В культуре русского барокко. Генезис русского Предпросвещения
Высокое русское барокко – типичное явление придворной культуры, распространяющееся в заведомо узком, достаточно специализированном кругу подготовленных ценителей. В этом отношении русское барокко, конечно, представляло собой иную, во многом альтернативную тенденцию развития отечественной литературы и культуры, нежели демократическая городская культура: если последняя была явлением массовой культуры своего времени, то «ученая» барочная литература была элитарной и не скрывала своего избранничества.
Это стиль официальный, помпезный, манерный. Ему не присуща внутренняя свобода; в нем много орнаментального, искусственно логического, абстрактно-отвлеченного. Характерно стремление барочных литераторов соединить поэзию и науку, эстетизм и формальные изыски с дидактизмом и назойливым морализаторством. Темы стихотворных сборников основоположника «высокого» русского барокко Симеона Полоцкого напоминают, с одной стороны, древнерусские «азбуковники», с другой – обширные энциклопедические словари, где различные сведения, социальные и этические категории, звери и растения, камни и различные предметы эклектически соединены в алфавитном порядке и изложены поэтически. Особенно впечатлял современников (да и потомков тоже) его сборник «Вертоград [сад] многоцветный», насчитывавший 1155 названий, в каждом из которых нередко помещался целый цикл – от 2 до 12 стихотворений.
Барочные ученые стихи основаны на контрасте, и наглядное противопоставление полярных качеств или предметов представляется автору весьма поучительным как в нравственном, так и в познавательном отношении. В цикле из четырех шестистиший «День и нощь» Симеон Полоцкий воссоздает картину многообразия Божьего мира. Полуденное солнце «палит нивы» и скотов «зело греет», жнецы трудятся и подкрепляют себя после трудов «пищею и сном»... «Так естество отчески строит еже быти, / Закон всем пишет вещем нуждый сохранити». Полный контраст дневному умиротворению представляет собой картина ночи:
Нощь мрачная тму страшну на землю наводит,
Изветы часто, злобы и поводы родит
В готовых на вся злая, что злый ум вмещает.
Обаче своя игры, утехи нощь знает,
Временем есть полезна; но мудрый блюдется
Тмы нощныя, день любит, да в ней не преткнется.
А в стихотворении «Монах» контраст основан на противопоставлении «иночества» и «бесчинства». Если для истинного монаха келья, пост, молитва, нищета, победа над искушениями и «мзда вечная» составляют набор неотъемлемых атрибутов, то для «бесчинных» монахов границ развращения не существует: они злоупотребляют вином и любят других жен, чревоугодничают и сквернословят, и погибают духом... Иными словами, Симеон одновременно пишет панегирик добронравному монаху и сочиняет обличение монаху дурному. Подобное парное сопоставление делает стихотворение рассудительным и назидательным (ср. сходные мотивы в «Калязинской челобитной» с поправкой на ренессансный и амбивалентный характер «низового» барокко).
Монаху подобает в келий седети,
Во посте молитися, нищету терпети,
Искушения врагов силно побеждати
И похоти плотские труды умерщвляти <...>
Но увы безчиния! Благ чин погубися,
Иночество в бесчинство в многих преложися.
О честных несть зде слово: тыя почитаю,
Безчинные точию сплачем обличаю.
Панегирические стихи Симеона Полоцкого, посвященные членам царской фамилии и написанные по поводу тех или иных событий придворной жизни, положили начало целой литературной традиции, которую продолжили ученики основоположника русского барокко и во многом предвосхитили похвальные оды классицизма XVIII века.
Схема 19в. Метаморфозы «своего» и «чужого»
в культуре русского барокко. Высокое барокко (Предпросвещение)
Так, любимый ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев вынашивал план руководства московской культурой и тесно общался с царевной Софьей, рассчитывая на ее поддержку и помощь в идее «латинизации» России. Вручая царевне проект «привилея», Сильвестр Медведев обратился к ней с панегириком:
Мудрости бо ти имя подасеся,
богом Софиа мудрость наречеся,
Тебе бо слично науки начата,
яко премудрой оны совершати.
