XVIII в. в европейской и мировой истории.
Вестфальская система.
Историю международных отношений с середины XVII до конца XX вв. исследователи называют Вестфальской системой, которая возникла после окончания Тридцатилетней войны (1618-1648)[44] В основе этой системы лежали принципы государственного суверенитета, а государство рассматривалось как единственный законный субъект международных отношений.
Мир, заключенный в 1648 г., закрепил статус вновь образованных государств, борющихся за свою независимость, и определил границы между новыми соперниками.
Исторически Вестфальский порядок просуществовал до конца XVIII в., т.е. до Французской буржуазной революции. Географически же Вестфальская система сначала включала в себя лишь Западную и Центральную Европу. Позднее она включила в свою сферу Восточную Европу, Россию, Средиземноморье, Северную Америку, Вест-Индию.
Вестфальская система была очень нестабильной, о чем свидетельствует большое количество военных конфликтов. Так, с 1667 по 1714 г. непрерывно шли войны между Францией и европейскими коалициями. C 30-х по 70-е гг. XVIII в. в Европе произошло еще несколько военных столкновений различного масштаба: война за польское наследство (1733-1735), война за австрийское наследство (1740-1748), Семилетняя война (1756-1763), в которой участвовала и Россия.
К названным военным конфликтам следует добавить и те, которые проходили в Восточной и Юго-Восточной Европе – с участием России и османской империи. С конца XVII в. развернулось колониальное соперничество между Англией и Францией, завершившееся в конечном итоге образованием 4 июля 1776 г. нового независимого государства – Соединенных Штатов Америки.
Для Вестфальской эпохи характерна гибкая система военных коалиций и союзов, которые были крайне неустойчивы. Период XVII-XVIII веков ознаменовался большими социально-экономическими и политическими изменениями в Европе, становлением общеевропейского рынка, раннего капитализма и серией колониальных захватов почти по всему миру. Закладывались основы будущих колониальных империй и будущей глобальной системы международных отношений.[45]
Факторами, способствовавшими складыванию первой системы международных отношений на Европейском континенте, были:[46]
- именно в западной части Европы с конца XV в. наблюдается быстрое развитие капитализма, стимулировавшее становление государств нового типа. Это потребовало коренной перестройки государственного аппарата и выработки новых принципов внешней политики;
- в XVI – XVII вв. происходит качественный и количественный рост научных знаний в самых разных областях. Рационализм стал методологической основой не только естественных наук, но социальных;
- к XVI – XVII вв. В Европе сложилась социально-политическая ситуация, которая требовала создания устойчивого баланса сил на континенте.
Таким образом, именно с середины XVII в. началось формирование общеевропейской системы международных отношений.
Проблема перехода в «царство разума».
Во второй половине XVIII в. Вестфальская система вступила в полосу кризиса. Инициатором изменений была торговая и промышленная буржуазия, которая, исходя из своих экономических и гражданских интересов, стремилась влиять на внутреннюю и внешнюю политику, прежде всего, во Франции и американских колониях Англии. Возрастала роль общественного мнения, интересы общества вступали в противоречие с интересами абсолютистского государства во Франции и Британской империи в английских колониях.
Человек Средневековья (IV – XIV вв.) веровал во всемогущего христианского Бога и интересовался только тем, как то или иное явление соотносится с Богом. Люди Средневековья постоянно чувствовали «присутствие» Бога и свою связь с ним. Церковь играла колоссальную роль в обществе и государстве, владела душами и умами людей, препятствовала развитию науки. Средневековый человек не стремился изменить мир, устроенный Богом.
Потребовалось более столетия, чтобы вера в Бога постепенно перестала быть для людей устойчивой опорой в изменяющемся мире. Этой опорой в сознании людей в конечном итоге стали разум и вера в могущество человеческого гения, заменившая многим веру в Бога.
Разум человека эпохи Просвещения, начавшийся с конца XVII в., был «познающим». Познавая окружающий мир, люди действовали в соответствии с тем, что им удалось узнать и осмыслить, и новые приобретенные знания, навыки обращать себе на пользу. Именно с этого времени кардинально изменялись облик городов и деревень, быт и запросы горожан и крестьян, появились новые профессии.
