Какие из стадий правоприменительного процесса названы
здесь:
1) законодательная инициатива;
2) выбор и анализ нормы права;
3) решение дела и оформление акта применения права;
4) опубликование нормативно-правового акта.
24. Какая из стадий применения норм права включает опре
деление круга юридически значимых фактов, их сбор и процес
суальное закрепление:
1) установление и анализ фактических обстоятельств дела;
2) выбор и анализ нормы права;
3) принятие акта применения;
4) контроль за исполнением принятого применительного
акта.
25. К какому виду правовых актов относится Указ Президен
та РФ от 9 ноября 2001 г. "О назначении Капралова Ю.С. Чрез
вычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Ве
ликом Герцогстве Люксембург" (СЗ РФ. 2001. № 46. Ст. 4352):
1) к актам толкования права;
2) к актам применения права;
3) к нормативно-правовым актам;
4) к подзаконным актам.
Тест № 11
1. Укажите рациональные компоненты правового сознания:
1) оценка перспектив;
2) мотивы, интересы;
3) привычки, традиции;
4) правовые принципы.
2. Какому понятию соответствует определение: "Совокупность
представлений, чувств, идей, теорий, взглядов, выражающих от
ношение людей к праву и правовым явлениям":
1) правовая установка;
2) правовое сознание;
3) правовая культура;
4) правовая психология.
3. Кто из русских правоведов считал, что форма правления в
государстве определяется прежде всего монархическим или рес
публиканским правосознанием народа:
1) И.А. Ильин;
Теория права
2) Б.А. Кистяковский;
3) С.И. Гессен;
4) Н.М. Коркунов.
4. Какое из перечисленных понятий, отражающих структуру
правового сознания, нарушает закономерность перечня:
1) эмоции;
2) концепции;
3) чувства;
4) настроения.
5. Какое из перечисленных понятий является видовым по от
ношению к понятию "правосознание":
1) правовая культура;
2) правоотношение;
3) правовая установка;
4) правоспособность.
6. Какая из функций правосознания осуществляется посредст
вом правовых установок и ценностно-правовых ориентации, ре
зультатом чего является правомерное или противоправное пове
дение:
1) гносеологическая;
2) регулятивная;
3) коммуникативная;
4) оценочная.
7. Какое из перечисленных понятий, отражающих уровень
осознания необходимости права и правовых явлений в обществе,
нарушает закономерность перечня:
1) индивидуальное;
2) обыденное;
3) профессиональное;
4) научное.
8. По субъектам (носителям) правосознание принято делить:
1) на индивидуальное и коллективное;
2) эмпирическое и теоретическое;
3) адекватное и перспективное;
4) обыденное и специализированное.
9. Укажите основные черты правосознания:
1) регулирует общественные отношения, охраняется государ
ством;
2) имеет властный характер, существует в форме законода
тельства;
3) является одной из форм общественного сознания, обра
щено не только к настоящему, но и к прошлому и к буду
щему;
4) состоит из идей, теорий, чувств, эмоций и других ком
понентов.
10. Какое из перечисленных понятий является видовым по от
ношению к понятию "правовой нигилизм":
1) "перерождение" правосознания;
2) правовой фетишизм;
3) правовой дилетантизм;
4) деформация правосознания.
11. Какое из перечисленных выражений наиболее точно опре
деляет понятие "правовой нигилизм":
1) несформированность, недостаточность правовых знаний;
2) отрицание социальной ценности права;
3) вольное обращение с законом;
4) преувеличение реальных регулятивных возможностей права.
12. Какое из перечисленных понятий, по Вашему мнению,
предполагает оценку "качества" правовой системы того или ино
го государства и сравнение его с наиболее развитыми правовы
ми образцами, идеалами:
1) система права;
2) правовая культура;
3) правовая идеология;
4) правовое воспитание.
13. Какому понятию соответствует определение: "Системати
зированное, научное выражение правовых взглядов, принципов,
требований, идей общества, социальной группы":
1) методология;
2) правовая психология;
3) политическое сознание;
4) правовая идеология.
14. Какое из перечисленных понятий нарушает закономер
ность перечня элементов, отражающих структуру правовой куль
туры личности:
1) правовая психология;
2) правовая идеология;
3) юридически значимое поведение;
4) применение права.
15. Укажите элементы, составляющие, по Вашему мнению,
структуру профессиональной культуры юриста:
1) правовая культура;
2) нравственная культура;
3) политическая культура;
4) все вышеуказанные.
16. Какому понятию соответствует определение: "Целенаправ
ленная деятельность по передаче правовой культуры, правового
опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов
в обществе от одного поколения к другому":
1) правовое воспитание;
2) юридическое образование;
3) правовое воздействие;
4) правовое регулирование.
