Реорганизация советского государственного аппарата при переходе к НЭПу.
После вступления Российской Федерации в СССР высшие органы власти и управления РСФСР ограничили предмет своей законотворческой деятельности кругом вопросов, отнесенных Конституцией СССР к ведению союзных республик.
В сфере экономики государство реализует новый подход, включающий в себя три взаимосвязанных меры: 1) создание органа, который должен осуществлять координацию деятельности различных наркоматов, отделов исполкомов и иных органов на уровне РСФСР, области, губернии, уезда, волости; 2) принятие единого государственного хозяйственного плана; 3) перевод промышленных предприятий, заводов и фабрик на хозрасчет.
Координацию деятельности наркоматов осуществлял СТО (Совет труда и обороны), созданный по решению VIII Всероссийского съезда Советов; координацию работы различных отделов, предприятий, учреждений на уровне области, губернии, уезда, волости – ЭКОСО (экономическое совещание, действующее под руководством СТО).
Разрабатывается единый народнохозяйственный план. По Декрету СНК от 22 февраля 1921 г. была образована Государственная общеплановая комиссия (Госплан), которой поручалось на основе плана ГОЭЛРО разработать единый государственный хозяйственный план.
В целях преодоления практики неисполнения местными советами законов и других нормативно-правовых актов высшие органы государства приняли четыре Положения: о советах губернских, уездных и заштатных городов и поселках городского типа; об уездных съездах, советах и их исполкомах; о волостных съездах, советах и их исполкомах; о сельских советах.
В связи с переходом к нэпу произошла значительная перестройка правоохранительных учреждений, суть которой – в упрощении их организационной структуры, сокращении штатов, создании условий для демократизации их деятельности.
Поскольку отпала необходимость в чрезвычайных мерах по охране завоеваний советской власти, которая в политическом отношении значительно укрепилась, меняется карательная политика государства. В 1921 г. был поставлен вопрос о необходимости подвергнуть ВЧК реформе. В целях недопущения необоснованного применения репрессий ВЧК 31 мая 1921 г. на заседании Малого СНК была образована комиссия под председательством наркома юстиции Курского. Ей было поручено разобраться во взаимоотношениях ВЧК с органами юстиции и разработать законодательные меры, регулирующие надлежащий надзор за следственным аппаратом ВЧК. Вслед за этим поставлен вопрос о реорганизации ВЧК. Об этом говорилось в решении IX съезда Советов: укрепление советской власти позволяет сузить круг деятельности ВЧК и его органов, возложив борьбу с нарушениями законов Советской Республики на судебные органы.
Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК и его органы были упразднены, а при НКВД создавалось Главное Политическое Управление (ГПУ). На него были возложены задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебных действий против государственной власти. ГПУ имело право: а) розыскной деятельности; б) на проведение дознания и следствия в определенные сроки: не позднее двух недель со дня ареста предъявлять обвинение, не позднее двух месяцев заканчивать следствие и передавать дело в суд (или прекращать его); в) применять меры административного воздействия.
Внесудебные репрессии отменялись. Все дела о преступлениях против государственной власти решались только в судебном порядке. Таким образом, функции ГПУ были сужены, а сфера его деятельности ограничена в основном обеспечением политической безопасности страны. К сожалению, этот порядок просуществовал недолго.
В первые годы нэпа были внесены существенные изменения в организационную структуру милиции. Происходит ее перестройка, так как отпали военные функции. В 1922 г. было принято Положение о НКВД РСФСР, по которому в НКВД появилось Главное управление милиции. На местах – губернские, волостные, уездные управления. В крупных городах – городская милиция. Их задачей являлось поддержание общественного порядка.
В 1922 г. для улучшения организации борьбы с уголовными преступлениями из органов был выделен уголовный розыск. В составе НКВД создано Управление уголовного розыска.
Кроме того, Советское государство воссоздало прокуратуру, наделив ее правом осуществлять надзор за законностью в деятельности наркоматов и исполкомов местных советов, должностных лиц и принимать незамедлительные меры по устранению выявленных правонарушений. К весне 1922 г. после широкого обсуждения этого вопроса в печати на совещаниях работников юстиции НКЮ разработал проект Положения о прокуратуре. При подготовке проекта разгорелась дискуссия, в ходе которой высказывались предложения об ограничении функций прокуратуры лишь судебными делами и об исключении общего надзора; некоторые вообще были против создания прокуратуры, рассматривая законность как придаток капиталистических отношений (левацкий правовой нигилизм). На самой сессии ВЦИК с резкой критикой законопроекта выступала группа членов ВЦИК, требовавшая «двойного» подчинения прокуратуры или лишения ее права общего надзора. Они утверждали, что введение централизованной и независимой от местных властей прокуратуры якобы нарушает Конституцию, выражает недоверие местным органам власти.