Римская культура
Долгое время римляне довольствовались самыми примитивными видами искусства. Культура "atium'а", досуга, была неразвитой. Аристократия предпочитала заниматься войной и политикой. Для занятий искусством времени и желания не было. Вкус римской публики не пользовался хорошей славой, считалось, что трагедии они предпочитают комедию, а комедии - гладиаторские бои. Общественное положение поэта, артиста оставалось приниженным. Многие из них оставались рабами: грек из Тарента, Андроник, раб, перевёл на латынь "Одиссею", получил имя Ливий Андроник и стал известен как римский писатель, поэт. Сын рабыни, Палемон, был ткачом, затем стал рабом-педагогом (то есть сопровождал сына своего господина в школу), обучился самостоятельно грамоте, получил свободу и новое имя Реммий Палемон. Был известен как учёный-грамматик. Вольноотпущенник Гай Юлий Гигин заведовал библиотекой на Палатине. Таким образом, были рабы-учёные, рабы-филологи, поэты, артисты. Не было только рабов-юристов!
Римляне не были музыкальным народом. Как правило, этими искусствами занимались иноземцы, или рабы, то есть зависимые слои населения. Лишь после победы над Карфагеном римляне стали приобщаться к философии, к занятиям искусством, поэзии. Начало римской прозы, поэзии кроется в народной культуре, сформированной ещё до возникновения цивилизации. В частности, известны братья Салии - религиозное объединение жрецов бога Марса, которые устраивали театрализованные представления - 1 марта братья в боевом облачении устраивали шествия, распевая песни. Уже к I в. язык этих песен никто не понимал! Движение процессии сопровождалось танцем - тринудием. У римлян издавна существовал и погребальный обряд, во время которого устраивались показательные бои. Первых гладиаторов (от слова "гладиус" - меч) поэтому называли бустуариями (от слова "бустум" - костёр, на котором сжигали тело павшего, или само погребение).
Первые организованные игры ещё имели связь с погребением: в 264 г. до н. э. на похоронах Юния Брута его сыновья устроили схватку на мечах. Зрелище настолько поразило римлян, что игры стали традицией и вошли в историю римской культуры как несомненная новация.
Гладиаторские цирки стали строиться повсеместно. В Риме специально был отстроен гигантский гладиаторский театр - Колизей (рис. 8.8), развалины которого сохранились до наших дней. Возникли гладиаторские школы, где рабов обучали искусству владения мечом. Гладиатор Спартак вошёл в историю как руководитель восстания рабов, чуть не погубившего Рим. Когда погиб его товарищ - Крикс, Спартак не стал устраивать поминальные игры, в которых бы участвовали его соратники - гладиаторы. Он заставил сражаться между собой 300 римских легионеров. Со временем бои стали устраиваться по любому поводу. Росло число участников игр: если в первой участвовало 3 пары бойцов, то при императоре Октавиане Августе - до 600 бойцов. Император Троян устроил состязание, в котором участвовало 10 тысяч гладиаторов - вчерашних воров, убийц, беглых рабов. Со временем среди гладиаторов появились свои "характерные роли": гопломах выступал как тяжеловооружённый воин, ретиарий был вооружён трезубцем и сетью, локвиарий выходил с полей, андобат выступал в глухом шлеме без отверстий для глаз, мирмиллон участвовал в галльском вооружении с изображением рыбки на шлеме. Вводились игры с участием зверей. Травили христиан хищными зверями, устраивали гладиаторские бои в водоемах и т. д.
Участвовать в играх мог и свободный, заключивший контракт и давший клятву: "даю себя жечь, вязать и убивать железом". Раненый гладиатор мог просить о милости зрителей. Поднятием пальцев - вверх или вниз - толпа римлян решала его судьбу.
Римская культура развивалась неравномерно. По сравнению с периодом царей, республиканская форма правления привела первоначально к её снижению. Только спустя столетие наблюдается оживление - дело в том, что в этот период Рим боролся за саму возможность своего существования. Позднее военные удачи способствуют пышному расцвету культуры за счёт ограбления побеждённых народов: греков, кунов, галлов, бриттов. Постепенно Рим втянулся в целую серию войн, что привело культуру в застойное состояние, придало ей милитаристский характер.
Рим прославился своими войсками. Их отличала не только высокая выучка, но и дисциплина. Она устанавливалась прежде всего за счёт наказания: символ власти центуриона - розга, символом власти консула были фасции - топорики, воткнутые в пучок палок. Но наказание, страх присутствовали при строительстве многих армий. Дисциплина в римском войске держалась за счёт хорошо продуманной системы наград: солдатам вручали знаки отличия, ордена, браслеты. Отслужив срок, они могли получить землю. Высшей наградой для солдата был венок из дубовых листьев. Воин, первым поднявшийся на стены крепости, получал золотой венок.
Наградой полководцу служил триумф - торжественный въезд на колеснице на вершину холма Капитолия. Герой триумфа носил тунику, расшитую пальмами, и лавровый венок. Право на триумф давал сенат за особо крупную победу. Если победа была не столь значительна, то устраивали овацию, или Малый триумф - герой всходил на Капитолий, пешком и в миртовом венке.
Цивилизация древнего Рима не стала культурой технической, хотя в области аграрного производства римляне достигли известного технического прогресса.
