Понятие, история развития и принципы международного воздушного права.

МВП – одна из отраслей современного МП. Контроль возд. пространства ниже, чем по земле.

Определение зависело от представлений о деятельности в ВПр.

Изначально – УВД -- «авиационное» или «аэронавтическое» право.

Предмет МВП правоотношения, возникающие в связи с использованием ВПр.

Сфера действия МВП -- нижний предел космического пространства условно находится на высоте 100-110 км. над уровнем моря, где расположены самые низкие искусственные спутники Земли.

МВП – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, определяющих правовое положение воздушного пространства, регулирующих отношения субъектов международного права в сфере использования воздушного пространства, управления воздушным движением и обеспечения безопасности полетов.

История развития.

1. 1783 –1903 5.06.1783(братья Монгольфье на площади города Анноне (Франция) запустили свой первый свободный аэростат, наполненный горячим воздухом. В 1784 году полеты на воздушных шарах -- спорт. -- первые попытки регулирования НП. (1784 -- Париж -- декрет, запрещавший запуск воздушных шаров без разрешения полиции, 1819 г. префектурой Сены было запрещено использование воздушных шаров, наполненных горячим воздухом). НО часто вопросы, связанные с пересечением воздушными судами и находящимися на их борту людьми, государственных границ.

1874 Брюссельская декларация о правовом статусе воздухоплавателей. 1880 Институт МП включил вопросы авиации в программу своей работы. 1889 г. в Париже состоялся первый аэронавтичекий конгресс

1891 г. – первый труд по воздушному праву.

2. с 1903 (первый полностью контролируемый полет на аппарате тяжелее воздуха) по 1919 гг. (принятие первого многостороннего международного соглашения по вопросам деятельности гражданской авиации).

быстрое развитие средств аэронавигации. в 1919 г. ряд частных компаний начали совершать регулярные рейсы между Парижем и Лондоном, Парижем и Брюсселем, пересечена Атлантика.

1910 конференция – проблема суверенитета государств над воздушным пространством над их территорией.

1919 г. проект Международной конвенции об аэронавигации (28 государств). предусматривалось учреждение постоянно действующей Международной комиссии по аэронавигации (СИНА)

3. (1919-1944 гг.) регионализация воздушных сообщений.

1926 Иберо-американская конвенция об аэронавигации

1928 по инициативе США, проводивших политику изоляционизма -- Панамериканская конвенция о коммерческой авиации

Буэнос-Айресская конвенция 1935 г., Бухарестская конвенция 1936 г., Земанское соглашение 1937 г.

4. С 1944 г. 1944 конференция по урегулированию вопросов, связанных с функционированием гражданской авиации.

приняты 6 документов: Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, Временное соглашение о международной гражданской авиации, , Соглашение о международных транзитных воздушных сообщениях; проекты 12 Приложений к Чикагской конвенции, впоследствии официально принятые Советом ИКАО; Типовая форма двустороннего соглашения об обмене авиамаршрутами.

Принципы международного воздушного права.

общие принципы МП + специальные: принцип исключительного и полного суверенитета государств в воздушном пространстве над их сухопутной и водной территорией, принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

2. Источники международного воздушного права.

Многосторонние и двусторонние соглашения + акты ИКАО. Использование суверенного воздушного пространства – НП с учетом принятых ими на себя международных обязательств.

Многосторонние соглашения:

организация воздушного пространства и управление воздушным движением

Парижская конвенции по аэронавигации 1919 г.

Чикагская конвенция 1944 г. + 15 протоколов к ней (в силу вступили 13)

«соглашения о свободах воздуха»: Соглашение о воздушном транспорте («соглашение о пяти свободах воздуха») и Соглашение о международных транзитных воздушных сообщениях («соглашение о двух свободах воздуха»).

регулирование воздушных перевозок:

1) Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.,

2) Протокол к Варшавской конвенции от 28 сентября 1955 г. (1.8.1963, 136 участников),

3) Конвенция, касающаяся выполнения перевозки лицом, иным чем договорной перевозчик от 18 сентября 1961 г.,

4) Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952 г.