Таким образом, именно наука, практический опыт, распространение знаний помогли человеку эпохи Просвещения познавать и изменять окружающий мир.
Эпоха Просвещения, как мощное умственное течение, зародилось в Англии, а затем охватило всю Европу. Многие люди этой эпохи надежды на лучшую жизнь связывали с распространением просвещения; отвергали любую церковь и религию, мешавшие, по их мнению, развитию научных знаний.
Люди эпохи Просвещения старались проявить себя на поприще науки, искусства, политики, проявляли большой интерес к ярким человеческим личностям и жизням, отданным служению людям.
В эпоху Просвещения сформировались важнейшие представления о ценности человеческой личности и ее правах. Был сформулирован принцип презумпции невиновности и соразмерности наказания преступлению. Сложились понятия общественной, государственной и национальной безопасности. Стали на постоянной основе работать консульства и представительства государств в других странах. Были отработаны правила дипломатического протокола.
Человека эпохи Просвещения называли человеком рациональным(лат. rationalis), что означало «руководствующийся результатом». Жизнь рационального человека посвящена определенной цели и поиску средств ее достижения. Поэтому он восприимчив ко всему новому, более совершенному: человек улучшает орудия труда и технологии, постоянно ставит перед собой вопрос: как лучше действовать? Свобода выбора идействий становится одной из главных жизненных ценностей.
Человек эпохи Просвещения рационально ведет хозяйство, рационально использует рабочее и свободное время. Именно умом и трудом таких людей создается бо´льшая часть материальных благ, составляющих богатство общества. Рациональный образ жизни ранее, чем в других странах, утвердился в Голландии и Англии, в их колониях.
В различных странах Европы с конца XVII в. постепенно формировалась новая культурная общность людей, занимающихся умственным трудом – просвещенная элита.Аристократия и значительная часть дворянства активностремилась к получению знаний.
Всеобщим поклонением в обществе пользовались такие ученые как немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), французские философы-просветители Франсуа Вольтер (1694-1778), Жан- Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713-1784) и др.
Просвещенная элита общества проявляла себя не только в духовной области, но и в правилах этикета, моде, поведении, воспитании детей (престижным было домашнее обучение и воспитание), владении иностранными языками.
Ученые XVIII в. доказали, что наука способна приоткрыть многие тайны природы и существенно обогатить жизнь людей. В этот период началось становление самостоятельных наук – физики, химии, астрономии и других, в том числе и гуманитарных.
Научная революция, совершенная Г. Галилеем (1564-1642) и И. Ньютоном (1642-1727) в механике (закон всемирного тяготения), убедила в том, что все во Вселенной построено по единому плану и управляется простыми и понятными всем законами. Английский философ Джон Локк (1632-1704) высказал мысль о том, что силы в обществе и государстве тоже должны уравновешивать друг друга. Так была сформулирована идея разделения властей (законодательной и исполнительной, парламента и короля), куда составной частью входила судебная власть.
Поиск общих законов устройства государства и развития общества продолжался и в конце XVIII-XIX вв.
Россия и Европа в XVIII веке: новые взаимосвязи и различия.
Уже на протяжении всего XVII в. нарастало экономическое, политическое и культурное отставание России от развитых европейских стран. Возвышению западного мира способствовали такие условия, как:
- сравнительно незначительное вмешательство государства в экономическую жизнь;
- бо´льший простор для развития рыночных отношений;
- свобода политической деятельности не только для элиты, но и для среднего класса общества;
- торговое и колониальное соперничество, давшее сильный толчок развитию техники, науки, изобретениям;
- некоторые особенности географического положения;
- более благоприятные условия для интеллектуальной свободы.
Единое Российское государство, сложившееся в конце XV - начале XVI в., заняло свое место в системе европейских государств. Развитие экономических, политических и культурных связей с европейскими странами было необходимо для всестороннего развития России. Однако, не всегда она встречала взаимопонимание европейских стран, видевших в России восточную, азиатскую страну и желавших расширить свои территории за счет русских земель. В международной торговле, например, в XVI-XVII вв. России разрешалось вести торговлю в Европе только через посредничество шведских купцов, к тому же, экспорт носил сырьевой характер. Московское государство могло превратиться в сырьевой придаток сильной Швеции. Другие европейские государства такая изоляция России вполне устраивала.
