Программа самостоятельной познавательной деятельности студента
Приступая к изучению новой темы. Студенту целесообразно повторить предыдущие темы.
После повторения материала студент может приступить к изучению непосредственного материала.
Приступая к изучению соответствующей темы, студенту, в первую очередь, необходимо обратиться к содержанию официальных источников, в которых публикуются законы, иные нормативные акты. При изучении темы необходимо учитывать изменения, вносимые в законодательство. Далее студент должен ознакомиться с учебной литературой; монографическими исследованиями и журнальными статьями. Каждая тема содержит перечень обязательной и дополнительной литературы. Обязательная литература – это основная литература, которая должна быть изучена студентом. Изучение дополнительной литературы поможет более глубокому исследованию предмета, расширению знаний гражданского права, написанию курсовой и дипломной работы.
Студенту необходимо внимательно изучить не только суждения различных авторов, но и судебную практику по данной теме. При самостоятельном изучении рекомендуется использовать справочно–правовыми системами «КосультантПлюс», «Гарант».
Изучив нормативную базу и обязательную литературу, студент по данной теме должен:
· знать методологию проблемы, основные категории темы; признаки, изучаемых категорий, квалифицирующие признаки, классификации категорий.
· иметь представление о содержании изучаемой темы
В рамках самостоятельной работы предусмотрено выполнение научно-исследовательских заданий: заполнение сравнительных таблиц, составление схем.
Основной формой текущего контроля преподавателем самостоятельной работы является проверка посещаемости аудиторных занятий, опрос на семинарских занятиях, проверка конспектов, схем, таблиц, проведение письменной контрольной работы и тестов по отдельным темам. К индивидуальным собеседованиям привлекаются студенты, которые отсутствовали на занятиях или были плохо подготовлены к ним.
Максимальное количество баллов по результатам выполненной работы
на практических занятиях
Виды работ | Количество баллов | |
1. | Реферат темы | «-5» – «+5» |
2. | Подготовка слайдов по теме реферата | |
3. | Реферативный обзор журнала | |
4. | Выступление на семинаре | «-5» – «3-5» |
5. | Выполнение дополнительных заданий преподавателя (сообщения) | «-5» – «3-5» |
6. | Оппонирование по выступлениям, сообщениям на семинаре (задаются вопросы) | |
7. | Лабораторная работа (работа с системами «Гарант», «Консультант +» при решении задач) | В зависимости от количества выполненных заданий |
8. | Контрольная (проверочная) работа (тест) | «-3» – «3» |
9. | Решение задачи, заполнение таблицы | |
10. | Конспект статьи | |
11. | Конспект вопроса по книге | |
12. | Пропуски | -5 |
Необходимо учитывать следующие ограничения:
1. На последнем занятии семестра письменные работы (рефераты) уже не принимаются. Во-первых, это связано с перегрузкой последнего занятия семестра. Во-вторых, попытка отложить наиболее трудную работу, которую надо предъявить преподавателю, на конец семестра – известная и «дурная» традиция студентов. Чтобы проводилась равномерная работа в течение семестра, и вводится такое правило.
2. Суммарное число баллов за конспекты не должно превышать половины итоговой суммы. Такое же правило действует и относительно других работ, выполняемых только в письменной форме. Смысл этих правил – не допустить однобокого увлечения студентов более простыми занятиями в письменной форме, а побудить к необходимой разнообразной познавательной деятельности, развитию устной речи (монолога, дискуссии). Игнорирование студентом этого требования может привести к тому, что преподаватель вычтет часть баллов, накопленных к окончанию семестра, и оценка по рейтингу будет ниже ожидаемой. Это студенты должны учитывать с самого начала работы по рейтингу.
3. Штрафуется нарушение требований к подготовке рефератов, докладов или конспектов. Имеется в виду попытка выдать за свое изложение чужой работы (возможно, даже купленной или взятой из Интернета) - доклада, реферата, статьи и т.д. Тогда вместо ожидаемых 5 баллов за реферат попытавшийся обмануть преподавателя студент получит (– 5) баллов и, естественно, хороший жизненный урок. Вместе с рефератом или докладом представляются подготовительные материалы (выписки, конспекты, материалы анкетирования, дневники наблюдений и т.п.). Реферат дополняется иллюстрациями-слайдами, которые сдаются в электронном варианте на компакт диске вместе с подготовленным рефератом.
