Статус парламентария. ( члена СФ и депутата ГД)
СП- совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанных с замещением мандата представителя, осуществлением прав и обязанностей парламентария, его ответственности и гарантий деятельности.
Согласно законодательству, положение парламентария определяется природой мандата.
Мандат- документ, удостоверяющий законность полномочий деп-та.
В более широком смысле депутатский мандат – весь объем полномочий, прав и обязанностей депутата, а так же форма взаимоотношений депутата с избирателями.
Существует 2 вида мандата:
· императивный- депутат рассматривается как представитель той части населения той части населения, которая его избрала:
- институт наказа.
- институт отзыва депутата избирателями.
· Свободный- депутат рассматривается представителем всего народа.
При таком виде мандата НЕТ института наказа и отзыва.
Свободный мандат не означает, что депутат не должен поддерживать связь с избравшими его граждан, принимать от них жалобы и предложения и помогать их в реализации.
У депутата ГД РФ мандат свободный.
Мандат члена СФ имеет свои особенности:
- член СФ не избирается гражданами непосредственно.
- член СФ связан наказами органа избравшего или назначавшего его в СФ.
- орган из-й\ наз-ий его может досрочно отозвать его из СФ.
- член СФ представитель субъекта в парламента, а депутат ГД- представитель народа.
- срок полномочий члена СФ зависит от срока полномочий органа из-его\ наз-его его. А у депутат ГД- 5 лет.
Парламентарий обладает иммунитетом, т е в течении срока полномочий, он не мб привлечен к уг\ ад ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску допросу без согласия соответствующий палаты парламента, исключение- задержание на месте преступления.
Предоставление такого рода гарантий яв-ся изъятием из установленного конституционного принципа равенства прав, свобод граждан РФ.
Неприкосновенность пар-ия не обозначает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение.
Закон лишь сообщает, что его нельзя привлечь к уг\ад ответственности за высказанное мнение, за депутатскую позицию, высказанную во время голосования.
В соответствии с УПК решении о возбуж-ии уг дела в отношении парламентария, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уг-ое дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту, совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимаются ген прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из 3 судей ВС и с согласия соответствующей палаты.
Депутат облдает соц-ыми и организационными гарантиями в своей деятельности. Согласно законодательству, он должен быть обеспечен служебным жильем, транспортом, местом для работы и тд.
К трудовым гарантиям можно отнести- отпуск не менее 48 рабочих дней, сохранение трудового стажа по специальности на время работы парламентарием, материальное обеспечение.
Законодательный процесс
Зп- в широком смысле- порядок деятельности ФС по созданию законов. В узком- конституционно- установленный ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.
Стадии ЗП именуются – ЧТЕНИЯ.
Выделяют такие общие стадии ЗП, как:
· Внесение законопроекта ( законодательная инициатива).
· Рассмотрение законопроекта в комитетах и комиссиях.
· Рассмотрение законопроекта в палатах парламента.
· - принятие законно палатами парламента.
· Промульгация закона. (подписание главой гос-ва).
· Опубликование закона.
Правом законодательной инициативы, согласно К РФ, обладают:
- президент РФ.
- правительство.
- палаты ФС.
- депутатские фракции.
- законодательно- представительные и исполнительные органы гос-ой власти субъектов.
- конституционных, верховный, арбитражный суды по вопросам их ведения.
Все законопроекты вносятся нВ Совет ГД. Проекты законов, требующие финансовой экспертизы, направляются в правительство, которое в 14-ый срок должно дать заключение по финансовой обеспеченности законопроекта.
Если зако-т регулирует вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов, он направляется в законодательно- представительный орган субъекта на согласование.
Аппарат ГД проводит юридическую, лингвистическую, антикоррупционную и иные экспертизы.
После этого законно-т направляется ГД в ответственный комитет. Затем возвращ-ся в Совет ГД для направления его на обсуждение его на пленарном заседании. Все законно-ты на пленарном заседании рассматриваются в 3-х чтениях.
В 1-ом чтении делается доклад инициатора законно-та и содоклад ответственного комитета. По результат 1-ого чтения принимается постановление ГД, где:
- принять закон в 1-ом чтении.
- отклонить закон.
- вынести его на референдум.
- принять закон окончательно. ( все равно принимается в 3-х чтениях, но только на 1-ом этапе).
В ходе 2-ого чтения:
- если законно-т принят в 1-ом чтении, то он направляется в СФ для ознакомления, а так же в ответственный комитет для доработки с учетом замечаний, сделанных в ходе 1-ого чтения. Совет ГД наз-т дату 2-ого чтения.
До 2-ого чтения законопроект направляется инициатору закона, не позднее чем за 30 дней до 2-ого чтения.