Россия несколько столетий боролась за выход к Балтийскому и Черному морям, за прорыв и снятие блокады русских границ. В Восточной Европе к ведущими государствами были Швеция, Речь Посполитая, Россия и Османская империя. Все они испытывали трения и недоверие в отношениях друг к другу. Швеция, Речь Посполитая и Россия вели спор за гегемонию на Балтике. На юге Россия и Речь Посполитая все чаще сталкивались с агрессией Османской империи и постепенно становились участниками большого конфликта между турками и Европой.
Русско-шведские отношения после Столбовского мира 1617 г. были относительно стабильными, так как московские власти считали более актуальными такие внешнеполитические задачи, как возврат потерянных в ходе Смуты русских, украинских и белорусских земель, предотвращение набегов крымских татар. К балтийскому региону проявляли настойчивое внимание Франция и морские державы – Голландия и Англия. Их, прежде всего, устраивала политическая стабильность в районе Балтийского моря, так как это было важно для безопасной морской торговли. Гарантом такой стабильности после 1648 г. стала Швеция, которая контролировала большую часть балтийского побережья.
На европейском континенте к началу XVIII в., особенно при Людовике XIV (1661-1715), Франция являлась сильнейшей европейской державой. Ей принадлежали огромные владения в Северной Америке, Вест-Индии, Северной Африке. Она вела активные торговые операции по всему миру. Быстро рос экономический потенциал страны. Париж стал культурным центром Европы. Стиль жизни французской элиты копировала аристократия в других странах.
Бремя лидерства оказалось для Франции слишком тяжёлым. Ей приходилось содержать огромную армию (более 300 тыс. человек), что требовало огромных средств, постоянного роста налогов. К концу правления Людовика XIV потенциал абсолютизма в развитии государства и общества оказался исчерпан.
Соперником Франции являлась Англия, которая обладала сильным военно-морским флотом и многочисленными колониями. Одну из лучших армий к концу XVII в. имело Шведское королевство.
Россия, переняв христианство у Византии, с середины XV в. становится центром православной культуры. Это течение (православие) не привело к серьезному разрыву между Россией и Западом. Русская Православная Церковь проявляла свой европейский характер благодаря таким чертам, сближавшим с Европой, как: зависимость от государства, общим корням, моральным принципам и этическим основам, символу веры.
Россия своими корнями, историей была прочно связана как с Европой, так и с Азией. Российские правители, начиная с Бориса Годунова, проявляли большой интерес к европейским новациям, особенно в области науки и техники, культуры. Исторически и географически Россия тяготела к Европе. Но византийское влияние, иго, различия между католицизмом и православием делали заметными различия между Россией и Европой. Возникли понятия русского национального характера, «русской идеи», особого русского пути развития.
Главной же причиной того, что Россия в XVII в. продолжала находиться во «втором эшелоне» стран «догоняющего развития» было сознательное нежелание развитых стран Европы видеть огромное евро-азиатское государство как конкурента на мировой арене.
Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. (В.В. Фортунатов)
После первой заокеанской экспедиции Христофора Колумба в 1492 г. началось завоевание и колонизация Западного полушария европейцами. Основные территории Южной и Центральной Америки и Мексика в конце XV – первой половине XVI в. вошли в состав первых колониальных империй Испании и Португалии. Трехвековой колониальный период (до начала XIX в.) означал нарушение естественного хода развития традиционного индейского общества. Древние индейские цивилизации были уничтожены. Значительная часть местного индейского населения подверглась беспощадному истреблению.
Этнический состав населения Латинской Америки в течение трех веков колонизации существенно изменился. Европейские колонисты и их потомки стали называться креолами. От браков представителей европеоидной расы с индейцами произошли метисы. От браков представителей европеоидной расы с неграми-рабами, которых в больших количествах завозили в Новый Свет из Африки, возникла группа мулатов.
