Институт опеки в русском законодательстве IX-XVIII вв.
По прекращении естественной родительской власти возможно и необходимо установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены. Это установление именуется опекой.
Опека учреждается в двух случаях: а) при малолетстве всех детей, б) при выходе матери замуж или ее смерти. Оба этих условия Русская Правда выразила так: «Если будут (останутся) у мужа в дому дети малые, не могущие сами о себя печаловаться, а мать их пойдет замуж, то отдаются на руки ближнему» (Кар., III). Также предусматривается необходимость особых средств обеспечения детей от злоупотреблений со стороны матери: постановлено, что если она растеряет имущество и пойдет замуж, то должна возместить растрату (113). В случае вступления матери во второй брак, опекуном может быть назначен отчим. Отчим не может переделывать распоряжений отца, если этот последний оставил «ряд», и, само собою разумеется, не может сам сделать произвольного «ряда». По общему правилу, опекуном назначается (как при смерти матери, так и при выходе ее в замужество) ближний, т.е. родственник. Власть опекуна точно определена законом со стороны прав и обязанностей ее: она действует только до совершеннолетия детей («донележевъзмогут»); имущество сдается опекуну при свидетелях с тем, чтобы оно (капитал) было возвращено детям в целости, прикуп же, т.е. приращение, идет в пользу опекуна за то, что он кормил детей и заботился о них. За растрату принятого имущества он отвечает (платит) детям. Обязательство это простирается и на опекуна-отчима. Даже если отчим умрет, оставив и сводных и своих детей малолетними, то при совершеннолетии их родной сын его обязан вознаградить своих единоутробных братьев за растраты, сделанные его отцом (115). Существование и величина растраты определяются «людьми» сторонними, тритейскими судьями. Опека устанавливается общественной властью, как это можно видеть из существа ее в приведенных постановлениях. Надо полагать, что здесь разумеется власть общинная, ближайшая к семейной; но в классах общества, ближе стоящих к князю, может подразумеваться и власть княжеская. Однако установление опеки может быть сделано и умершим отцом, может входить в содержание «ряда». В таком случае отец может назначить опекуном и совершенно стороннее лицо – не родственника; равным образом при этом устанавливается и участие свидетелей при сдаче имущества (в силу неограниченности прав отца).
К этим постановлениям Русской Правды последующее законодательство не прибавляет ничего существенно нового; значение матери как главы семьи, а не опекунши удерживается, но несколько ослабляется влияние родственников мужа. В период империи древние начала опеки во многом изменяются. По законам Петра I, главный наследник (при единонаследовании) есть необходимый опекун своих малолетних братьев и сестер (УК. 1714 г., П.С. 3., N 2789, п.4); на затем в инструкции магистратам 1724 г. (П.С. 3., N 4624, п. 46) предписывается магистратам назначать опекуна в том случае, если он не был назначен завещанием отца. Это нужно считать первым установлением опеки как особого государственного учреждения с властью, контролирующей деятельность опекунов. Окончательное установление таких учреждений принадлежит императрице Екатерине II: по Учреждению о губ. 1775 г., для дворян устанавливается дворянская опека при уездном суде, а для горожан – городовой сиротский суд при магистратуре (Учр. О губ., ст. 209-222 и 292 – 305; опека над малолетними из казенных крестьян поручена в 1797 г. волостному голове; опека над лицами духовного сословия поручена духовному начальству в 1817 г.). тогда в законе определяются качества, требуемые от опекуна; опекуном не может быть банкрот и подсудимый; тогда же определен порядок отдачи в опеку, власть опекуна и прекращение опеки; если опекун не назначен в завещании, его назначает дворянская опека или сиротский суд; оставленному имуществу составляется опись с участием упомянутых правительственных мест. Обязанность опекуна не ограничивается управлением имения: он обязан воспитывать опекаемого надлежащим образом (причем закон определяет даже качество домашних учителей и прислуги). Опекун обязан представлять ежегодные отчеты. Вознаграждение за деятельность опекуна таксируется (5% дохода). После Учреждения о губерниях при Екатерине (22 декабря 1885 г., П.С. 3, N 16300) установлено различие опеки и попечительства; опека может быть окончена в 14-летнем возрасте опекаемого, который может просить о назначении себе попечителя; совершеннолетие и вступление в управление имением отнесены к 17 годам, но с ограничением права продажи и залога недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21 года, когда власть попечителя оканчивается. Из этого следует заключить, что в период 14-17 лет несовершеннолетний сам распоряжается имением, но лишь с согласия попечителя; в период 17-21 года он распоряжается самостоятельно всех случаях, кроме отчуждения недвижимого имущества, что потом изменено указом 1826 г.1
__________
1 «Обзор истории русского права», М.Ф. Владимирский-Буданов, 2-е изд. Киев, 1888.