Депутаты получают данный законопроект не позднее чем за 15 дней до обсуждения.
2-ое чтение нач-ся с доклада Председателя профильного комитета.
После этого Председатель ГД ставит вопрос перед палатой о принятие проекта закона за основу. Если депутаты голосуют ЗА большинством голосов, то начинается обсуждение проекта закона. Если ПРОТИВ- то он отправляется в ответственный комитет на доработку.
При обсуждении законопроекта, в ходе 2-ого чтения политическими фракциями пред-ся поправки, которые должны быть мотивированы.
3-ее чтение законно-та включает лишь 2 стадии:
- рассмотрение законно-та.
- его голосование.
На 1-ой стадии, лидеры политич-их фракций заявляют как они будут голосовать.
Голосование открытое и гласное простым большинством.
В течении 30 дней, принятый ГД ФЗ направляется в СФ.
Согласно ст 106, СФ обязан рассматривать лишь те законы, которые закреплены в К РФ.
В случаи, если СФ не рассмотрел в течении 14 дней иные ФЗ, они считаются одобренными и поступают на подпись Президенту.
Если СФ отклоняет ФЗ, то мб создана согласительная комиссия, которая состоит из равного количества депутатов ГД и членов СФ.
Голосовании комиссии раздельное, а решение на комиссии считается принятым, если ЗА проголосовало большинство от членов данной комиссии.
Решение комиссий передается в Совет ГД, который назначает день рассмотрения поправок ГД в палате.
Если депутаты ГД на пленарном заседании голосуют за изменения, внесенные комиссиями, то они включаются в текст закона, и он передается в СФ на повторное рассмотрение.
Если ГД не согласна с предложениями комиссий, то законно-т переголосовывается в прежней редакции. Он считается принятым, а вето СФ преодоленным, если за прежнюю редакцию проголосовало ¾ от численного состава депутатов ГД. В этом случаи ФЗ, минуя СФ, направляется Президенту и подлежит в 14-ый срок подписанию и опубликованию. (ПРОМУЛЬГАЦИЯ).
Согласно действующему законо-ву, Президенту принадлежит право «отлагательного вето». (только на ФЗ).През-т может не согласится с принятым ГД и одобренным СФ ФЗ.
В этом случаи ФЗ возвращается в ГД и возможны следующие варианты:
- ГД и СФ соглашаются и одобряют предложенные През-ом поправки.
- ГД и СФ соглашаются с През-ом о нецелесообразности принятии данного закона.
- ГД сохраняет закон в прежней редакции, не учитывая предложение През-та и преодолевая его вето квалифицированным большинством.
Кроме того, согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ КС РФ, за През-от есть право возвращать ФЗ без рассмотрения, если по его мнению была нарушена конституционная процедура их принятия. В этом случаи Совет ГД может поставить данный законно-т в очередь для нового обсуждения.
Президент.
Согласно ст. 80 К РФ П- это глава гос-ва. Это означает, что П РФ не входит напрямую ни в одну из ветвей власти.
К закрепляет фун-ции и полномочия главы гос-ва.
Эти понятия не тождественны!
Функции- это наиболее важные, общие обязанности главы гос-ва, вытекающие из его положения в системе органов гос власти.
Полномочия- проистекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей ГГ по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Ф-уии ГГ не конкретизированы полномочиями в полном объеме.
У ГГ, согласно постановлению КС РФ, всегда есть «скрытые полномочия», которые выявляются в непредвиденных условиях. Они получают легитимность, опираясь на толкование КС РФ или в случаи признания Парламентом.
За През-ои закреплены фун-ции:
- гарант К РФ.
- гаран-т прав и свобод.
- гарант суверенитета РФ и ее независимости и гос целостности.
Все полномочия П можно условно поделить по след-м основаниям:
- полномочия П как ГГ:
- верховный главнокомандующий.
- назначает\ освобождает высшее командование вооруженных сил РФ.
- формирует и возглавляет Совет Безопасности.
- утверждает военную доктрину.
- вводит чрезвычайное и военное положение.
- решает вопросы гражданства в общем порядке.
- предоставляет полити-ое убежище.
- награждает гос наградами.
- присваивает почетные звания.
- представляет Р внутри и во вне гос-ва.
- вырабатывает внутреннюю и внешнюю политику.
- объявляет помилование.
- назначает выборы ГД.
- Полномочия П в сфере законодательной власти:
- имеет своих представителей в обеих палатах Парламента.
- наделен правом законодательной инициативы.
- подписывает и обнародует ФЗ.
- имеет право отлагательного вето на принятые ФС законы.
- вето П- это отказ ГГ в санкционировании закона, поступившего на подпись.