В результате взаимодействия разнородных в расово-этническом и культурном отношении элементов латиноамериканское общество формировалось как смешанное, стало своеобразным этнокультурным симбиозом.
В последние десятилетия усилился интерес к изучению доколумбовых цивилизаций в Америке, обнаруживаются сохранившиеся индейские традиции, ведется речь не об «открытии Америки», а о «встрече культур». В рамках цивилизационного подхода многое говорится о приобщении Нового Света к достижениям передовой для своего времени европейской цивилизации и культуры. Однако рассуждения о межцивилизационном обмене, о последующем синтезе индоамериканской и европейской цивилизации выглядят несколько натянутыми. Чем европейское колониальное господство над народами Азии, Африки и Америки лучше монголо-татарского ига, например?
В Америке и Вест-Индии португальские, голландские, французские и особенно английские колонизаторы развернули плантационное хозяйство. Африка превратилась в кровавую арену охоты на чернокожих рабов, которых миллионами вывозили через Атлантический океан для работы на хлопковых полях.
Работорговля в Африке была известна еще в глубокой древности. Из Тропической Африки, с острова Занзибар небольшие партии рабов вывозили в страны Ближнего и Среднего Востока, Египет, Индию. С VIII в. работорговля оказалась в руках арабских купцов. Рабами становились военнопленные, жертвы долговой зависимости и др. Рабы занимались сельским хозяйством, ремеслом, использовались на тяжелых строительных работах. По некоторым данным, около миллиона белых людей в разное время оказывались в рабстве.
В эпоху колониализма, «первоначального накопления капитала» размер и характер работорговли резко изменились. Первыми на лиссабонский рынок вывезли рабов португальцы в 1442 г., но до открытия Нового Света работорговля носила еще ограниченный характер. Под покровительством папы римского Александра IV было подписано в 1494 г. Тардесильясское соглашение. Португалии «досталась» огромная территория от Бразилии до Юго-Восточной Азии, Испании – Америка и бассейн Тихого океана. Работорговлей занимались испанские дворяне и церковь. В XVII в. основными участниками атлантической работорговли становятся англичане, французы, а также голландцы, датчане и ганзейские купцы германских городов. «Золотым веком» европейской работорговли стал XVIII век.
Рабов вывозили в основном из внутренних районов Западной Африки, бассейна реки Конго, Анголы, Мозамбика. Миллионы умирали от голода и нечеловеческого обращения во время длительных перевозок на невольничьих кораблях, в перевалочных пунктах и тюрьмах, под ударами надсмотрщиков. Сами европейцы обычно не занимались поимкой будущих рабов. Их работорговцы скупали у местных африканских правителей в обмен на оружие, алкогольные напитки и разный хлам. Для Америки работорговля была важнейшим источником плантационного хозяйства, дававшего на экспорт сахарный тростник, кофе, табак и другие товары в Европу.
Европейская и арабская работорговля нанесла Африке невосполнимый урон. Нарушался демографический баланс, так как вывозилась наиболее работоспособная часть мужского и женского населения. Изъятие рабочей силы сказывалось на нормальном историческом и социально-экономическом развитии континента. По оценкам ученых, из Африки было вывезено около 100 млн. человек.
Роль международной торговли (В.В. Фортунатов).
С XVI в. начинается формирование мирового рынка. В международные хозяйственные связи включаются все населенные континенты, исключая Австралию.
Первой самую большую выгоду благодаря участию в международной торговле получила Португалия. Так, центнер (100 килограммов) гвоздики, который покупался на Молукских островах в Индийском океане за 2 дуката, в Лондоне продавался за 336 дукатов. На вес золота в Европе ценился перец, который во многих странах Азии был общедоступным продуктом. Португалии не хватало собственных сил для снабжения Европы. В дело включились Нидерланды. Вскоре Антверпен с более выгодным географическим положением превратился в главный пункт сбыта индийских товаров.
