Региональные модели формирования конституционных (уставных) судов. Особенности конституционного (уставного) процесса

Можно выделить 2 модели формир-я К/У С:1)преполагает возмож-ть участия в процессе формир-я 3-х ветвей вл-ти. 2)Повсеместной явл-ся 2 модель когда канд-ры предлагает высшее долж.лицо S-та,утвержд-т регионал.парл-т. Сред.статистическая числ-ть К/У судей состаляет 5судей. За исключ-м респ-ки Татарстан,где назначенные судьи из своего состава избирают председ-ля К/У С. Статус судей К/С С регулир-ся ФЗ «О статусе судей..». В законах S в опред-ся срок полном-й судей(min срок-5лет,max-12лет).Sты могут устанавливать дополнит.требов-я к статусу судьи(они касаются квалификации:н-р,либо степень к.ю.н,либо стаж работы).

Особен-ти процесса: 1)устав. судопроиз-во не имеет деления по инстанциям(реш-я Уст.суда явл-ся окончат-ми,они пересмотру не подлежат-оспорить их нигде нельзя,но можно добиться фактич-го пересмотра ,если будет изменен предмет обращения и суд в кот.обращ-ся.2)устав.процесс так же как и конст-ый процесс имеет прецендент-й хар-р.Фактич-ки порядок обращения в У.суд и критерии допустимости обращ-я складываются исключит-но в практике самих У.судов=>и круг S-в и предмет обращ-я и полном-я S-в оказыв-ся намного шире. 3)Обяз-ть доказывания возлагается на сам суд(это отличает его от других судов),т.е,У.суд не связан с доводами заявителя и он вправе по собств.иниц-ве проводить расследов-е и прийти к иным выводам.4)в завис-ти от полномочий У.суда можно говорить о разных видах К/У судопроиз-ва(Множественность процессуал.форм). Общие стадии К/У процесса: 1)обращение2)предварит.рассмотр-е секритариатом У.суда (проверка док-ов)3)предв.рассмотр-е обращ-я судьями У.суда(решается ? о привлечении экспертов)4)рассмотр-е дела в пленар.засед.У.суда5)голосование6)оглашение реш-я У.суда и провозглаш-е особ.мнений.7)исполнение реш-я У.суда.

66. КОНТРО́ЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в конституционном праве — самостоятельная власть в системе разделения властей наряду с законодательной, исполнительной и судебной. В большинстве государств контрольная власть, которая представлена высшими государственными органами — конституционными судами, счетными палатами, государственными контролерами, суперинтендантами, омбудсманами. В отличие от ведомственного, административного контроля, институты контрольной власти занимают самостоятельное место, организационно обособлены от других ветвей власти. Органы контрольной власти занимаются расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий. Обычно они докладывают о результатах проверок иным органам государства, которые и принимают соответствующие меры.

Сейчас в России 83 президентских приемных объединены в единую сеть.

Обращения населения в адрес контрольной власти целесообразны только тогда, когда чиновники игнорируют их справедливые требования и не исполняют свои должностные обязанности. Это крайняя инстанция. Премьер-министра и Президента контрольная власть может снять только через суд.

Специфика построения контрольной власти состоит в том, что органы контроля рассредоточены, не имеют единой иерархической системы, и каждый из них осуществляет часть полномочий по общегосударственному контролю. По предмету контроля различают следующие виды, органов контрольной власти:

1) органы конституционного контроля (общие суды в англо-саксонских странах, конституционные суды, конституционные советы, органы религиозно-конституционного контроля в странах ислама). Осуществляют контроль над конституционностью (соответствием конституции) законов и иных нормативно-правовых актов, а порой и действий, например, выборов президен-та;

2) органы общего надзора (прокуратура, публичные министерства). Осуществляют надзор за соблюдением режима законности, т.е. определяет точность и единообразие исполнения и применения законов государственными органами (иногда и физическими, и юридическими лицами);

3) органы финансового контроля и антимонопольные органы (счетная палата, антимонопольный комитет). В их задачи входит контроль над расходованием средств государственного бюджета, над соблюдением режима экономической конкуренции;

4) органы контроля за соблюдением прав человека (парламентский комиссар, омбудсман). В большинстве государств омбудсман назначается парламентом, подотчетен парламенту и/или специальному парламентскому комитету.

67. Статус Счетной палаты

1. Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.

2. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

3. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы.

4. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, геральдический знак - эмблему и флаг.

5. Местонахождение Счетной палаты - город Москва, улица Зубовская, дом 2.

Является юридическим лицом. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

Все сотрудники Счётной Палаты также имеют определённый статус: Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату.

принципы работы Счётной Палаты:

1) Законность – выражается в соблюдении Счётной Палатой законов и предписаний органов государственной власти на Российской Федерации на то уполномоченных при осуществлении своей деятельности;

2) Объективности – характеризуется составом проверяемых документов экономического субъекта, достаточным для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности;

3) Независимости – выражается в свободе своей деятельности при осуществлении функций для которых была создана.

4) Гласности – характеризуется в прозрачности действий Счётной Палаты во время осуществления своих функций.

