Порядок формирования и структура органов местного самоуправления в России
Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление.
Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ).
Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.
Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.
Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
7 человек — при численности населения менее 1000 человек;
10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.
Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
Понятие и содержание гарантий местного самоуправления в России.
Принципы организации и деятельности органов
местного самоуправления закреплены ст. 130-133
Конституции РФ 1993 г.
Местное самоуправление- самостоятельная
деятельность населения по решению непосредствен-
но или через органы местного самоуправления во-
просов местного значения исходя из интересов на-
селения, его исторических и иных местных традиций.
Элементыместного самоуправления: 1) главный
субъект местного самоуправления - население, ко-
торому предоставлены права: избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления;
участвовать в местном референдуме; обращаться
лично, а также направлять индивидуальные и кол-
лективные обращения нв органы местного само-
управления; знакомиться с документами и ма-
териалами органов местного самоуправления,
непосредственно затрагивающими права и свобо-
ды гражданина; определять структуру органов мест-
ного самоуправления; выражать мнение по поводу
изменения границ территорий местного самоуправ-
ления; защищать право на местное самоуправление
и образующие его права в судебном порядке;
2) компетенция и пределы осуществления местно-
го самоуправления ограничиваются вопросами
местного значения, к ним относятся вопросы не-
посредственного обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования (жилищное
строительство и распределение жилья, муниципаль-
ное здравоохранение и образование, управление
муниципальной собственностью, охрана обществен-
ного порядка и другие), отнесенные к таковым
^уставом муниципального образования в соответ
ствии с Конституцией РФ, федеральными законами,
законами субъектов Федерации; 3) муниципальное
образование обладает правом собственности на му-
ниципальное имущество.
Структураорганов местного самоуправления:
1) выборные органы, образуемые в соответствии
с федеральными законами, законами субъектов РФ,
уставами муниципальных образований (представи-
тельные органы местного самоуправления); 2) дру-
гие органы, образуемые в соответствии с уставами
муниципальных образований (глава муниципально-
го образования, исполнительные органы местного
самоуправления).
Органы местного самоуправления независимы от
федеральных органов власти и органов власти
субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных Кон-
ституцией РФ к их ведению. К таким вопросам от-
носятся: 1) управление муниципальной собствен-
ностью; 2) формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета; 3) установление местных нало-
гов и сборов; 4) охрана общественного порядка;
5) иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления не вправе вы-
полнять полномочия, отнесенные к исключительной
компетенции РФ и ее субъектов.
Компетенция законодательных (представитель-
ных) и исполнительных органов, а также главы му-
ниципального образованна устанавливается уставом
муниципального образования.
По соглашению между органами местного само-
управления и органами государственной власти РФ
или субъектов РФ часть полномочий органов госу-
дарственной власти может быть передана органам
местного самоуправления. В этом случае им должны
быть рррвдамы необходимые материальные и финан-
совые средства на реализацию соответствующих фе-
деральных программ и программ субъектов РФ.