Однако надеждам русского «западника» не удалось осуществиться: не желая ссориться с патриархом Иоакимом, Софья Алексеевна отдала русскую культуру и образование «на откуп» «грекофилам» во главе с патриархом, и Славяно-греко-латинская академия попала в его руки. Впоследствии, после падения Софьи, Сильвестр Медведев как ее сообщник и единомышленник был обезглавлен на Красной площади, тем самым возглавив печальный мартиролог русских писателей, погибших насильственной смертью. Однако жанр панегирика с далеко идущим подтекстом и целой программой культурных преобразований был продолжен и при Петре, и после него.
В духе посвящения С. Медведева сочинил свое «Приветствие царевне Софье Алексеевне» (1681) третий известный представитель русского барокко – Карион Истомин. Он также толковал имя царевны как «еллинское» наименование мудрости и призывал правительницу покровительствовать философии и наукам, доказывая, что именно «мудрость святая» сделает Россию великой, подрастающих детей – разумными, а всех остальных российских мужей избавит от «всякой нужи».
Ничто же убо Бог благий возлюбит,
Точию сего, иже дней не губит:
Но с мудростию присно пребывает
И конец всех дел известно смотряет.
Зде во велице России издавна
Мудрость святая пожеланна славна:
Да учатся той юнейшие дети
И собирают разумные цвети <...>
В подобных панегириках была заложена плодотворная в будущем традиция: многочисленные «оды на восшествие...» В. Тредиаковского, А. Сумарокова, М. Ломоносова и других – вплоть до стихотворений Г. Державина эксплуатируют найденную С. Медведевым и К. Истоминым идею: восхваляя государя, внушить ему невзначай программу социальных и культурных преобразований, как будто бы исходящую от него самого, и тем самым превратить монархию в просвещенную, покровительствующую наукам и искусствам, философствующую на троне и выступающую источником благотворных социальных и политических преобразований во славу отечества.
Продолжая традицию поэтических энциклопедий, Карион Истомин написал стихотворные «Малый букварь» (1694) и «Большой букварь» (1696) – учебные книги, предназначенные для царевича Алексея. Стихи, характеризующие каждую букву, дидактичны, рассудочны и представляют собой нанизывание различных слов на эту букву, связь между которыми кажется настолько искусственной, что автор и не пытается преодолеть интонации перечислительности. Вот, например, как представляется стихотворная статья на букву «К»:
Како кто хощет видом си познати,
В первых вещей сих будет то писати.
Киты суть в морях, кипарис на суши.
Юный, отверзай в разум твоя ушы.
В колесницу сядь, копием борися,
Конем поезжай, ключем отоприся.
Корабль на воде, а в дому корова,
И кокошь в требу, и людем здорова.
Отложи присно тщеты недосуги,
Колокол слушай, твори в небе други!
Показательна та настойчивая вера поэтов русского барокко в живительную силу Разума, который является источником знаний и нравственного благополучия, познания окружающего мира и личной карьеры, мудрости и спасения души. Поэтические назидания выглядят еще слишком прямолинейными и наивными, однако автор уверен в полезности своих наставлений для будущих поколений и общественного прогресса.
Таким образом, русское барокко послужило «мостом» в Новое время. Оно во многом способствовало преодолению средневековья, став русским Предвозрождением и одновременно подготовило почву для русского классицизма и культуры Просвещения, выступая в роли своеобразного Предпросвещения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИСТОЧНИКИ
А. Основные:
1. Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и комм. В.В. Колесова. М., 1990.
2. Древнерусская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. М., 2000.
3. Изборник: Сборник произведений литературы Древней Руси / Сост. Л.А. Дмитриев и Д.С. Лихачев. М., 1969.
4. Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев. Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1990; СПб., 1997.
5. Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. 4-е изд. М., 1994.
Б. Дополнительные:
1. Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. М.,1960.
2. Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М., 1997.
3. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983.
4. Былины / Сост. В.И. Калугин. М., 1987.
5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи. Обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992 (репринт издания 1880 г.).
6. Иосиф Волоцкий, преп. Просветитель. М., 1993.
7. Крижанич Ю. Политика. М., 1997.