Особо выделены полномочия Счётной Палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за управлением и обслуживанием государственного долга.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

68. Институт Омбудсмена впервые возник в Швеции в XVI веке и выполнял контрольные функции королевской власти по отношению к судебным чиновникам.. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Основными принципами деятельности Омбудсмена были провозглашены: верховенства закона, независимости от властей, ответственности государственных служащих за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, вплоть до судебного преследования. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации.

В результате в 1809 году в соответствии с Конституцией Швеции введен институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделен от канцлера юстиции, подчиненного королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен - интересы простых людей от нарушений закона чиновниками.

Сама должность омбудсмена носит в разных странах различные наименования. Обычно уполномоченные (омбудсмены) назначаются парламентом(классический вариант) или правительством (так называемый исполнительный омбудсмен). Основной формой их работы является проведение расследований по заявлениям, поданным гражданами. Отличительной чертой данного института является то, что подача заявлений максимально упрощена: в большинстве стран осуществляется напрямую, жалобы могут подаваться и в устной, и в письменной форме, не облагаются государственными пошлинами.

1. Исполнительный омбудсмен. Он является органом исполнительной власти, назначается правительством или президентом, ему подконтролен и подотчетен.(Франция)

2. Независимый омбудсмен. Он представляет собой особую и самостоятельную ветвь власти, уровень которой соответствует уровню законодательной, исполнительной и судебной власти. (Португалия).

3. Парламентский омбудсмен. Он находится в системе законодательной ветви власти, назначается (избирается) парламентом и подотчетен (или подконтролен) ему. Он выступает в качестве органа парламента, но обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента.

Основным направлением деятельности классического парламентского омбудсмена является контроль над деятельностью администрации и ее должностных лиц (в отличие от двух других моделей, в которых его контроль распространяется как на исполнительную, так и на законодательную власть).

Как уже говорилось выше, в России впервые должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным Советом.

Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

69. 1. Должность Уполномоченного по правам человека (учреждается в соответствии с Конституцией в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. На срок 4 года.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями.

При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным конституционным законом.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производств

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом

70. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации (далее – Уполномоченный) - должностное лицо соответствующего субъекта Федерации, избираемое на должность его законодательным (представительным) органом и действующее на основании конституции (устава) субъекта Федерации, закона, принятого в субъекте Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека осуществляет деятельность, направленную на предотвращение нарушений прав человека со стороны органов власти и местного самоуправления и на защиту прав человека на территории субъекта Российской Федерации.

История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

- обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;

- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

- анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

В отличие от других существующих сегодня в Российской Федерации государственных органов, в чьей компетенции находится защита прав детей, главным назначением института Уполномоченного является:

- осуществление независимого контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по обеспечению прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей;

- защита ребенка, чьи права нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений;

- содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

71. 1. Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, н-р законодательное собрание; Областная Дума и др.; . высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, например. Прав-во субъекта РФ; администрация субъекта РФ и др.; . высшее должностное лицо субъекта РФ (в большинстве субъектов РФ) или глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, например. президент республики в составе РФ; глава администрации (губернатор) субъекта РФ; реже - глава Прав-ва субъекта РФ и др.; - иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии: . с основами конституционного строя РФ; федеральными законами.

2. Основными нормативными актами, регулирующими вопросы организации власти в субъектах РФ являются: Конституция РФ; Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераций' от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 11.12.2004);

Федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федераций' от 06.10.99 № 184-ФЗ (ред. от 11.12.2004); . конституции (основные законы, уставы) субъектов РФ.

3. Несмотря на разнообразие субъектов РФ и их основных законов, федеральными законодательством установлены принципы организации органов власти, обязательные для всех субъектов РФ: регулярность выборов;запрет устанавливать цензы оседлости для избрания в органы власти субъекта РФ (любой гражданин России может выдвигаться на любые должности в любом субъекте РФ независимо от места проживания, например житель Москвы может стать губернатором Чукотки и т. д.); запрет устанавливать языковые цензы, установление единого возраста для осуществления активного и пассивного избирательного права:18 лет - для права избирать;21 год - для права быть избранным в законодательный (представительный) орган субъекта; 30 лет - для права быть избранным главой субъекта РФ {субъекты РФ не имеют права устанавливать иные возрастные требования); избрание высшего должностного лица субъекта РФ законодательным (представительным) органом субъекта по предложению Президента РФ; . установление максимального срока полномочий любого органа государственной власти субъекта РФ - 5 лет; это значит, что: основным законом субъекта РФ не может быть установлен срок полномочий выборных органов (например законодательного собрания) одного созыва более 5 лет (например 6 лет); высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть наделено полномочиями на срок более 5 лет; любой выборный орган должен переизбираться не реже одного раза в 5 лет.

ФЗ, принятие которого обусловлено п.“н” ст.72 и ст.77 Конституции РФ призван в соответствии с Основами конституционного строя установить общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ. Принципы - “основополагающие идеи, начала, исходные положения” . Если суммировать значения исходных понятий, то предмет федерального закона видится как определение исходных положений начал, которые, базируясь на нормах Главы 1 Конституции, составят основу для создания, построения органов государственной власти в субъектах РФ.