Среди причин, не позволивших развивать технику, науку обычно называют ограниченное применение источников энергии - воды, ветра, пара и др. Даже мускульная энергия животных не использовалась в должной мере. Основным средством передвижения и перевозки тяжестей оставались бычьи упряжки, ослы, мулы. Лошадей широко не применяли ввиду того, что не знали стремени. Оно появилось только в VIII в. н. э. Оглоблевая телега оставалась неизвестной вплоть до III в. н. э. Следствием этого была высокая стоимость и неэффективность наземного транспорта, что не способствовало развитию мануфактуры.
Техника использовалась в непроизводственной сфере, для развлечений, в военном деле. И здесь римлянам приходилось многому учиться у греков. Наука, философия также были заимствованы и пришли слишком поздно, чтобы получить оригинальные формы развития. Виной этому обычно называют рабство. Но и в соседней Греции также использовали труд рабов, но тем не менее здесь развилась глубоко оригинальная и научная, и философская мысль.
В наиболее концентрированном виде античная культура выражается в политическом мышлении. Политика - вот единственно достойное занятие для гражданина, свободного человека - так считали и римляне, и греки.Полис оставил после себя три идеи.
Первая идея - идея гражданства - членства в полисе, городе-государстве. Отсюда сопричастность всей жизни полиса, цивитас.
Вторая идея - демократия - народовластие, народоправство - сопричастность гражданина к управлению жизнью полиса, участию в делах государства.
Третья идея - идея республики - общего дела, а значит, возможность путём выбора занять своё место в "общем деле". Отсюда развитие выборного начала, сменяемость полководцев, их подотчётность сенату, коллегиальность в решениях.
Если культура Греции исчерпала себя этими идеями, то античный Рим пошёл дальше - в кризисный момент он утвердил идею единого, централизованного государства. Таким образом, он создал условия для распространения единой, унифицированной культуры. Более того, Рим пошёл ещё дальше, к идее империи - неограниченной, неразделённой власти главы государства. И это продлило жизнь культуры Рима по отношению к культуре Греции ещё почти на пять столетий, но всё же не спасло её: римляне в IV в. н. э. разучились воевать и даже защищаться. Достаточно вспомнить, что после разорения Рима вандалами в 455 г. римляне обсуждали, не как восстановить город, а как устроить цирковое представление; на большее они уже не были способны. А вождю герулов Одоакру они подчинились в 476 г. без сопротивления.
Наиболее полно и завершённо культура проявляется в нравственности, в моральном кодексе, который каждый народ разрабатывает для себя. Моральные нормы, разработанные римлянами, богаче, чем нормы античного греческого полиса. Если греки свели все добродетели к четырём - справедливости, мудрости, мужеству, умеренности, то римляне не ограничивали их число, так же как и количество богов. Человек ценился не по отдельным своим качествам, достоинствам, а по их совокупности: сумма всех нравственных качеств и составляла новую цельность - virtus, доблесть. Но, в отличие от греческого полиса, где нормы исходили от гражданского общества, в Риме их утверждающим началом являлось государство. Сами добродетели приобрели независимое от человека существование, навязывались ему в виде государственных, сакральных персоналий, олицетворялись в богах и императорах. Concordia (согласие), Fides (верность), Honor (честь), Clementia (кротость), Virtus (доблесть) - плюральные нормы и качества, приписываемые императорам, но это - и отдельные божества. Римская религия была государственной, и чиновник был и главным служителем - понтификом. Сложилась определенная иерархия ценностей. Гай Луциллий дал такую схему:
На первом месте стоят деяния на благо отчизны и качества человека, их обеспечивающие, например, патриотизм.
Затем идут ценности, направленные на благо родных - семья.
На последнем месте стояли ценности, в которых выражалась забота о собственном благе - эгоизм, индивидуализм.
Или, как выражено в поэтической форме:
"Надо сначала о благе отчизны подумать,
После - о благе семьи и потом уже только -
- о нашем"
(Луциний, I в. до н. э.)
Наградой за virtus, то есть за развитие нравственной культуры как высшей ценности был почёт, Honor, всенародное одобрение, признание. Рим утвердил целый перечень почётных выборных должностей, cursus honorum, на которые выбирались в награду за проявленную virtus.
Деяния мужественных людей обеспечивали римлян свободой. Свобода была тесно связана с независимостью, зависимый человек не мог быть свободным. Поэтому считалось, что должность, выполняемая за деньги, не может считаться свободной: "Жалованье делает человека рабом", - считали римляне. Поэтому на должности продвигались люди богатые.
Позднее, когда междоусобные, гражданские войны стали раздирать римское общество, стали утверждаться новые ценности - humanitas (гуманность), а ещё позднее, в период империи - urbanitas (изящество, обходительность). Таким образом, гуманизм - не исходная ценность культуры. Пока культура развивается и её собственные противоречия не достигли развитой формы, общество не ценит гуманизма, заботы о конкретном человеке, не культивирует его. Всё затмевает собой долг, обязанность, необходимость, исходящие от государства, коллектива, общества, то есть организующего, рационального начала. По мере их разложения, центр мотивации переносится на самого человека, он становится высшей ценностью, мерилом оценок, целью культуры.