4. Штрафуется отсутствие студента на занятии по неуважительной причине. Преподаватель выясняет причины непосещения занятия. При уважительных причинах (медицинская справка, повестка в военкомат, повестка в суд) пропуск занятия в расчет не принимается. Пропуски можно отработать в строго отведенные часы преподавателем, написав конспекты вопросов пропущенного занятия и ответив устно на законспектированный вопрос.
Однако в последние годы студенты все чаще используют материалы из Интернета. Учитывая громадные познавательные возможности работы на компьютере и, в том числе, в Интернете, поощряются использование новых технологий. Однако при это необходимо четко отличать сбор тех или иных материалов для собственной работы от перепечатки и выдачи за свой чужого реферата. С этой целью преподаватель выясняет знание студентом исходных материалов, например книг, указанных в библиографическом списке. И если докладчик «не помнит», не знает использованных книг и статей и не может объяснить сделанные в реферате выводы и обоснования, то он явно перепечатал чужую работу. И наоборот, предварительное обсуждение материалов готовящегося реферата с преподавателем свидетельствует обычно о собственной работе студента.
Характеристика работ:
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования в размере 10-15 страниц. Другие методы исследования могут, конечно, применяться (и это поощряется), но достаточным является работа с литературными источниками и собственные размышления, связанные с темой. Прочитав определенное количество книг, брошюр и статей, сделав выписки и конспекты, составив план реферата, студент пишет реферат, включающий: титульный лист, план, текст реферата, библиографический список.
Текст реферата должен быть написан разборчиво, а при возможности напечатан. Для выступления по реферату студенту отводится до 10 минут на семинарах. При выступлении предпочтительнее, чтобы он не читал текст, а говорил свободно, лишь заглядывая в написанную работу. После обсуждения реферата участниками семинара он сдается для оценки преподавателю.
Реферативный обзор журнала отличается от реферата только своим источником, он выполняется на основе тщательного изучения статей одного журнала.
Выступление на семинаре освещает один из вопросов, заданных на предыдущем занятии и подготовленных на основании указанной преподавателем литературы. Отказ отвечать, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой, вплоть до «-5» баллов. При выступлении предпочтительнее, чтобы он не читал текст, а говорил свободно, лишь заглядывая в написанную работу.
Выполнение дополнительных заданий преподавателя (сообщения). Студентосвещает один из вопросов, заданных на предыдущем занятии преподавателем, из предложенных в учебно-методическим комплексе для каждого семинарского занятия. Ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой, вплоть до «-5» баллов. При выступлении предпочтительнее рассказывать содержание вопроса, опираясь на план ответа.
Конспекты статей оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подменяются планами работ или полностью переписанным текстом: студент должен научиться отбирать основное. Конспект пишется в тетради, от руки, с обозначением фамилии владельца. Обязательно указывается автор статьи, место и год издания, а на полях помечаются страницы, где расположен конспектируемый текст (можно использовать статьи из рекомендательном библиографическим списке, предложенного по каждой теме семинара). Качество конспекта повышается, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами.
Контрольная работа не только помогает выявить, как студенты усвоили пройденный на семинарах учебный материал, но и как бы уравновешивает самостоятельную деятельность студента. При рейтинговой системе студент сам выбирает содержание самостоятельной деятельности. Поэтому он может увлечься наиболее интересующими его вопросами и темами в ущерб остальной части изучаемого курса. При этом, набрав необходимое число баллов, но не освоив курс в целом, он мог бы получить, как мы помним, высокую оценку без экзамена. Чтобы не допустить таких крайностей, в рейтинговой системе предусмотрены минусовые оценки за неподготовленность к семинару, за неудачное выполнение контрольной работы.
Выполнение студентом каких-либо работ с целью донабора баллов до необходимой отметки запрещено.
Итоговое количество баллов по результатам выполненной работы на практических занятиях определяется простым суммированием баллов, набранных студентом.
Форма контроля: опрос студентов по предложенным вопросам на практических занятиях. По некоторым заданиям, указанным в программе, предполагается письменный отчет. На усмотрение преподавателя, также и ответы на иные вопросы могут быть оформлены в письменной форме.