В «атлантическом треугольнике» сложился следующий алгоритм торговли. Корабли загружались мануфактурой (ткани, парики, ружья, одежда, обувь). Затем двигались в район Гвинейского залива, где привезенные товары менялись на невольников. Приблизительная стоимость грузов, обмениваемых на одного невольника, составляла 8-12 гульденов. От западного берега Африки суда следовали в Карибское море, где средняя цена одного раба уже равнялась 300-400 гульденам. На американских рынках купцы закупали колониальные товары и продавали их с десятикратной выручкой. Ситуация была такова, что одного удачного рейса на сравнительно небольшом судне, было достаточно для того, чтобы стать весьма богатым человеком.
В Европу стало попадать много новых продуктов для повседневного потребления: картофель, кукуруза, томаты, рис, сахар, кофе, какао и др. Пищевой рацион стал более разнообразным и полезным. Начался процесс интродукции растений, то есть введение (культурных сортов) растений в места, где они раньше не произрастали, или введение в культуру дикорастущих растений. Различают две формы интродукции: натурализацию и акклиматизацию. Интродукция растений поднимала уровень европейской земледельческой культуры. Стали развиваться специализация и расти производительность сельского хозяйства.
В течение нескольких десятилетий после открытия и освоения европейцами морских путей в Индию и Америку наметился настоящий переворот в хозяйственной жизни Старого и Нового Света.
Источники первоначального накопления капитала (В.В. Фортунатов).
Основным орудием первоначального накопления капитала на протяжении XVI-XVIII вв. являлись монопольные торговые компании. Голландская, французская и британская ост-индские компании были созданы под покровительством своих правительств, от которых получали практически неограниченные полномочия (карт-бланш) для действий на огромных пространствах.
Руководство компаний стравливало между собой местных правителей, навязывало им под разными предлогами выгодные для себя договоры, ставило под свой контроль хозяйственную и социальную жизнь местного населения. Установление монополии на заготовку, доставку и продажу «колониальных товаров» приносило компаниям огромные прибыли.
С течением времени интересы монопольных купеческих компаний и стоявших за ними европейских государств начали сталкиваться. Началась борьба за сферы влияния, за колониальный передел мира. Ареной многочисленных колониальных войн стали все континенты, весь земной шар.
Лидерами колониального грабежа первоначально являлись Испания и Португалия. Однако несметные сокровища, вывозимые десятилетиями из Нового Света, сыграли с этими государствами злую шутку. Завоз в Европу большого количества золота и серебра привело к его обесценению, к европейской «революции цен». В то же время в экономике Португалии и Испании наметился застой.
К концу XVI в. колониальное могущество Испании и Португалии было подорвано Голландией и Англией. В 1588 г. в крупном морском сражении англичанами была разгромлена испанская «великая армада». Нидерландская буржуазная революция открыла путь быстрому развитию Объединенных провинций (Голландии).
С начала XVII в. Голландия захватила торговое и колониальное первенство среди государств Западной Европы. Этой сравнительно небольшой стране принадлежали обширные территории в Северной и Южной Америке, в Индонезии и на Цейлоне.
После Английской буржуазной революции 40-х годах XVII в. английская буржуазия начала ожесточенную борьбу против Голландии за колониальное, морское и торговое первенство. Уже в войнах второй половины XVII в. Англии удалось разгромить Голландию, подорвать ее могущество, но борьба с Францией не позволила англичанам захватить главные колониальные владения голландцев.
Трудно понять современный мир, соотношение в нем различных сил, сложные клубки противоречий без обращения к той эпохе, когда происходило открытие и разработка золотых и серебряных приисков в Америке, где происходило массовое истребление туземного населения, взамен которого завозились темнокожие рабы из Африки. Америка, Азия, Африка стали континентами, на которые была направлена жесткая, целеустремленная колониальная экспансия европейских наций. Европа быстро развивалась, богатела, могла многое себе позволить за счет жесточайшего колониального грабежа в заморских землях.
«Варварство и бесстыдные жестокости так называемых христианских рас, совершавшиеся во всех частях света по отношению ко всем народам, которые им удавалось поработить, превосходят все ужасы, совершавшиеся в любую историческую эпоху любой расой, какой бы она ни была дикой и невежественной, безжалостной и бесстыдной», - оценивали «цивилизаторскую миссию» европейских стран исследователи процесса становления и развития капитализма К. Маркс и Ф. Энгельс.[47]
Жестокая эксплуатация природных и трудовых ресурсов колонизируемых стран стала главным источником обогащения европейской буржуазии.
