Роль природно-климатического (географического) фактора в возникновении первых древневосточных государств
Все первые государства возникали в долинах великих южных рек - Нила, Тигра и Евфрат, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, так как:(1) там тепло; (2) там очень плодородные почвы и (3) там очень лёгкие в обработке земли.
Почему же именно в долинах этих южных рек возникли первые государства? Часто говорят о климатический факторе – там тепло, минимальны расходы на строительства жилья, не нужна зимняя одежда – хороший климат. Но, если бы учитывался только климат, то все первые государства должны возникнуть на экваторе. Но ни одно первое государство на экваторе не возникло – первые государства появились севернее, в субтропической зоне – в долинах великих рек. Почему? Причина в том, что одного климатического фактора не достаточно. Действует геоклиматический фактор (“гео” – земля, которая является основным средством производства). И как основное средство производства, земля обладает следующими характеристиками: 1) естественное плодородие почв; 2) трудоемкость обработки земли.
На экваторе климат теплый, но тяжелые для обработки земли. Поэтому в центральной Африке не было плужного земледелия – было мотыжное земледелие (обрабатывали землю мотыгами). Несмотря на плодородие почв, из-за трудоёмкости обработки земли, там в древности не возникли условия для формирования первых государств.
Что мы видим в первых цивилизациях Египта и Месопотамии: 1) очень плодородные почвы – принесённые рекой ил и минералы, которые являлись естественными органическими и минеральными удобрениями (степень плодородия почвы определяется как сам-36, т.е. на одну долю посева приходилось 36 долей урожая). 2) Очень легки в обработке (чего не было на экваторе). В долинах тропических рек наносные (аллювиальные) почвы – т.е. принесённые течением реки, которые можно было просто рыхлить палкой, сеять и получать большие урожаи. В период появления государственности в северо-восточной Африке (в долине реки Нил) – приблизительно, в XXXIII веке до н.э., египтяне сначала обрабатывали землю медными орудиями труда, потом появились бронзовые орудия труда (бронза – сплав меди с оловом или свинцом, что делало орудия труда более прочными). В Месопотамии – государственность появилась чуть позже, чем в Египте, в середине XXVIII века до н.э. – в период бронзового века, поэтому шумеры обрабатывали землю уже бронзовыми орудиями
Средиземноморские государства (II–I тыс. до н.э.): 1) почва была менее плодородной: сам-6; 2) и более тяжелые в обработке земли. В крито-микенский период (II тыс. до н.э.) в Греции использовали бронзовые орудия труда. В античный период (I тыс. до н.э.) в Греции и Италии (шире: в Средиземноморье) стали использовать стальные орудия труда (сталь – железо в небольшим количеством углерода, что придаёт металлу крепость и упругость [чистое железо – мягкий метал]). Если проанализировать условия возникновения государств у германцев и славян , то получится: 1) плодородие сам-1,5 – сам-2 – более скудные почвы; 2) земли ещё более тяжёлые в обработке; хотя и германцы, и славяне знали стальные орудия труда с I тыс. до н.э., тем не менее, государства у них появляются только во второй половине I тыс. н.э., так как земли были ещё более тяжелы в обработке.
Объединение соседских общин (синойкизм). Вóждество (чифдом) простое и сложное
Отдельные соседские общины стали объединяться под единым управлением и возникает предгосударственное образование, которое в науке получило название вóждество (от английского слова chiefdom – chief “вождь”, -dom суффикс, образующий абстрактные существительные; по аналогии со словом kingdom “[монархическое] государство”, где king “монарх, правитель, государь” + суфф. –dom; то есть государство с монархической формой правления).
Как появляются такие вождества? Это связано с процессом синойкúзма (греч. “поселение вместе, сселение вместе, сселение вместе”). Отдельные маленькие соседские общины (общины–поселения) объединяются в более крупную соседскую общину, получившую название территориальной общины. Получившаяся в результате объединения (синойкизма) крупная община – это по-прежнему соседская община, только теперь она большая. И получает название территориальной общины. Численность общинников в ней, примерно, 5-6 тыс. человек (и в дальнейшем население росло).
