Понятие и структура коллизионной нормы.
Тема 4. Коллизионные нормы. Основы правоприменения в МЧП
Цели и задачи лекции:
Уяснение регулятивной функции и цели коллизионной нормы; понимание основных принципов правоприменения в международном частном праве, т.е применения коллизионных норм и иностранного права.
Практические знания и умения, которые должны быть получены студентами:
Студент должен уметь раскрыть понятие и особенности строения коллизионных норм; назвать основные типы коллизионной привязки (формулы прикрепления); объяснять правила квалификации юридических понятий в процессе выбора применимого права; знать случаи ограничения применения иностранного права.
1. Понятие и структура коллизионной нормы.
2. Основные формулы прикрепления и сфера их применения
3. Виды коллизионных норм.
4. Квалификация юридических понятий при определении права, подлежащего применению. Конфликт квалификаций.
5. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
6. Применение права страны с множественностью правовых систем.
7. Установление содержания иностранного права.
8. Ограничения применения иностранного права.
9.1. Оговорка о публичном порядке.
9.2. Непосредственно применимые императивные нормы.
10. Взаимность и её виды. Реторсии.
11. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Понятие и структура коллизионной нормы.
Понятие коллизионной нормы. Коллизия (лат. collisio – столкновение) – основная категория МЧП. Коллизия в МЧП означает расхождение норм права различных государств, имеющих связь с общественным отношением, осложнённым иностранным элементом и претендующих на регулирование данного отношения.
Необходимой предпосылкой регулирования таких отношений является преодоление коллизии путём выбора компетентного правопорядка. Этот выбор осуществляется с помощью коллизионных норм – национальных или унифицированных.
Коллизионная норма – это норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к регулированию данного общественного отношения, осложнённого иностранным элементом.
Коллизионная норма обладает двумя особенностями:
1. Коллизионная норма не даёт ответа на вопрос, каковы права и обязанности сторон данного отношения, а лишь указывает на компетентный правопорядок, который и определяет такие права и обязанности. Поэтому коллизионная норма считается отсылочной нормой.
2. Как норма отсылочная коллизионная норма применяется только вместе с материально-правовыми нормами, к которым отсылает.
Структура коллизионной нормы. Коллизионная норма состоит из двух частей: объёма коллизионной нормы и привязки коллизионной нормы.
Объём коллизионной нормы – это часть коллизионной нормы, указывающая на круг отношений, подлежащих правовой регламентации.
Традиционно объём соответствует конкретному частноправовому институту: наследственные отношения, договорные обязательства, деликтные обязательства, заключение брака и т.д. Нередко возникает необходимость в более детальной регламентации объёма (по подинститутам, по отдельным вопросам). Нередко один и тот же вопрос дополняется рядом условий в нескольких вариантах. Такая дифференциация объёмов коллизионных норм, каждому из которых соответствует своя привязка, приводит к усложнению коллизионных норм, появлению ассоциации[1] (цепочки или каскада) коллизионных норм, что является современной тенденцией в развитии МЧП отдельных стран и в процессе унификации норм МЧП в рамках международных договоров.
Коллизионная привязка– это часть коллизионное нормы, устанавливающая основания (признаки, критерии, принципы) определения применимого права.
Коллизионная привязка устанавливает связь между отношением с иностранным элементом и законом (правопорядком) соответствующего государства, подлежащим применению (например, закон места нахождения вещи).
Иногда коллизионная привязка непосредственно указывает на государство, право которого подлежит применению (односторонняя коллизионная норма).
Существуют различные виды привязок в составе одной коллизионной нормы: основные (генеральные), и дополнительные (субсидиарные); альтернативные.
Таким образом, коллизионная норма (как и всякая норма права) – это правило, подлежащее применению к конкретным фактическим составам. Специфика этого правила в отличие от материальных норм состоит в том, что оно определяет выбор компетентного правопорядка (применимого права) по видам отношений с иностранным элементом.[2]