3. Эволюция форм землевладения в Русском государстве. Вотчины: определение, виды, особенности правового статуса.
К XV в. в Русском государстве существовали следующие формы землевладения: общинное, княжеское, вотчинное, поместное и церковное.
Особенности разных форм землевладения проявлялись в различных ограничениях либо дозволениях их использования в гражданском обороте. Общинные земли могли быть использованы членами общины, которые проживали на них, только в целях удовлетворения собственных общинных нужд, но не могли быть отчуждены (проданы, подарены или заложены.)
Княжеские земли, будучи собственностью князей, могли быть проданы, завещаны и иным образом отчуждены. В то же время, если князь переходил из одного удела в другой, то он терял право на земли, и оно переходило к новому князю, приходившему в этот удел.
Поместными землями их владельцы не владели на праве собственности. Право пользования поместными землями являлось платой князя своим дружинникам за службу, и в случае их перехода на службу к другому князю, дружинники утрачивали право на эти земли.
Церковное землевладение, включая и монастырское, имело специфический правовой статус. Субъектами церковного землевладения выступали монастыри, церкви, епископские саны, то есть некие коллективные образования, а также отдельные монахи, церковные деятели как физические лица. Допускалось свободное отчуждение монастырских земель, что позволило церкви и монастырям принимать активное участие в поземельном обороте. Несмотря на то, что монахи, епископы могли завещать, дарить, закладывать земли от собственного имени церковная собственность имела корпоративный характер, как на землю, так и на другое недвижимое имущество.
Более подробную регламентацию правового статуса земельных объектов дает Судебник 1550 г., в котором главное внимание уделяется вотчине и поместью.1
Первоначально объем прав вотчинника был чрезвычайно обширным: вотчинник был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле, но при этом он сам был подсуден только князю. В период становления Московского великого княжества объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение.
Во взаимоотношениях светских и церковных властей также можно проследить тенденцию к ограничению прав церкви. Ограничивается судебный иммунитет посредством изъятия из ведения церковных судов дел по вопросам душегубства, татьбы и разбоя.
Термин «вотчина» сохраняется в русском праве до начала XVIII века, когда петровское законодательство, введя впервые термин «недвижимое имение», смешало поместье и вотчину под одним наименованием (указ от 23 марта 1714 года). Формула «движимые и недвижимые имущества» употреблена в указе применительно к поместным и вотчинным владениям.2
В вотчинном землевладении XVII в. можно выделить следующие типы: вотчины родовые, полученные по наследству; выслуженные — пожалованы за службу и купленные.
Существенная разница между этими тремя типами заключается в праве распоряжения. Право распоряжения родовыми вотчинами ограничивались государством. Запрещалось отдавать вотчины в монастырь по душе. В законодательстве очень тщательно был разработан вопрос родового наследования вотчин и родового выкупа.
Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам купленных вотчин. Купленную вотчину можно было продать, заложить, подарить и завещать любому лицу. Она могла перейти по наследству к жене вотчинника и первоначально не подлежала праву родового выкупа.
Что касается жалованных вотчин, то их владельцам предоставлялось право продавать, закладывать и отдавать в приданое; нельзя было только отдать в монастырь по душе.
Складывание системы поместного землевладения привело к изменению юридического характера вотчинного. До возникновения поместья существовало разделение поземельных и служилых отношений, но к середине XVI в. происходит сближение, уравнивание поместного и вотчинного землевладения в отношении службы.
В начале 70-х г. XVI в. уже существовала такая разновидность вотчин, как «пожалованная». Среди них выделяются наследственные и личные вотчины, данные служилому человеку пожизненно, которые он не мог передавать по наследству. Это противоречило традиционному представлению о вотчине как наследственной собственности.
Церковь была одним из крупнейших землевладельцев. Патриархи, митрополиты, епископы раздавали земли своим дворянам и детям боярским. Земельные владения монастырей принадлежали им обыкновенно на вотчинном праве, при этом право полной собственности было ограничено учением о неотчуждаемости церковных имений.