17. Какому понятию соответствует определение: "Совокуп
ность условий, субъективных факторов и специальных средств,
обеспечивающих режим законности":
1) принципы законности;
2) функции законности;
3) гарантии законности;
4) требования законности.
18. Какому понятию соответствует определение: "Состояние
упорядоченности общественных отношений, основанное на со
блюдении индивидами и организациями всех действующих соци
альных норм":
1) политический режим;
2) режим законности;
3) дисциплина;
4) общественный порядок.
19. Какое из нижеперечисленных выражений, по Вашему мне
нию, верно:
1) законность — более широкое понятие, чем дисциплина и
означает соблюдение всех социальных норм;
2) законность — более узкое понятие, чем дисциплина и
означает соблюдение лишь правовых норм;
3) законность и дисциплина — это однопорядковые поня
тия, результатом соблюдения которых выступает правопорядок;
4) все выражения верны.
20. Что из перечисленного следует отнести к элементам сис
темы объективных требований законности:
1) верховенство закона;
2) равенство всех перед законом;
3) кодификация законодательства;
4) все перечисленное.
21. Укажите пропущенный термин в определении: "Специаль
ные средства обеспечения законности — это... предназначенные
исключительно для обеспечения законности":
1) средства пресечения и меры защиты;
2) юридические и организационные средства;
3) социально-правовые условия;
4) требования и принципы.
22. Кто является автором выражения: "Да и что такое госу
дарство, как не общий правопорядок?":
1) Цицерон;
2) Т. Гоббс;
3) И. Кант;
4) К. Маркс.
23. Общеправовой принцип, проявляющийся в том, что зако
ны имеют высшую юридическую силу по отношению к другим
правовым актам, называется принципом:
1) единства законности;
2) верховенства закона;
3) равенства всех перед законом;
4) всеобщности и непререкаемости законности.
24. Вид дисциплины, суть которого заключается в четком со
блюдении и исполнении субъектами правил, установленных зако
нами, уставами, приказами:
1) договорная дисциплина;
2) воинская дисциплина;
3) технологическая дисциплина;
4) плановая дисциплина.
25. Высокий уровень политической, правовой и общей культу
ры населения относится:
1) к политическим гарантиям законности;
2) экономическим гарантиям законности;
3) правовым гарантиям законности;
4) идеологическим гарантиям законности.
Тест № 12
1. Неотъемлемый элемент процесса реализации права, заклю
чающийся в уяснении содержания правовых норм, выяснении во
ли законодателя, заключенной в них:
1) анализ фактических обстоятельств юридического дела; /"^/толкование правовых норм;
3) использование права;
4) применение права.
2. Как называется способ толкования норм права с помощью
установления целей издания нормативно-правового акта:
1) логический;
грамматический; телеологический; историко-политический.
3. Выделите две диалектически связанные стороны единого
процесса интеллектуально-волевой деятельности по установлению
подлинного содержания правовых актов:
1) постижение и осмысление;
2) осознание и понимание;
3) объяснение и истолкование;
(Л> уяснение и разъяснение.
4. Укажите, в чем состоит смысл ограничительного толкова
ния:
1) в ограничении круга субъектов толкования;
2) ограничении круга норм, подлежащих толкованию;
3) ограничении распространения нормы права;
(?}) понимании смысла норм уже их словесного выражения.
5. Толкованию правовых норм как специфической юридиче
ской деятельности присущи функции:
(Т)) познавательная;
2) конкретизационная;
3) эвристическая;
4) все вышеуказанные.
6. Какому понятию соответствует определение: "Совокупность
приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание
нормы права и выраженной в ней воли законодателя":
1) вид толкования норм права;
2) тип толкования норм права;
3) режим толкования норм права;
(Щ способ толкования норм права.
7. Какое из перечисленных понятий, отражающих один из
способов толкования норм права, нарушает закономерность пе
речня:
1) филологический способ; (33) исторический способ;
3) текстовой способ;
4) языковой способ.
8. Как, по Вашему мнению, следует толковать ч. 2 ст. 15
Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы мест
ного самоуправления, должностные лица, граждане и их объеди
нения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и
законы":
1) адекватно;
2) буквально;
^расширительно;
4) ограничительно.
9. Какое из перечисленных понятий, отражающих один из ви
дов толкования норм права по субъектам, нарушает закономер
ность перечня:
.црЪ;октринальное толкование;
2) нормативное толкование;
3) аутентичное толкование;
легальное толкование.
Укажите виды неофициального толкования:
доктринальное; ;
компетентное; I/
3) делегированное;
4) все отмеченные.
11. К какому виду толкования относится разъяснение, исходящее от компетентного органа в отношении акта, изданного другим органом, например, толкование положений закона, принятого альным Собранием, в акте Правительства:к официальному; нормативному; к казуальному; )к легальному.