8. [Максимов С.В.] Нечистая, неведомая и крестная сила: В 2 т. М., 1993.
9. Нил Сорский, преп. Устав о скитской жизни. М., 1991.
10. Памятники литературы Древней Руси. М., 1978 – 1989. Т. 1-12.
11. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. (М., 1993.)
12. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера (Далекие предки: I – XVII вв. Вып. I). M., 1994.
13. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М., 1990.
14. Симеон Полоцкий. Избр. соч. /Подгот. текста И.П. Еремина. М., Л., 1953.
15. Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995.
ЛИТЕРАТУРА
А. Основная:
1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.,1993.
2. Как была крещена Русь. 2-е изд. М., 1990.
3. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1995.
4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.
5. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
6. Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. Л., 1988.
7. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1988.
8. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984:
9. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.
10. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI – XIII вв. М., 2002.
11. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987.
12. Сахаров А.М., Муравьев В.А. Очерки русской культуры IX – XVII вв. М., 1962.
13. Трубецкой Е.Н., кн. Три очерка о русской иконе. М., 1991.
14. Успенский Б.А. Избранные труды: В 3 т. М., 1996. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры.
15. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.
16. Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
17. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
18. Юрганов АЛ. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.
Б. Дополнительная:
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
2. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. 2-е изд. М., 1978.
3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1995.
4. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001.
5. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI – XVII веков. М., 1995.
6. Введение христианства на Руси. М., 1987.
7. Великая Русь: История и художественная культура, X – XVII века / Ред. Д.С. Лихачев и др. М., 1995.
8. Византия и Русь / Отв. ред. Г.К.Вагнер. М., 1989.
9. Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону, 1996.
10. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X–XVII веков. М., 1987.
11. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.
12. Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы. М., 1993.
13. Древняя Русь: Пересечение традиций. М., 1997.
14. Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи: Очерки по русской культуре XII – XVII вв. М., 1995.
15. Забияко А.П. История древнерусской культуры. М., 1995.
16. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л., 1987.
17. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Л., 1991.
18. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901–1913. М., 1994.
19. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995.
20. Зеньковский С. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. М., 1995.
21. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.
22. Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991.
23. История русской литературы XI–XVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. 2-е изд. М., 1985.
24. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1980.
25. Карпов Г.М. Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век. М., 1994.
26. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. М., 1992.
27. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998.
28. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.
29. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985. 351 с.
30. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X – XVII вв.: Эпохи и стили. Л., 1973.
31. Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. М., 1997.
32. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси ЕХ – XI веков. Смоленск; М., 1995.
33. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.
34. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
35. Потебня А.Л. Слово и миф. М., 1989.
36. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
37. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. СПб., 1995.
38. Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII – начала XVIII в. / Под ред. А.Н. Робинсона. М., 1989.
39. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.
40. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. 2-е изд. М., 1994.
41. Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко. М., 1991.
42. Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М., 1998.
43. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. Смута. М., 1988.
44. Скрынников Р.Г. Царство террора. М., 1992.
45. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994.
46. Синявский А. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. М., 2001.
47. Тихомиров М.Н. Русская культура X – XVIII вв. М., 1968.
48. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
49. Топоров В.Н. Предыстория литературы у славян: Опыт реконструкции (Введение к курсу истории славянских литератур). М., 1998.
50. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. М., 1991.
51. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточно-славянском культе Николая Мирликийского). М., 1982.
52. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.
53. Успенский Б.А. Избранные труды: В 3 т. М., 1996. Т. 2: Язык и культура.
54. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.
55. Экономцев И. Православие. Византия. Россия. М.,1992.
В. Словари и справочники:
1. Живов В.М. Святость: Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994.
2. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь/Под ред. О.В. Творогова. М., 1996.
3. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник/Под ред. В.В. Кускова. М., 1994.
4. Славянская мифология: Энциклопедический словарь / Науч. ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Языческая культура Древней Руси. Общее и особенное.
2. Восточнославянская мифология. Типологическая характеристика (сравнительно с другими мифологиями).
3. Крещение Руси как цивилизационный выбор. Мотивация выбора.
4. Значение христианства для древнерусской культуры и культуры России.