Вотчинный статус земель крупнейших церковных феодалов подкреплялся судебно-административными привилегиями и финансовыми льготами, которые являлись составными частями феодального иммунитета.3
___________
1 Российское законодательство XX — XX веков. В 9 т. М.: Юридическая литература, 1985. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства.520 с.
2 Российское законодательство XX — XX веков. В 9 т. М.: Юридическая литература, 1986. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. — 512 с.
3 Алексеева Н. И. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕРКОВНЫХ ЗЕМЕЛЬ В XV—XVII вв. // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
4. Заполните таблицу: «Правовое положение основных категорий населения России XVII в. (по Соборному Уложению 1649 г.)».
Категория населения | НПА, характеризующие правовое положение | Основные права | Основные обязанности |
Феодалы: Бояре Дворяне | Гл. VII, XVII | Владели поместьем пожизненно, пока мог нести военную службу; Поместье передавалось по наследству, если сын ко времени смерти отца достигал 15 лет и мог служить государству. | Несли государственную службу |
Крестьяне | Гл. X ст. 94, 122, 235, 251, 262; Гл. XI ст. 3,9,13,18,34; Гл. XIII ст. 7; Гл. XIX ст. 9,14,15,37 Гл. XXI ст. 7, 47,71. | 1)крепостной оставался казенным тяглечем, сохраняя некоторые признаки гражданской личности 2) владелец обязан обзавестить крестьянина земельным наделом и земледельческим инвентарем 3) он не мог быть збезземелений взятием во двор, а поместный и отпуском на волю 4) его животы (имущество), хотя и находилось только в его подневольном обладании, не могли быть у него отнято "насилием" 5) он мог жаловаться на господские поборы "через силу и ограбления" и по суду вернуть себе насильственный перебор. Данные права носили формальный характер. | Барщина, оброк (денежный или натуральный), а также «поземельный» и «подворный налог» (подать) |
Городское население: Купцы Посадское население: Белые слободы Черные слободы | Гл. XIX | Предпринимательство -торговля, организация мануфактур Предпринимательство, изготовление ремесленных изделий Предпринимательство | Платят налоги и таможенные пошлины государству Платили налоги гос-ву Платят оброк боярам, монастырям |
Духовенство: Белое духовенство (приходские священники) Черное духовенство (монахи) | Гл. XIII | Имели семьи, имущество Монастыри владели землями с крестьянами | Проповедовать слово Божье Подавать пример служения богу |
____________
1 Выверено по изданию: М.Н. Тихомиров, П.П. Епифанов. Соборное Уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961.
5. Эволюция понятия «преступление» в русском законодательстве IX-XVIII в.
«Преступление» как понятие получает свое развитие с началом изданий на Руси первых нормативных актов.
Русская Правда не знала достаточно четкого определения понятия уголовно наказуемого деяния. На языке Русской Правды преступление – это обида, т.е. причинение материального, физического или морального ущерба определенному лицу. Понятия преступления как общественно опасного деяния еще не сложилось.
Свое дальнейшее развитие представление об уголовно наказуемом деянии получает в Псковском и Новгородском праве, где преступление рассматривается как не только причинение вреда отдельному частному лицу, но и государству. Складывалось, таким образом, понятие преступления как общественно опасного деяния.
Обострение классовых противоречий, повышение значимости государственной власти и ее аппарата повлияли на изменение понятия преступления. Если Русская Правда определяла понятие преступления как обиду, то в Судебнике под преступлением (уголовно наказуемым деянием) понималось «лихое дело», причинявшее ущерб и государству, и интересам господствующего класса. В понятие преступления был внесен, таким образом, элемент общественной опасности, более четкий классовый смысл. Возникли и новые виды преступлений: государственные, против суда.
В Соборном уложении 1649 года нет общего определения понятия преступления. Но из содержания статей уложения можно сделать вывод о понимании под преступлением нарушения царской воли, закона.
При Петре I впервые появляется термин «преступление» для обозначения наказуемых деяний. Преступление рассматривалось не только как нарушение законов, но и как действие, причинившее вред государству, даже если об этом деянии ничего не говорилось в законе. Государство же защищало интересы дворянства. Таким образом, преступлением являлось действие, общественно опасное для государства дворян.