К какому понятию относится определение: "Правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм права":
нормативные правовые акты;
Д |
локальные нормативно-правовые акты; акты официального толкования норм права. 13. Какой из перечисленных ниже признаков характеризует объективную сторону правонарушения:
1) вина;
2) цель;
мотивы;
противоправность деяния.
Какой из признаков не является обязательным признаком правонарушения:
1) противоправность; г^паморальность; ^) виновность; 4) общественная опасность.
15. Укажите вид правомерного поведения, для которого харак
терна низкая степень социальной активности, субъект пассивно
соблюдает правовые предписания под влиянием окружающих его
людей:
\1пконформистское;
2) маргинальное;
3) привычное;
4) порочное.
16. Какое понятие может быть помещено на свободное место
в выражении: "Социальным и юридическим антиподом правомер
ного поведения является...":
1) правонарушение;
2) преступление;
3]проступок;
((З^/побое из перечисленных.
17. Какой из признаков правонарушения выражается в отступ
лении от требований правовых норм, в нарушении конкретной
юридической обязанности, в злоупотреблении правом:
Ф |
виновность: противоправность; наказуемость; 4) общественная опасность.
18. Способ, время и место совершения противоправного дея
ния являются:
1) элементами состава правонарушения;
2) обязательными признаками правонарушения;
'критериями определения степени общественной опасности:
/^•^факультативными элементами объективной стороны правонарушения.
19. Какому понятию соответствует определение: "Применение
к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нор
мы мер государственного принуждения, выражающихся в форме
лишений личного, организационного либо имущественного харак
тера":
1) моральная ответственность; (^^юридическая ответственность;
3) политическая ответственность;
4) социальная ответственность.
20. Назовите основания юридической ответственности:
1) норма права, предусматривающая возможность ответст
венности;
2) правоприменительный акт;
3) состав правонарушения;
Г4)}все перечисленные.
21. Укажите обстоятельства, исключающие юридическую от
ветственность:
«достижение установленного законом возраста; истечение сроков давности; ^невменяемость; помилование.
22. Какому понятию соответствует определение: "Целостный
комплекс правовых явлений, обусловленных объективными зако
номерностями развития общества, осознанный и постоянно вос
производимый людьми и их организациями (государством) и ис
пользуемый ими для достижения своих целей":
1) система права; (3$> правовая система;
3) правовая политика;
4) правовая идеология.
23. Какой известный ученый выдвинул идею трихотомии —
выделения трех "правовых семей" (романо-германской, англосак
сонской, социалистической), к которым примыкает весь осталь
ной юридический мир, названный "религиозные и традиционные
системы":
К. Цвайгерт; 2)у. Давид;
3) А.Х. Саидов;
4) В. Кнапп.
24. Какая из основных правовых систем современности исто
рически сложилась в результате рецепции (приспособления, усво
ения) римского права:
1) англосаксонская;
2) социалистическая;
3) религиозная;
Г4Л романо -германская.
25. Для какой из правовых систем основным источником пра
ва служит норма, сформулированная судьями и выраженная в су
дебных прецедентах:
(Ц^англосаксонской правовой системы;
2) мусульманской правовой системы;
3) индусской системы права;
4) романо-германской правовой системы.
ОТВЕТЫ
Тест № 8 | 1 -2;2- | 4; | 3 - 4; 4 - | 3; 5 | -4; 6- | - 2; 7 - 3 | 8- 1, | 2,3; 9 | -2; | ||
-3; 11 | _ | 3; 12- | 1; | 13 - | 3; 14- | 4; 15-4 | ,16-3 | ; 17 - | 1, 2; | ||
-4; 19 | -2; 20- 1;21 - | 4; 22- | 1;23- 1, | 3;24- | 4; 25 - 2. | ||||||
Тест№ 9 | 1 - 4; 2 - 4 | ,3-1 | - 2; | 5 -4; | 6 - 4; 7 | - 2; 8 - | - 2; 9 | - 3; | |||
-2, 3; 11 | - 1; 12 | — | 2; 13 | - 3; 14 | -2; 15- | - 4; 16 - | - 1; 17 | -4; | |||
-4; 19 | — | 1; 20 - | -2 | 21 - 2; 22 - | - 1; 23 - | 3;24- | 1; 25 | -4. | |||
Тест № 10 | 1 - 3; 2 - | 3 -4; | -2; | 5- 1;6 | - 1;7 - | 4; 8 - | 1, 3;9 | -4; | |||
-2; 11 | _ | 4; 12- | 1; | 13- | 4; 14 - | 3; 15- 1 | , 3; 16 - | -4; 17 | - 1; | ||
- 4; 19 | - 1; 20 | — | 3; 21 | - 2, 4; | 22 - 3; | 23 - 2, | 3; 24 | - 1; | |||
-2. | |||||||||||
Тест №11 | 1 - 1,4; 2- | 2; 3- | 1;4-2 | ;5- 1; | 6 - 2; 7 - | - 1;8- | 1;9- | 3,4; | |||
-4; 11 | - 2; 12 - 2 | ; 13 | - 4; 14 | - 4; 15 - | 4; 16 - | - 1; 17 | - 3; | ||||
-4; 19 | — | 2; 20- | 1, | 2; 21 | -2; 22 | -1;23- | 2; 24- | 2; 25 - 4. | |||
Тест № 12 | 1 - 2; 2 - 3 | 3-4; | -4; | 5 - 1, 2; 6 - 4; 7 | -2; 8 | -3; 9 | - 1; | ||||
- 1, 2; | - 1, 2 | , 4 | , 12 - | - 4; 13 | - 4; 14 - | 2; 15 - | - 1; 16 | - 4; | |||
- 2; 18 - | - 3, 4; | - 2; | 20 - 4; 21 - 1, | 3; 22 - | 2; 23 | •). ^^ ^, | |||||
-4; 25 | 1. |
Тест № 1 | 1 - 2; 2 - 3; 3 - | 3;4 | - 2; 5 - 3; 6 - | - 1;7 -3; 8 - | 1; 9- | 2, 4; | |||||
-2; 11 | — | 2; 12 | - 1, | 2; 13- | 4; 14- | -4; 15 | - 3; 16 -3; 17 | -3; | |||
- 1,3; | - 1;20- | 2; 21 - 3; 22 - | - 2; 23 - 3; 24 - | 2; 25 - 1. | |||||||
Тест № 2 | 1 - 2; 2 - 3 | ; 3 - | 1; 4 | -3; 5 | -3;6 | - 2; 7 | - 1; 8 - 3; 9 | _ 2; | |||
-2; 11 | — | 3; 12 | -3; | 13-3; | и-: | !| 15- | 2; 16 - 1 | , 3; 17 | -3; | ||
- 1, 3; | - 1, | 2; 20 - 3; 21 - 1, | 3; 22 - 2; 23 - | 1; 24 | - 2; | ||||||
- 3. | |||||||||||
Тест № 3 | - 3; 2 - 2 | ; 3 - | 3; 4 | - 2; 5 | - 3; 6 | - 1; 7 | - 3; 8 - 2; 9 | - 3; | |||
- 3; 11 | — | 3; 12 | - 1 | ; 13 - 2 | ; Н - | 4; 15 - 3; 16 - | 3; 17 | -3; | |||
- 2; 19 | — | 3; 20 | - 3; 21 - 2 | 22- | 1; 23 - 2; 24 - | 3; 25 | -3. | ||||
Тест № 4 | 1 - 2; 2 - 4; 3 - | 3; 4 | - 3; 5 | - 3; 6 | - 4; 7 | - 1; 8 - 2; 9 | _ 21 | ||||
- 1; и | - 1,2; 12- | 3; 13- | 3; 14- | - 4; 15 - | - 4; 16 - 4; 17 | - 2; | |||||
-4; 19 | — | 2; 20 | _ 1 | ; 21 - 1 | , 3;22 | - 3; 23 - 3; 24 - 2, | 3, 4; | ||||
_ 2 | |||||||||||
Тест № 5 | 1 - 3; 2 - 2; 3 - | 4; 4 | - 1; 5 | -3;6 | - 4; 7 | - 3; 8 - 3; 9 | - 4; | ||||
-3; 11 | — | 1; 12 | — 4 | 13-4 | 14- | 2; 15 - 2; 16 - | 3; 17 | - 4; | |||
- 1; 19 | — | 2; 20 | - 3, | 21-4; | 22 - | 4; 23 - | 2; 24- | 3; 25 - 1. | |||
Тест № 6 | 1 - 3; 2 - | 2; | 3-3 | ,4; 4 | -4; 5- | - 1; 6- | - 1,3; 7 -4; 8 -4; 9 | - 1; | |||
- 3; 11 | — | 3, 4; | 12 - 4; 13 | - 2; 14 - 3; | 15 - 1, | 4; 16 | - 4; | ||||
Г/ | - 1; 18 | — | 3; 19 | - 2; | 20-4; | 21 - | 1; 22- | 3; 23 - | 1; 24- 1. | ||
Тест № 7 | 1 - 3; 2 - 2; | 3 - | 3; 4 | - 3; 5 - | - 1; 6 | - 3; 7 | - 3; 8 - 1; 9 | - 4; | |||
-3; 11-3 | ; 12 - 2; | 13 -2; 14 - 3; | 15 - 1 | 3; 16- | 4; 17 | - 2: | |||||
- 3; 19 | — | 4; 20 | -4; | 21 - 3; | 22- | 1; 23 - | 3;24- | 3; 25 - 4. |