5. Двоеверие как феномен древнерусской культуры. Культурно-исторические причины и следствия.
6. Культура Киевской Руси и ее своеобразие.
7. Истоки государственной раздробленности Древней Руси. Культурно-исторические причины и следствия «усобиц».
8. Русь и Великая Степь. Кочевническая опасность и притягательность для Руси.
9. Значение монгольского ига в истории культуры России.
10. Культура Московского царства (общая характеристика).
11. Концепция «Москвы – Третьего Рима». Ее религиозный, политический и исторический смысл.
12. Два типа святости в древнерусской культуре: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
13. Самодержавие как феномен русской культуры. Идеологи русского самодержавия.
14. Самодержавие и самозванство: культурно-исторические истоки Смуты.
15. Культура высокого русского барокко и западно-европейское влияние.
16. Русская городская культура XVII в. Низовое барокко.
17. Смута и русский религиозный раскол – культурно-исторический смысл и значение.
18. Культурно-исторический генезис Петровских реформ в культуре Древней Руси.
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
1. Языческая культура Древней Руси в свидетельствах и интерпретациях современников.
2. Система восточно-славянской мифологии в исследованиях русских ученых XIX – начала XX веков.
3. Реликты древнерусского язычества в труде С. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила».
4. Идеи и образы восточно-славянского язычества в русской волшебной сказке.
5. Мифологическое и историческое в русских былинах.
6. Русский героический эпос: абрис незавершенного целого.
7. Единство мифологического и исторического в «Повести временных лет».
8. Идеи русского мессианизма в «Слове о Законе и Благодати» митр. Илариона.
9. Свв. Борис и Глеб в древнерусской агиографии (житейское и сакральное).
10. Идеалы древнерусского человека в «Поучении» Владимира Мономаха.
11. «Слово о полку Игореве» как энциклопедия древнерусской жизни и культуры.
12. «Слово о полку Игореве»: споры о подлинности памятника древнерусской культуры.
13. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина» (сравнительный анализ).
14. Двоеверие в «Слове о полку Игореве».
15. Древнерусская икона: смысл и историческое значение.
16. Древнерусский этикет глазами современников и потомков.
17. Быт и нравы Древней Руси.
18. Богословие Древней Руси (общая характеристика).
19. Система жанров древнерусской литературы (житие, воинская повесть, проповедь).
20. Святые Древней Руси и святость как категория древнерусской культуры.
21. Академик Д.С. Лихачев – исследователь древнерусской культуры.
22. Академик A.M. Панченко – исследователь древнерусской культуры.
23. Академик Б.А. Рыбаков – исследователь древнерусской культуры.
24. Л.Н. Гумилев как исследователь древнерусской культуры.
25. Древнерусская риторика в «Молении» Даниила Заточника.
26. Архитектура древнерусских храмов. Символика, технология, традиция.
27. Киевская Русь и Новгородская Русь: общее и особенное в культуре.
28. Культура Владимиро-Суздальской Руси. Традиции и новаторство.
29. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский: две концепции Святой Руси.
30. Иосифляне и нестяжатели. Культурный смысл и историческое значение религиозной полемики.
31. Теория старца Филофея «Москва – Третий Рим».
32. Идеология Московского царства.
33. Публицисты Московского царства (Ф. Курицын, Ермолай-Еразм, И. Пересветов и др.).
34. «Домострой» как свод нравственно-религиозных принципов XVI века.
35. Иван Грозный как деятель русской культуры.
36. Культурно-исторический смысл полемики Ивана Грозного и Андрея Курбского.
37. Культурно-исторический смысл полемики Ивана Грозного и митрополита Филиппа Московского.
38. «Смутное время» как переходная эпоха в истории русской культуры.
39. Культурная семантика Смуты.
40. Самозванство как феномен русской культуры.
41. Русский религиозный раскол с культурологической точки зрения.
42. Протопоп Аввакум как деятель русской культуры.
43. Русская городская повесть XVII века (проблемно-тематические, жанровые и стилевые особенности).
44. Культура Московского барокко как встреча Западной Европы с Россией.
45. «Петровские реформы» до Петра. Древнерусские истоки русской культуры Нового времени.