Различались действия умышленные, неосторожные и случайные. Ответственность наступала только при совершении умышленных или неосторожных преступных действий. Случайные деяния не влекли за собой уголовной ответственности. Наказание зависело от степени вины.
В уголовном праве затрагивался вопрос о вменяемости совершивших преступления. Совершение преступления в состоянии душевной болезни вело к смягчению и даже неприменению наказания. Предшествующее законодательство обычно мягче наказывало преступление, совершенное в состоянии опьянения. Совершенно иначе решался этот вопрос в XVIII в. В отдельных случаях пьянство само по себе составляло преступление. Недоносительство очень часто составляло самостоятельное преступление, обычно по государственным преступлениям.
Таким образом, от «обиды» IX в. понятие преступления эволюционировало до конкретного многогранного определения с различными квалификациями и степенями тяжести в XVIII вв.1
__________
1 История государства и права России. Учебник. Под ред. Ю.П. Титова, ООО «Издательство Проспект», 2001.
6. Какое наказание предусматривалось Соборным Уложением за следующие виды преступлений: а) богохульство; б) подделка государственных грамот, печатей; в) изготовление фальшивых денег; г) незаконное производство и хранение спиртных напитков, табака; д) убийство родителя ребенком; е) убийство ребенка родителем (сошлитесь на конкретные статьи).
А) Гл. I ст.1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, зжечь.
Гл. I ст. 3. А будет кто во время святыя Литургии и в и(ы)ное церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимандриту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь.
Б) Гл. IV ст.1. Будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровски или в подлинной государеве грамоте и в и(ы)ных в каких приказных писмах что переправит своим вымыслом, мимо государева указу и боярскаго приговору, или думных и приказных людей и подъяческия руки подпишет, или зделает у себя печать такову, какова государева печать, и такова за такия вины по сыску казнити смертию.
Гл. IV ст.2. А будет кто воровством же учнет отъимати государевы печати от государевых грамот, или от иных каких приказных писем, и те государевы печати учнет к иным каким воровским писмам прикладывати, или будет кто учнет какия писма воровством же наряжати, и приказныя писма переправливати мимо государева указу, и того казнити смертию же, а писмам его нарядным ни в чем не верити.
В) Гл. V ст.1. Которые денежные мастеры учнут делати медные или оловяные, или укладные денги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавливати медь или олово или свинец, и тем государеве казне учнут чинити убыль, и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло.
Г) Гл. XXV ст.1. У кого корчму вымут впервые, или кто на продажу вино курит, и на тех впервые заповеди правити по пяти рублев, а на питухаха по полуполтине на человеке. А у кого корчму вдругоряд вымут, и на тех людех заповеди править вдвое, по десяти рублев, а на питухех по полтине на человеке, да тех же людей, у кого корчму вымут вдругоряд, бити кнутом по торгом, а питухов бити батоги.
Гл. XXV ст.8. А которым людем пития у себя безъявочно держати не велено, а они у себя питие держати учнут не явя, и то неявочное питие у них вымут, и на тех людех имати заповеди по пяти рублев на человеке, а питие имати на государя.
Гл. XXV ст.11. Да в прошлом во сто четыредесять втором году, по указу блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Русии на Москве и в городех о табаке заказ учинен крепкой под смертною казнью, чтобы нигде русские люди и иноземцы всякия табаку у себя не держали и не пили, и табаком не торговали. А кто русские люди и иноземцы табак учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено имати и присылати в Новую четверть, и за то тем людем чинити наказание болшое бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и животы имая, продавати, а денги имати в государеву казну. А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа Русии указ чинити против того же, как о том указано в прошлом во сто четыредесять втором году.
Д) Гл. XXII ст.1. Будет который сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матернее убийство казнити смертию же безо всякия пощады.
Гл. XXII ст.2. А будет который сын или дочь отцу своему или матери смертное убийство учинят с и(ы)ными с кем, а сыщется про то допряма, и по сыску тех, которые с ними такое дело учинят, казнити смертию же безо всякия пощады.
Е) Гл. XXII ст.3. А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрьму на год, а отсидев в тюрме год, приходити им к церкви Божии, и у церкви Божии объявляти тот свой грех всем людем в слух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити.1
_____________
1 Выверено по изданию: М.Н. Тихомиров, П.П. Епифанов. Соборное Уложение 1649 года. М., Изд-во Моск. ун-та, 1961.