Роль городов и цеховых структур (В.В. Фортунатов).
В социальной сфере наиболее характерной чертой стала урбанизация. Под урбанизацией понимается процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылками урбанизации стали: рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). В начале XIX в. в городах мира проживало 20,3 млн. человек (3% населения Земли), к 1900 г. – 224,4 млн. (13,6%), к 1950 – 729 млн. (28,8%), к 1990 – 2261 млн. (41,3%). В Европе урбанизация была интенсивной, в огромной степени изменяла жизнь людей.
Развитие мануфактурного производства (В.В. Фортунатов).
К началу XVIII в. мануфактуры играли ключевую роль в производстве многих изделий, особенно для нужд королевских дворов, двух первых сословий и вооруженных сил.
В мануфактурах объединялись ремесленники различных специальностей, благодаря чему продукт полностью изготавливался в одном месте. В рассеянной мануфактуре предприниматель скупал и продавал продукт самостоятельных ремесленников, снабжал их сырьем, орудиями производства. Ремесленники фактически получали заработную плату и из мелких производителей превращались в наёмных работников. В централизованной мануфактуре наёмные работники находились в одной мастерской, специализировались на определенных операциях, что повышало общую производительность труда. В смешанной мануфактуре некоторые операции выполнялись в домашних кустарных мастерских, но сочетались с работой в централизованной мастерской.
В России при Петре I число мануфактур выросло с 30 до 200, а при Екатерине II - до 2 тыс. Но наёмных работников было мало. Основными работниками были крепостные крестьяне. В зависимости от статуса владельца мануфактуры в России были казенными (государственными), купеческими или помещичьими (вотчинными).
Промышленный переворот в Европе. (В.В. Фортунатов).
Огромную роль в развитии отдельных стран, Европы в целом сыграл промышленный переворот. Промышленный переворот (промышленная революция, великая индустриальная революция) - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству. В результате промышленного переворота происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно. Он начался во второй половине XVIII века в Англии и постепенно охватил многие страны. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Считается, что термин «промышленная революция» ввел в научный оборот французский экономист Жером Бланки.
Английская революция создала необходимые условия для мощного развития английского общества, англо-саксонской цивилизации. В XVII–XIX вв. Англия становится лидером мирового развития, страной, постоянно вносившей огромный вклад во все сферы человеческого бытия.
В 1705 г. в Англии была построена паровая машина для подъема воды. В этом же году Френсис Хоксби получает эффект свечения электричества путем трения стеклянного вакуумного шара. В 1709 г. Абрахам Дерби выплавляет в домне чугун, впервые используя кокс, полученный из каменного угля. В 1712 г. англичанин Ньюкомен построил «Дэдли Кэстл» –– первый работоспособный паровой насос. В XVIII в. в Англии развернулась первая в мире промышленная революция, в результате которой на смену мануфактурному производству пришло промышленное, фабричное производство.
Английская индустриализация осуществлялась при весьма благоприятных, созревших предпосылках. В результате огораживаний и разорения ремесленников появился значительный слой наемных работников, готовых дешево продавать свою рабочую силу. В стране имелись крупные капиталы, постоянно пополнявшиеся за счет грабежа колоний. Огромную роль играли изобретения, преобразовавшие производство.
Термин «индустриализация» используется наряду с понятием «промышленный переворот» используется. Происходит от латинского слова industria, что означает «усердие, деятельность». Индустриализация представляет не просто появление и быстрое развитие промышленности в обществе. Индустриализация – это превращение традиционного, аграрного или аграрно-индустриального общества в индустриальное общество, развитое в промышленном отношении. Индустриализация связана с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия.
