачи Фориндану, так как в 845 году он был захвачен в плен викингским флотом из Лимерика в Клуайн Комарда во владениях Уи Фидгенти: возможно, он был вновь изгнан из Армы или же объезжал патрикианские церкви в графстве Аимерик, важнейшей из которых была церковь Ардпатрик. Захватчики разбили и увезли раку св. Патрика. В конце концов за Фориндана был уплачен выкуп, и он вернулся в Арму в 846 году. В 848 году он вновь был смещен Диармайтом, и именно Диармайт совершал богослужение на встрече, состоявшейся в 851 году между верховным королем Маэлсехнайллом и Матуданом, королем уладов, в Арме[102]. Оба аббата-соперника умерли в 852 году, и беспристрастный хронист называет их «двумя наследниками Патрика, Фориннан писец и отшельник и Дермайт мудрейший из всех ученых Европы» (duo heredes Patricii, Forinnan scriba et anchorita et Dermait omnium doctorum Europae).
Спор 835 года произошел вскоре после вступления на престол нового верховного короля Тары. В этом году Ниалл, сын Аэда, утвердил свою власть в Лейнстере, «назначив» королем Брана, сына Фаэлана, но был вынужден подавить недовольство Южных Уи Нейллов и разграбил Миде, разорив край до Тех Маэлхонока, еще одного монастыря в области Делбна Бетра; несомненно, именно в ходе этой военной кампании мун-стерцы убили одного из его вассальных королей Фергуса, сына Бодбхада, из Каррайк Брахайде в Инишоуэне. Таким образом, Федлимид получил благоприятную возможность для заключения сделки с Армой. Он решил принять участие в споре: если бы ему удалось прочно усадить Диармайта [254]на аббатском кресле, он мог бы, безусловно, рассчитывать на его поддержку в борьбе за верховную королевскую власть над Ирландией. Бран, сын Фаэлана, новый король Лейнстера, очевидно, был лишь ставленником Ниалла, сына Аэда[103]. Его предшественник Келлах, сын Брана, в 833году нанес поражение монашеской общине Килдара в бою, убив многих «в праздник святого Иоанна осенью» (29 августа). Эта общая враждебность к Килдару может свидетельствовать о том, что этот монастырь из политических или религиозных соображений сочувствовал Федлимиду: в 824 году монахи из Килдара сами разграбили Таллахт, материнскую церковь реформаторов калди. По иронии судьбы, из двух аббатов Армы Фориндан мог с наибольшими основаниями рассчитывать на поддержку калди (судя по эпитетам, которыми его наделяет хронист). Впрочем, мы не располагаем достаточными сведениями о родословных Диармайта и Фо-риндана, чтобы понять, столкновение каких именно политических и династических интересов скрывалось за борьбой аббатов: ни тот, ни другой не принадлежали к Кланн Синайг.
Фориндан не был единственным аббатом, которого бросил в темницу Федлимид. Ранее, в 836 году, анналы сообщают о смерти Дунлайнга, сына Катуссаха, аббата (рrinceps) Корка, сопровождая это сообщение мрачным комментарием: «умер без причащения в королевстве Кашель» (mortuus est sine communione i Caisil regum); хотя в Анналах Инисфаллена мы не находим записи об этом событии, из них мы узнапм дополнительные сведения о том, что в этом году Федлимид присвоил аббатство Корк. В 822 году Корк подвергся нападению викингов, и спустя некоторое время на его месте возникнет норвежский город, но пока что монастырь святого Финнбарра деятельно занимался укреплением своей власти над разбросанными церквами, которые образовали ядро установленного позднее диоцеза. В 807 году произошло избиение церковных и монастырских служителей Корка в битве с Клонфертом. В 828 году в битве с Мускрайге Миттине войско Корка потерпело поражение. В бою погибли Эладах, сын Дунлайнга, один из князей Ратлендских Эоганахтов, и еще 170 человек. Вероятно, война разгорелась из-за контроля над церковью Гогейн Барра, опасным соперником в борьбе за главенство в парухии. Ничуть не устрашенные, «монахи Корка вновь собрали Уи Эхах и Корко Лойгде и Киаррайге Куирхе[104] против Мускрайге, и они вновь оставили [255]двести убитых». Доброжелательно настроенный человек мог бы усмотреть в решительных действиях Федлимида стремление очистить монашескую общину от скверны в соответствии с идеалами калди. В любом случае в результате он приобрел полезную опору в Десмонде, ибо Ратленд-ские Эоганахты не менее, чем Эоганахты Лох-Лейнские, выказывали опасную склонность считать себя независимым высшим королевством.
Нападение Федлимида на Уи Мане в 837году, скорее всего, преследовало двойную цель: отомстить за убийство мунстерского вице-аббата Клонмакнойса и принять участие на стороне Корка в его давнем противостоянии с Клонфертом, который в качестве церкви святого Брендана и Куммене Фоты сам имел мунстерские корни. В Анналах Инисфаллена не упоминается ни этот поход, ни последующий разгром, который Федлимид потерпел от короля Коннахта, однако под 838годом мы находим следующую примечательную запись:
«Большое собрание людей Ирландии в Клуайн Ферта Бренайнн, и Ниалл, сын Аэда, король Темры, покорился Федлимиду, сыну Кримтанна, так что Федлимид стал единым королем Ирландии в тот день (corbo lanri Herend Fedlimmid in la sein), и он занял кресло аббата в Клуайн Ферте ».
У нас нет оснований сомневаться в том, что Федлимид сидел в кресле аббата Клонферта, будь то в роли аббата или короля, и что он притязал на верховную власть над Ирландией; однако утверждение, что верховный король Тары изъявил свою покорность Федлимиду, говорит скорее о патриотических настроениях мунстерского хрониста, чем о строгом следовании исторической правде.
Согласно сообщениям северных анналов, встреча между Федлимидом и Ниаллом состоялась в 838году, но она проходила в Клуайн Конайре (Клонкурри) в Килдаре на лейнстерской границе. Она называется «великим королевским собранием» (rigdal mor), но, как обычно, хронист, по-видимому, не был осведомлен об обсуждавшихся на ней делах. В 840 году Федлимид разграбил Миде и Брегу и расположился лагерем в Таре, тем самым как нельзя более ясно обозначив свои честолюбивые планы. На обратном пути он еще раз разорил несчастное королевство Делбна Бетра, а также соседнее королевство Кенел Фиахах из Уи Нейллов, носившее также многозначительное название Фир Хелл «люди церквей», так как большая часть их владений контролировалась такими крупными монастырями, как Дурроу, Рахан и Аиналли. В Анналах Ульстера цитируется четверостишие, написанное в то время:[256]