Понятие политического режима. Политический режим (от лат
Политический режим (от лат. Regimen- «управление») характеризует совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни1.
Обычно выделяют дваосновных типа политических режимов:
1. Недемократическиеполитические режимы (тоталитарный и авторитарный).
2. Демократическийполитический режим.
При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства и власти, с одной стороны, и общества и граждан - с другой.
В условиях демократии гражданское общество имеет прочные рычаги давления на власть вплоть до замены на очередных выборах.
В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм).
Используются и другие критерии, позволяющие выявить сущностные различия политических режимов, например, плюрализм, идеология, формы общественной мобилизации, принципы политического руководства обществом, тип легитимности, способы урегулирования конфликтов.
2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
Тоталитарный режим
Термин «тоталитаризм» происходит от средневекового латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм— это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX в1.
Диктатура(от лат. dictatura — «неограниченная власть») — режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых — возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первоначально, в республиканском Риме (V—I вв. до н. э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и сроках пребывания у власти. Начиная с Суллы и особенно Цезаря, который многократно наделялся диктаторским полномочиями, характер диктатуры существенно изменился. Диктатор стал неподвластен праву, неподотчетен народу и изменял законы в своих интересах. Однако впоследствии — и в средневековье, и в новое время — диктатуры были внутренне непрочными режимами, их сплачивала лишь воля диктатора. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин «тоталитарный» ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883—1945).
Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б. Муссолини выразил формулой: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства»2.
Возникновению тоталитаризма способствовали объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX — начале XX вв. Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идеологического и политического контроля за личностью. Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции. Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе; глубокого кризиса, охватывающего все стороны жизни; наконец, при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.
В западной политической науке выделяют следующие признаки тоталитаризма:
а) единственная массовая партия;
б) монопольно существующая признанная всеми идеология;
в) монополия на средства массовой информации;
г) монополия на средства вооруженной борьбы;
д) террористический контроль со стороны политической полиции;
е) централизованная система контроля и управления экономикой. Особенно следует отметить такой признак, как абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию. Принцип вождизма или фюрерства отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе единства нации в условиях социальной нестабильности. Фюрер в фашистской Германии стоял во главе государства, выражал его волю; сила государства исходила от фюрера. Он имел неограниченную власть над подчиненными. Авторитет вождя не был основан на осознанном доверии, а имел скорее мистический, личностный характер.
Авторитарный режим
Авторитаризмобычно рассматривается как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если принять во внимание то, какие черты от тоталитаризма, а какие от демократии можно обнаружить в нем. Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении1.
Для того чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим осуществляет циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, несмотря на отсутствие поддержки со стороны народа, автократии могут существовать длительное время и достаточно успешно. Они способны эффективно решать стратегические задачи, несмотря на свою нелегитимность. Примерами подобных эффективных с точки зрения осуществления экономических и социальных реформ могут служить авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.
Все эти черты авторитаризма свидетельствуют о сходстве его с тоталитаризмом. Самое главное различие между этими режимами состоит в характере отношений власти с обществом и индивидом.
Если при авторитаризме эти отношения дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», то тоталитаризм вообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов. Существенным различием является и то, что тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие, тогда как авторитаризм не оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.
Существуют следующие разновидности авторитаризма:
1. Традиционные абсолютистские монархии— режимы, в которых отсутствуют разделение властей и политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса (страны Персидского залива, Непал, Марокко и т.д).
2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типапреобладают в Латинской Америке. Этому виду присущи следующие черты: политическая и экономическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств; один лидер сменяет другого при помощи переворота или фальсификации итогов выборов; элита связана с церковью и военной верхушкой (режим в Гватемале).
3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии выражает интересы той части буржуазии экономически отсталых, зависимых стран, которая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком (президентстве Маркоса на Филиппинах (1972—1985), в Тунисе, Камеруне и т.д.)
4. «Военные режимы».
Существуют в трех видах:
а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (режим И. Амина в Уганде);
б) военные хунты, проводящие структурные реформы ( режим генерала Пиночета в Чили);
в) однопартийные режимы (существовали в Египте при Г.А. Насере, в Перу при X. Пероне, и т.д.)
5. Теократические режимы,при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц ( режим аятоллы Хомейни в Иране)1.