В 1733 г. был изобретен летучий челнок, что способствовало более быстрой переработке пряжи. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. Ловкий делец, использовавший чужое изобретение Аркрайт, построил прядильную фабрику, в которой водяное колесо приводило в движение тысячу веретен. К концу века в Англии появилось 150 таких фабрик. Тканей требовалось все больше. Были изобретены механическая прялка (1765, Дж. Харгривс), прядильная «мюль-машина» (1779, С. Кромптон), механический ткацкий станок (1785, Э. Картрайт). В 1776 г. Джемс Уайт строит первую коммерческую паровую машину, что устранило зависимость фабрик от энергии падающей воды и обеспечило быстрый рост фабричных городов. К концу XVIII в. было построено уже 5 тыс. паровых машин, использование которых означало великую энергетическую революцию.
Увеличение числа машин вызвало повышение спроса на металл. Железную руду завозили из Швеции и России. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования железа, что улучшило качество металла и снизило его себестоимость.
Начало европейской модернизации (В.В. Фортунатов).
Промышленная революция не означала просто начало массового применения машин. Промышленная революция вызвала изменения, обновление во всех сферах жизни общества, что стали определять как модернизацию.
В политической сфере модернизация проявляется в последовательной демократизации политических структур. Речь идет о приобщении населения к политической жизни, о появлении у простого народа возможностей влиять на принятие решений, действия властей. Разворачивается борьба за всеобщее избирательное право. Постепенно формируется каталог прав и свобод. Возникают политические партии и разнообразные общественные организации. Неуклонно создаются предпосылки для формирования гражданского общества и правового государства.
В духовной сфере ключевым для процесса модернизации является секуляризация (обмирщение) сознания. Освобождение духовной сферы из-под засилья церкви было трудным и противоречивым процессом. Решающую роль играл стремительный рост знаний о природе и обществе, на фоне которых религиозные представления выглядели анахронизмом.
Все обозначенные сложные исторические процессы - индустриализация, урбанизация, демократизация и секуляризация – каждый сам по себе, их совокупность в виде модернизации оказали колоссальное влияние на самого Человека, его систему ценностей. В прежние времена человек был уверен в неизменности природы и общества. В новое время человек осознает, что может и должен видоизменять природу и общество, влиять на их развитие. Если раньше государственную власть, власть коронованных правителей считали данной свыше, раз и навсегда, то в новое время к правителям и власти в целом стали относиться критически.
Важной чертой людей нового времени становится мобильность. Это прежде всего социальная мобильность – возможность покинуть свое сословие, корпорацию, родной город, деревню, повысить свой статус. Этому способствовало распространение грамотности, что позволяло многим простым людям преодолеть пропасть между рядовыми людьми и элитными верхами.
Следует учесть, что модернизация происходила на протяжении достаточно длительного периода времени. Модернизационные процессы различались по скорости и глубине. Города росли быстро, но ведущие позиции в экономике многих стран долгое время занимало сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Аграрный сектор, как правило, тормозил модернизацию, так как в нем, в отличие от промышленной сферы экономики, долго сохранялись техническая отсталость и мелкое производство, медленно развивались товарно-денежные отношения.
Модернизация своим результатом имела утверждение капитализма, который было невозможно построить в традиционном обществе. В то же время настоящая, последовательная модернизация может быть осуществлена только при победе капиталистических отношений.
Капитализм утверждался в сложной борьбе. Нового времени, новых порядков, новых форм жизни боялись не только правящие династии, большая часть дворянства и духовенства (первого и второго сословий в Западной Европе, да и во многих других странах). Новая жизнь пугала и достаточно широкие массы простого народа. До нового времени революций не переживала ни одна цивилизация. Социальные революции появились на заре нового времени и составили естественный элемент модернизации традиционного общества. Социальные революции представляли собой радикальные и относительно быстрые насильственные изменения политических и общественных институтов, основных систем ценностей. В новое время социальные революции происходили во многих странах, но не во всех. Революционное преобразование общества не исключало возможностей эволюционного, реформаторского пути развития. Многое зависело от «человеческого фактора», от способности властвующей элиты ответить на «вызовы» времени.
Во второй половине XVIII в. некоторые абсолютные монархии Европы стали превращаться в монархии просвещенные. Политика просвещенного абсолютизма была направлена на проведение реформ, модернизации общества. Сутью этого процесса стало устранение остатков средневекового строя и постепенное утверждение капиталистических отношений.