5) Монреальский протокол к Римской конвенции 1978

борьба с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации:

1) Конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна от 14.09.1963.

2) Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970.

3) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23.09.1971.

4) Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, от 24.02.1988.

5) Конвенция о маркировке пластиковой взрывчатки для ее обнаружения 1991 г.

6) Договор по открытому небу 1992 г.

Регламенты и иные акты ИКАО. роль мягкого права –актов ИКАО, -- регулируют технические аспекты эксплуатации воздушного пространства.

Стандарты и рекомендуемая практика ИКАО (SARPs) -- в виде приложений к ЧК. – 18 – принимаются большинством голосов. Статус – единое мнение отсутствует:

рекомендательный характер, за исключением обязательных правил полетов в международном воздушном пространстве, требований, предъявляемых к бортовым журналам, признанию свидетельств экипажей и летной годности к полетам

sui generis – Ст. 38 ЧК -- возможность отклонения от стандартов и процедур, рекомендуемых ИКАО, в случае, если государство сочтет это практически затруднительным, посредством уведомления Совета ИКАО в течении 60 дней после принятия стандарта или поправки к нему. На практике – государства стараются.

3. Правовое регулирование международных полетов в суверенном воздушном пространстве.

Полет (техн.) -- сам период полета. для целей Токийской конвенции 1963 г. -- «с момента включения двигателей в целях взлета до момента окончания пробега при посадке» (ст. 1(3)), ст. 2(а) Монреальской конвенции 1971 г. – «с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки…». -- основополагающий при решении вопроса о применимом праве, при определении юрисдикции государств в отношении воздушных судов, грузов, пассажиров и багажа, находящихся на борту, а также лиц, незаконно вмешивающихся в деятельность гражданской авиации.

Регулирование воздушных перемещений в пределах территории государств.

регулярные воздушные сообщения осуществляются на основании выдаваемых государствами разрешений (ЧК). Уполномоченные авиапредприятия назначаются в двусторонних соглашениях о воздушном сообщении.

Статья 5 ЧК – 1) возможность осуществления нерегулярных полетов на территорию государств, 2) транзитных беспересадочных полетов через его территорию, а также 3) возможность совершения посадок с некоммерческими целями без получения предварительного разрешения. На практике не применяется. Могут заключаться дву- или многосторонних соглашения, устанавливающие порядок нерегулярных полетов. Пересечение границы: по специально выделенным воздушным коридорам с соблюдением правил

Регулирование коммерческой деятельности воздушно-транспортных предприятий, действующих на территории государства.

Понятие международных воздушных перевозок раскрывается через т.н. «свободы воздуха»:

1) право на транзитный полет без посадки на территории государства;

2) право на транзитный полет с посадкой на территории государства в некоммерческих целях (для дозаправки или ремонта);

3) право выгрузки пассажиров, грузов и багажа, взятых на борт в государстве регистрации (эксплуатанта) воздушного судна;

4) право загрузки пассажиров, грузов, багажа, которые направляются в государство регистрации (эксплуатанта) воздушного судна;

5) право загрузки / выгрузки пассажиров, грузов, багажа, взятых на борт в / направляющихся в любое третье государство.

Обычно правовой режим международных воздушных перевозок регулируется в двустороннем порядке.

В пределах своей территории государство обладает административной, гражданской, уголовной и иной юрисдикцией по отношению к воздушным судам, их экипажу и находящимся на этих судах пассажирам, грузам и почте. ВС обязаны выполнять все требования законодательства г-ва.

За нарушение правил использования ВПр – уголовная или административная ответственность командира и экипажа судна, а также ответственность государства регистрации (эксплуатанта) воздушного судна.

применяют силу против гражданских воздушных судов, нарушивших их воздушный суверенитет. Ст. 3bis ЧК (1984) обязательство воздерживаться от применения силы против гражданских судов в полете: право потребовать посадки данного судна в любом указанном ею аэропорту. Перехват -- крайняя мера.

4. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.

Принцип свободы полетов в воздушном пространстве вне государственных границ. Статус воздушного пространства над открытом морем вытекает из принципа свободы полетов в этой части воздушного пространства (ст. 87(1b) Конвенции по морскому праву 1982 г.), которая включает: право полетов гражданских и военных воздушных судов, право государств осуществлять юрисдикцию в отношении своих воздушных судов и их экипажей, право пользоваться аэронавигационными средствами для контроля и управления полетами воздушных судов в целях обеспечения безопасности полета, право вести наблюдения с воздушных судов за обстановкой на море в интересах военных, научно-исследовательских, промысловых и др. судов, право преследования по горячим следам, право привлекать воздушные суда для борьбы с пиратством, работорговлей и иными преступлениями.

Деятельность регулируется МП. Запрещается совершать действия, представляющие опасность для других стран (приближаться к границам страны без соответствующего предупреждения), установок и сооружений в открытом море, находящихся на них лиц и имущества, воздушных и морских судов иностранных государств.

Национальность ВС – имеют национальность государства регистрации и могут быть зарегистрированы только в одном государстве. В МВПр – юрисдикция государства регистрации.

5. Обеспечение безопасности международной гражданской авиации.

Незаконное вмешательство в деятельность гражданской авиации. направления: подавление актов незаконного вмешательства и привлечение к ответственности совершивших их лиц.

Токийская конвенция – закрепление полномочий командира воздушного судна по обеспечению безопасности судна в полете (командир имеет право привлекать других членов экипажа и разрешать помощь пассажиров для обеспечения безопасности воздушного судна, лиц или имущества на нем, поддержания должного порядка и дисциплины на борту, высадки или передачи нарушителя компетентным властям (ст. 6)). Данная Конвенция не рассматривает действия, угрожающие безопасности воздушного судна, находящимся на его борту лицам или имуществу, в качестве преступлений сами по себе. НО закрепляет права нескольких государств на осуществление юрисдикции в отношении преступлений, совершенных в ходе незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации à конкурирующая юрисдикция

Гаагская конвенция 1970 г. – захват ВС путем насилия или угрозы применения насилия или путем любой другой формы запугивания, либо попытку такого захвата, равно как соучастие в совершении вышеуказанных действий -- преступление (ст. 1) и на государства -- обязательство применять в отношении такого преступления суровые меры наказания (ст. 2).

В Конвенции регулируется проблема подсудности в отношении совершенного преступления, вопросы сотрудничества по обеспечению возможности продолжения полета, возврату воздушного судна и обмену информацией. Предусматривается возможность использования Гаагской конвенции в качестве основания для выдачи при отсутствии специального договора (ст. 8).

Монреальская конвенция 1971 г. рассматривает как преступление 1) акты насилия в отношении лиц, находящихся на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; 2) разрушение или повреждение судна, находящегося в эксплуатации, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете; 3) помещение или совершение действий, приводящих к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации устройств или веществ, способных повредить воздушное судно; 4) разрушение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию, если это может угрожать безопасности воздушного судна; 5) сообщение заведомо ложных сведений, что создает угрозу безопасности судна в полете (ст. 1). применяется к воздушному судну в полете и в эксплуатации, т.е. «с начала предполетной подготовки воздушного судна наземным персоналом или экипажем для конкретного полета до истечения 24 часов после любой посадки» (ст. 2). Монреальский протокол 1988 г. признает неправомерными акты, направленные против безопасности в аэропортах, обслуживающих гражданскую авиацию.

Приложение 17 к ЧК -- вопросы национальной организации борьбы с незаконными актами вмешательства, порядок эксплуатации аэропортов и воздушных судов; закрепляет подлежащие применению превентивные меры безопасности (касающиеся воздушных судов, пассажиров, багажа и др.); содержит руководство по ответным действиям в связи с актами незаконного вмешательства.

ТЕМА

Наши рекомендации