Законность в государственном управлении и способы ее обеспечения
Обеспечивать законность — это значит пресекать малейшие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона.
Деятельность по обеспечению законности в государственном управлении осуществляется по двум основным направлениям:
1) обеспечение строгого соблюдения законности каждым звеном аппарата управления и каждым его работником в целях организации четкой его работы, поддержки государственной дисциплины;
2) обеспечение охраны и защиты прав и законных интересов граждан в повседневной деятельности аппарата управления.
выделяет как способы обеспечения законности :
1)Контроль представительных органов ;
2)Контроль органов государственного управления
3)Контроль суда;
4)Контроль прокуратуры.
Контроль в свою очередь подразделяется на контроль государственный и общественный. Государственный контроль в зависимости от уровней его осуществления включает :
А/ Контроль внутриведомственный
Б/ Контроль внешний (вневедомственный)
В/ Контроль межведомственный (взаимный контроль ветвей власти)11 Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. - 1999. - ¹ 1. - С. 82.
Общественный контроль заключается в :
А/ Контроле граждан непосредственно и через свои объединения
Б/ Деятельности средств массовой информации
В/ Выборах во все органы власти
Надзор в зависимости от систем его осуществляющих предположим разделить на :
1.Судебный контроль (надзор)
2.Надзор органов прокуратуры
3.Административный надзор (контроль)
- Общественный контроль заключается в :
А/ Контроле граждан непосредственно и через свои объединения
Б/ Деятельности средств массовой информации
В/ Выборах во все органы власти
Надзор в зависимости от систем его осуществляющих предположим разделить на :
1.Судебный контроль (надзор)
2.Надзор органов прокуратуры
3.Административный надзор (контроль)
73. КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ.
Контрольные полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным статусом как главы государства,
гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому речь идет о его конституционных контрольных полномочиях.
Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:
— непосредственный контроль Президента Российской Федерации;
—президентский контроль через соответствующие президентские структуры. Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет, прежде
всего, в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. Например, по представлению председателя правительства Российской Федерации он назначает
на должность министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб; назначает представителей в иностранных государствах, высшее
командование Вооруженных Сил Российской Федерации и др
В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства РФ. Это позволяет ему
не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность,
целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений правительством Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной и
общественной жизни.
Осуществляя контроль за деятельностью правительства Российской Федерации, Президент имеет право, в частности, отменять постановления и распоряжения
правительства РФ, если они противоречат Конституции Российской Федерации, принимать решения об отставке правительства РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ему подчинен и подотчетен ряд
федеральных органов исполнительной власти, например, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел и др. Его контрольные
полномочия в отношении этих органов закреплены в нормативных актах, регулирующих их деятельность.
Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных контрольных полномочий Президента РФ осуществляет Контрольное управление Президента РФ.
Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. В соответствии с Положением Контрольное управление и его территориальные
подразделения (окружные инспекции) являются единой системой обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации.
Контрольное управление и окружные инспекции от имени и по поручению Президента РФ осуществляют президентский контроль за исполнением федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) Конституции Российской Федерации;
2) законов Российской Федерации;
3) указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
Контрольное управление, являясь структурным подразделением администрации Президента Российской Федерации, осуществляет свои функции и полномочия в
соответствии с планами контрольных проверок, утверждаемыми непосредственно Президентом Российской Федерации. Проверки проводятся также на основании
отдельных поручений Президента РФ и руководителя его Администрации При осуществлении своих функций и полномочий Контрольное управление тесно
взаимодействует с органами законодательной власти, органами исполнительной и судебной власти, органами прокуратуры и другими органами администрации
Президента Российской Федерации.
Полномочные представители Президента Российской Федерации назначаются на должность по представлению руководителя администрации Президента РФ
Президентом Российской Федерации, подчиняются ему и представляют его на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Но необходимо помнить, что, осуществляя свою деятельность, в том числе и контрольную, полномочные представители Президента Российской Федерации не
вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти предприятий, учреждений и организаций.
Контрольные полномочия органов законодательной (представительной) власти закреплены в Конституции Российской Федерации, конституциях республик,
уставах иных субъектов Российской Федерации.
Соответственно контроль органов представительной власти осуществляется на уровне Российской Федерации и ее субъектов.