- В сфере исполнительной власти.
Ст. 116 К РФ демонстрирует неразрывную связь П и Правительства.
К РФ не закрепляет высший исполнительный орган власти в РФ.
Но юристы отмечают, что его подсказывает логика президентских полномочий. К примеру, п. б) ст. 83 закрепляет право П председательствовать на заседаниях Правительства.
П так же вправе отменять постановления и распоряжения Председателя Правительства.
Ч. 3 ст. 115, юристы рассматривают, как закрепляющую за П статус главы Правительства.
Согласно К-ции, П осуществляя свои полномочия. Формирует администрацию П.
Часть юристов наз-т администрации П- реальным правительством РФ, а само Правительство техническим органом, осуществляющим текущую исполнительную деятельность.
Администрация П- это гос-ый орган ( указ П от 6 апреля 2004г), обеспечивающий работу П.
В состав АП входят:
- руководитель АП.
- заместители руководителя.
- должностные лица.
- несколько самостоятельных подразделений: Совет безопасности; секретариат; канцелярия П; референтура.
Совещательным органом при П, согласно указу от 1 сентября 2000г, яв-ся Гос Совет.
ГС- совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы гос-ва по вопросам обеспечения, согласованного фун-ия и взаимодействия органов гос власти.
ГС состоит из:
- руководителей высших органов гос власти субъектов РФ. Они все участвую в работе ГС на общественных началах.
Конституционые основы судебной власти в РФ.
Понятие и соц ф-ции судебной власти.
Судебная власть – ветвь госвласти, основная ф-ция которой заключается в отправлении правосудия.
Правосудие – д-сть гос-ва(в лице суда) по рассмотрению и разрешению различных социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права в целяхобеспечения законности и правопорядка.
Расмотрение и разрешение дел в РФ производится в порядке конституционного, гражданского, административного и уголосного судопроизводства.
Подлинное правосудие должно отвечать требованию справедливостии обеспечвать эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Главное – обеспечить права люде на судебную защиту своих интресов, прав и свобод личности.
Правосудие реализует принцип верховенство права – связанности гос-ва в лице его мнгочисленных органов и должнстных лиц, общественных структур, кроме гос-ва и всех других субъектов общественных жизни.
Конституционные принципы правосудия.
- Осуществление правосудия только судом(гл 7)
- никакие иные оргнаны исполнительной власти не могут разрешать гр, уг и иные дела
- осуществление правосудия только в рамках судебной системы
-система судов учреждена коституцией РФ и ФКЗ « о судебной системе РФ»
Судебную систему составляют:
- фереральные
1. КС РФ
2. ВС РФ, верховыные суды республик, краевые и облестные, суды городов Федерального значения, суды авторомной обнасти и автономных округов, районные суды, военные, специализированные суды
3. ВАС РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные аппеляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ
- коституционные и уставные, мировые
Другие «суды» тварищеские, третейские, иные подлинной судебной властью не обладают
Статус судьи.
Судьи – лица, наделённые с соответствии с КРФ и ФЗ «о судебной системе РФ» полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи обладают единым статусом, но могут различаться полномочиями и компетенцией. Помимо вышеназванных законов статус судей регулирутся законом РФ «о статусе судей в РФ» от 26.06.1992, ФЗ «о мировых судьях в РФ» и соответствующими законами субъектов. Согласно ст 119 КРФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Согласно ФКЗ о 31.12.1996 «О судебной системе» в РФ сложилась
- Система общих судой
- Система арбитражных судов
- Коституционная юстиция (конст, уст суды)
Согласно ФКЗ все суды делятся по территоррии дейсвия:
- Федеральные
- Субъектов
Согласно ФКЗ и КРФ все суды финансируются из бюджета государства.
На сосновании ФКЗ «о военных судах», они так же включены в федеральную судебную систему.
Согласно ФЗ от 17.12 1998 «о мировых судьях в РФ» был введён институт мировых судов, избираемых населением или в порядке, предусмотренном законом субъекта. К подсудности этих судов относятся дела частного обвидения, уголовные дела, по которым предусмотрено мера наказания до 3 лет лишения свободы, а так же все дела об адмистративных правонарушениях. Мировые судьи осущесвтляют деятелность в предалах судебных участков, которые создаются и упраздняются законом субъекта. По правовому статусу, это суды субъектов и низшее звено судов общей юрисдикции. Поэтому в случае несогласия с решением или приговором мирового судьи заявитель вправе обратиться с кассационной или аппеляционной жалобой в вышестоящий суд.