Это было вызвано действием нескольких факторов: 1) экономического фактора: необходимость создания единой системы ирригации; 2) внешнего фактора: необходимость защиты от внешних врагов; 3) внутреннего фактора: в отдельном районе одна из общин начинает подчинять своей власти других. В одно из поселений, расположенное в удачном месте (с экономической и военной точки зрения), переселяются общинники из близлежащих деревень. И оно становилось главным поселением и получало название города (так как, обычно оно огораживалось оборонительными сооружениями). Там располагались органы управления общины(вождь, совет общины [тогда уже совет знати] и народное собрание). Возникает иерархия власти. Над территориальной общиной становится «большой вождь». Ему подчиняются главы отдельных поселений - «малые вожди». Главам отдельных поселений подчиняются главы родов данного селения. Им подчиняются главы больших семей, а им – остальные общинники.
На основе территориальной общины складывается так называемое простое вóждество. Это еще НЕ государство, а предгосударственное образование. Ещё не завершился период генезиса государства. Однако на этом процесс синойкизма не останавливается. Три фактора (экономический, внешний и внутренний) продолжают действовать. Это влечёт за собой дальнейшее объединение уже территориальных общин в более крупное объединение, получившее название сложного вождества. Сложное вóждество –это объединение территориальных общин (простых вождеств). Численность коллектива возрастает до нескольких десятков тысяч человек. Это зависело от количества территориальных общин, вошедших в состав сложного вождества. Например, в составе общины–государства Лàгаш было 10 территориальных общин с общей численностью населения около 100 тыс. человек. Над сложным вождеством становится правитель – глава сложного вождества. Ему подчиняются главы сложных вождеств – большие вожди. Большим вождям подчиняются главы отдельных поселений - «малые вожди». Главам отдельных поселений подчиняются главы родов данного селения. Им подчиняются главы больших семей, а им – остальные общинники.
Возникновение раннего государства – общины-государства
На основе «сложных вождеств» возникли самые ранние государства в виде общин-государств или как их ещё называют, города-государства, нóмовые и пóлисные государства. Первые государства возникают на Ближнем Востоке в конце IV тыс. – начале III тыс. до н.э. в виде общины–государства. Раньше всех появились общины–государства в Египте – в XXXIII веке до н.э. возникло около 38-39 общин–государств. На древнеегипетском языке они назывались сепат или хесп ГОРОД поселение (отдельные общины–поселения в рамках этой общины назывались топы). Когда в III веке до н.э. была написана история древнего Египта на греческом языке, то по-гречески их стали именовать ном. Глава нома (др.-египет. адз) – был назван по-гречески номархом (досл. “имеющий власть в номе”). От переосмысления данного термина и возник термин монарх (греч. монос “единый”, архэ “власть” – “единовластный правитель”). В Месопотамии первые общины–государства возникли в середине XXVIII века до н.э.
Очень большая община сложного вождества превращается в общину–государство. Община–государство– это исторически первый тип формы государства.
Форма государства– способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы её осуществления. Складывается из трёх элементов: формы правления, формы государственного устройства и политический режима.
Форма правления– характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между ними.
Форма государственного устройства– способ территориальной организации государств; т.е. способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.
Политический режим– система приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе.
Исторически в общинах–государствах, как ранней формы государства, могли меняться формы правления и виды политического режима. Однако форма государственного устройства оставалась неизменной. Как можно определить форму государственного устройства общины– государства? В истории права употребляют термин номовое государство(для древнего Востока) и полисное государство(для античной Европы). Однако это – синонимы, обозначающие одну и ту же форму государственного устройства, которую, с точки зрения современного права можно определить как маленькое децентрализованное унитарное государство.
Унитарное государство– форма государственного устройства, при котором территория государства делится на административно-территориальные единицы, не обладающие признаками самостоятельной государственности.
Децентрализованное унитарное государство– государство, в котором местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни; одна, несколько или все территории обладают автономией в местных делах.
В результате синойкизма, приблизительно, в XXXIII веке до н.э. в Египте появились первые общины–государства, их было около сорока – 38-39 номов. На древнеегипетском языке они назывались сепатили хесп. Когда в III веке до н.э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке историю Египта, то они получили название ном (этот термин используется в учебниках). Соседские общины, входившие в состав номов, назывались топы. Центром нома было главное поселение, получившее название город. Город был административным центром округи (там располагались органы управления общины–государства); экономическим центром округи (здесь жила знать общины, жили ремесленники, производившие изделия, там находился рынок, где происходил обмен результатами труда); религиозным центром округи (здесь располагались главные храмы богов–покровителей общины) и оборонительным центром округи (за крепостными стенами в случае военной опасности укрывались люди).