Однако принятие этого закона было явно затянуто во времени. В период с момента принятия Конституции РФ до вступления в силу ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” - 19 октября 1999 года практически все субъекты РФ не только нормативно определили свою систему органов государственной власти, но уже неоднократно сформировали составы этих органов. Очевидно, что при таких условиях принимать федеральный закон, который бы “вдогонку“ устанавливал основы построения системы органов государственной власти в субъектах РФ было бы не логично. В этой связи еще в 1997 году отдельные положения законопроекта были значительно откорректированы по сравнению с первоначальными вариантами. Так, проект Федерального Закона “Об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (прообраз ныне действующего закона) принятый Государственной Думой 7 апреля 1995 года и отклоненный впоследствии Советом Федерации содержал больше положений, направленных именно на процесс становления, организации государственной власти в субъектах РФ. Так, ст.1 законопроекта устанавливала правовые основы организации государственной власти, которое выражалось в требовании об обязательном наличии у субъекта РФ конституции или устава, в которых бы нормативно закреплялась система органов государственной власти, порядок их организации и полномочия. Статья 2 законопроекта определяла основы осуществления государственной власти субъектом РФ, которые были сформулированы в виде отдельных принципов, базирующихся на конституционных нормах. Принятый же ФЗ несколько сместил акцент, установив уже не принципы организации органов государственной власти, а принципы деятельности органов государственной власти в субъектах РФ. Конституция РФ не отождествляет понятия “организация органа государственной власти” и “деятельность органа государственной власти”. Понятие “организация органа” более сходна с определением правового положения органа власти, его статусом. Деятельность же органа связана с процессом осуществления им своих функций.

72. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (далее - установленное число депутатов) и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения с РФ

Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления.

Парламенты субъектов России — законодательные (представительные) органы власти в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, автономных округах, автономной области и городах федерального значения), имеющие различные названия, часто обобщённо называемые в СМИ региональными парламентами.

Федеративное устройство России включает в себя 85 региональных парламентов. Не более 110 депутатов.

73.Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: общая характеристика федерального регулирования.

Регулирован.10 требований к регулированию закон.проц.:1)круг Sправа законодат.инициативы; 2)зак.о проектах,кот.вносятся Губернатором рассматривают.в 1очередь; 3)зак.,кот.предполагает изменение законодат.,требует заключение Губернат.;4)зак.рассматривается не меньше чем в 2 чтениях; 5)зак. принимает та палата,кот.фомируется по пропорционал.или смеш анной системе.Др палаты в законодат.процессе-явл.слабой,пользую тся лишь правом одобрения;6)если верхнее палата не одобрит зак.,он считается приняты,если при повторном рассмотрен. в нижней палате плучил не меньше 2/3 голосов.;7)К. или Устав субъек.принимается квалифицирован. большинством,не менее 2/3 состава Парлам.;8)Прин ятый зак. Отправляется для обнородования и подписания главе субъек.,имеет право вето.Вето может быть отклонено 2/3 состава Пар лам.;9)если глава S использует право вето,он должен быть мотивиро ван.;10)и Устав и зак.S вступает в силу после их официального опубликован.

В качестве двух видов законодательного процесса выступают референдумный и парламентский законодательные процессы, выделяемые в зависимости от субъекта, решающего судьбу законопроекта. Предложены определения названных процессов применительно к уровню субъектов федерации.

74. 5. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее, если не оговорено особо, - депутаты) одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.

6. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

7. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

8. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. (зависит от численности населения)

Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы.

75. Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти. Этот орган может возглавляться его руководителем или высшим должностным лицом субъекта РФ, если эта должность установлена конституцией (уставом) субъекта РФ. Например, в соответствии с Уставом Москвы высшее должностное лицо города — это Мэр, который также возглавляет Правительство города (высший постоянно действующий исполнительный орган).

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ может быть гражданин России, достигший 30 лет.

Наделение полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ возможно на срок не более пяти лет.

Гражданин России наделяется полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ законодательным (представительным) органом субъекта РФ по представлению Президента РФ.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) обладает широкими полномочиями, основными из которых являются следующие.

Во-первых, он представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей. Во-вторых, в сфере исполнительной власти он формирует высший исполнительный орган субъекта Федерации, принимает решение об его отставке; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ. В-третьих, в законодательной сфере он обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; вправе требовать созыва законодательного (представительного) органа.

К полномочиям высшего исполнительного органа относится:

• обеспечение на территории субъекта РФ исполнения Конституции РФ, федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ;

• обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью;

• разработка проекта бюджета, а после его принятия законодательным (представительным) органом обеспечение его исполнения, представление отчета о его исполнении;

• формирование иных органов исполнительной власти субъекта РФ;

• управление и распоряжение собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ и др.

Неотъемлемым элементом правового статуса высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ является его конституционно-правовая ответственность. Эта ответственность проявляется в том, что он может быть отрешен от должности Президентом РФ: во-первых, в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом субъекта РФ; во-вторых, в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

76. 1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

3. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Наши рекомендации