С 1991 года происходит возврат к суду присяжных. Присяжные отбираются по ежегодно составляемым спискам методом случайной выборки из числа избирателей. Отбор присяжных для рассмотрения конкретного дела проводится в суде при участии: председателя суда, обвинителя, подсудимого, защитника. Колегия состоит из 12 присяжных+2 запасных. Суд присяжных рассматривает только уголовные дела.\
Коституционный суд.
ФКЗ « о КС РФ» в ст. 1 определяет, что КС – судебный орган коституционного контроля самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством коституционного судопроизводства.
Цели деятельности КС:
- Обеспечение верховенства и прямого д-вия КРФ на территории РФ
- Защита основ коституционного строя
- Защита прав и свобод человека и гражднанина
Согласно ФКЗ КС решает вопросы права, стоит все политики и не может быть участником политеческих процессов. Он выносит решенгие на основе КРФ, но сама КРФ не может быть предметом его оценки. КС не является высшей инстанцией для судой РФ. В этот суд нельзя подавать жалобы на конкретные судебные решения. Граждане вправе обращаться в КС, если закон, применённый или подлежащий применениюв конкретном деле и м кажется несоответсвующим КРФ. Таким образом, КС воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всез случаях, когда это входит в компетенцию других судов. Помимо этого КС не может сам инициировать рассмотрение дел, а только по запросу надлежащего субъекта.
КС состоит из 19 судей, назначаемы СФ по представлению президента. Судьёй КС может быть гр РФ, имеющий высшее ю\о, стаж работы по юр специальности не менее 15 лет, не моложе 40 лет, безупречная репутация. Ст 11 ФКЗ закрепляет перечень занятий, несовместимых с должностью судьи КС: они не могут занимать другие гос и муницип должности, иметь чатную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, быть членом ПП или подделживать её материально, учавствовать в политических акциях и тд.
У судьи КС 2 вида отставки:
- Добровольное
- Недобровольное(удаление в отставку). Осуществляется по решению суда, которое направляется призеденту в СФ и является официальном уведомлением об открытии вакансии.
В соответствии со ст 53 ФКЗ сторонами в коституционном судопроизводстве являются:
Заявители: органы гос власти и должностные лица, направившие в КС обращение; органы и должностные лица, издавшие или подписавшие НПА, коституционность которых оспаривается; гос органы, компетенция которых оспаривается. В соотсветвии со ст 63 и 64, участниками процесса являются: свидетели, эксперты.
Стадии судебного процесса
- Обращение в КС. Необхоимо указать реквизиты заявителя и уплатить госпошлину. Решается впрос о подведомсвенности и допуститмоти обращения. Подведомсвенность решается в секритариате суда. Допустимость обращения рассматривается судьями КС. Обращение признаётся надопустимым, если
- Заявителем поставлены политические, а н правовые вопросы
- Данный вопрос не относится к коституционнй подсудности
- Оспариваемы закон или норма закона была неприменина и подлежала применению в конкретном деле
- В обращении речь шла о проелах конституции
- Разбирательство в КС. Согласно ст 60 ФКЗ оно начинается с обобщения судьёйповода и основания рассмотрения дела. Заслушиваются предложения сторон процесса и устанавливается порядок рассмотрения.
Состаными частями являются:
1. Разъяснение сторон
2. Заключение экспертов
3. Показания свидетелей
4. Исследования документов
5. Заключительное выступление сторон
- Решение суда. Принимаются открытым голосование потём поименного опроса. Решение принято «ЗА», если проголосовала большинство учавствующих в голосовании судей. Судьи КС на свой «особое» мнение, которое обязательно публикуется в СМИ. Решение КС окончательное, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его постановления. С 2011 года 2 вида решений:
- Постановление – итоговое решение по вопросам о рарешении компетенции соответсвии КРФ НПА по жалобам о нарушениях коституционных прав и свобод толковании КРФ.
- Заключение – итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка о выдвижения по обвинению против президента РФ и по вопросу проведению рефендума.
Решения о толковани норм КРФ принимается квалиффицированным болльшинством.
С 1991 начала создаваться система арбитражной юстиции.
Арбитражные суды рассматривают экономические споры, возникающих из гр и админ правоотношений между юр лицами или гражданами, осуществляющими предпринимаетльскую деятельность и меющих статус ИП, а так же споры между РФ и её субъектами и между субъектами РФ.
Арбитражный процесс отличается тем, что большая часть дел может быть рассмотрена единолично судъёй, предусмотрены жёсткие сроки рассмотрения дел, не более 2 месяцев, возможен полный пересмотр дела по аппеляции без повторного возврата его в суд 1 инстанции.
ВАС – высший судебный органпо разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых АС. ВАС даёт разъяснение по судебной практике, может рассматривать дела в качесве суда 1 инстанции, в порядке надзора, и по вновь открывшися обстоятельствам.