Федеральная налоговая служба и ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Правовая база: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Структура:

Центральный аппарат (Руководитель Федеральной налоговой службы->Заместители ->Структурные подразделения ФНС РФ(управления)

Межрегиональные инспекции. На федеральном уровне осуществляют свою деятельность 9 межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в следующих отраслях экономики:
­- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация нефти и нефтепродуктов;
­- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация газа;
­- основных видов обрабатывающих производств, строительства, торговли и других видов деятельности;
­- производства и реализации электрической энергии;
­- производства и реализации продукции металлургической промышленности;
- оказания транспортных услуг;
­- реализации и (или) предоставления в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи;
­- машиностроения;
- финансово-кредитной сферы. +8 межрегиональных комиссий по федеральным округам +МК по централизованной обработке данных

Управлений федеральной налоговой службы по федеральным округам

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Таможенные органы РФ

Таможня - учреждение, ведающее контролем над ввозом из-за границы и вывозом за границу товаров и взимающее пошлины и сборы.

Правовая база: Характер деятельности сотрудников таможенных органов, подчеркивающий их правоохранительную функцию, установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».Указ Президента РФ от 30 сентября 1992 г. N° 1147 «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» Их правоохранительный статус был закреплен Указом Президента РФ от 18 сентября 1993 г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации»Указ Президента РФ от 23 декабря 1993 г. № 2253 «Об отнесении таможенных органов государственным военизированным организациям»

В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенные органы выполняют следующие функции:

· • участвуют в разработке таможенной политики РФ и, реализуя эту политику, обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

· обеспечивают в пределах своей компетенции экономическуюбезопасность РФ путем таможенного оформления и контроля за перемещением товаров и транспорта через таможеннуюграницу, взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

· ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, пресекают незаконныйоборот через таможенную границу РФ наркотических средств,оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, оказывают содействие вборьбе с международным терроризмом;

· обеспечивают выполнение международных обязательств РФ. в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организация ми, занимающимися вопросами таможенного дела; .

· содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка», нравственности населения, жизни и здоровья, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

· осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

· осущесгвляют в пределах своей компетенции валютный контроль и защиту интеллектуальной собственности;

· ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику научно-исследовательские работы в области таможенного дела, а также выполняют некоторые другие функции в соответствии с федеральным законодательством.

Руководство таможенным делом осуществляет Федеральная таможенная служба РФ под руководством Правительства РФ

Система таможенных органов включает следующие звенья, каждое из которых является подсистемой правоохранительных органов:

1)Федеральная таможенная служба РФ (далее - ФТС России);

2)региональные таможенные управления;

3)таможни Российской Федерации;

4)таможенные посты.

Основными полномочиями ФТС России являются:

-обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

-осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

-производство по делам об административных правонарушениях, проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания;

-осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу;

-ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

-обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

-осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФТС России;

-обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Все виды административных правонарушений, за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность, можно разделить на три группы.

Нарушения порядка перемещения товаров и грузов через таможенную границу и таможенного режима.

Нарушения порядка таможенного контроля и таможенного оформления, под которыми понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства о таможенном деле, и процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный контроль и завершение таможенного оформления.

Неуплата таможенных платежей, которые включают таможенную пошлину, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ, влечет меры ответственности за следующие нарушения:

· непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 16.15);

· нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу (16.22);

· приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.21) и в некоторых других случаях.

В связи с дознанием таможенные органы могут проводить оперативно-розыскные действия. Решение о производстве дознания принимается руководителем регионального таможенного управления или таможни и исполняется уполномоченными на то лицами. Контроль за деятельностью таможенных органов осуществляют .Президент РФ и Правительство РФ. Ведомственный контроль проводят вышестоящие органы управления системы ФТС России.

При рассмотрении жалоб на незаконные решения и действия таможенных органов осуществляется судебный, контроль. Надзор за исполнением законов таможенными органами поручен Генеральному прокурору РФ и уполномоченным им прокурорам.

48. Нотариат - единая система государственных и негосударственных публично-правовых органов, наделенных законом правом совершать нотариальные действия, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.

Правовая база В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г., № 4462-1, нотариат призван в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и правовыми актами субъектов РФ обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальный акт - это процедурно оформленное, выражающее волю государства решение специального субъекта по применению норм права к конкретным физическим и юридическим лицам. Придавая свободному соглашению частных и юридических лиц характер достоверности, присущей публично-правовому документу, нотариус защищает их законные права, интересы и безопасность в обществе, управляемом правом, а не силой

Таким образом, нотариат наделен полномочиями государственно-властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства, что" проявляется в разных аспектах

Во-первых, в формировании нотариата по воле государства, так как правовой основой деятельности нотариата являются принятые государством Основы законодательства РФ о нотариате, регламентирующие все основные вопросы его организационной структуры, территориального масштаба деятельности, определяющие его место и роль в государстве, а также порядок его взаимоотношений с другими органами, организациями и гражданами.

Подотчетная Министерству юстиции РФ Федеральная регистрационная служба РФ и ее органы на местах осуществляют правоприменительные функции, а также функции контроля и надзора в сфере нотариата.

Во-вторых, публичность' деятельности нотариата проявляется в том, что нотариусы осуществляют нотариальные действия от имени государства - Российской Федерации в строго определенных государством процессуальных формах; несоблюдение процессуальных правил совершения нотариального действия влечет их недействительность.

И наконец, государство осуществляет контроль за деятельностью нотариусов: судебный контроль за совершением нотариальных действий и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами и устанавливает ответственность (в том числе материальную) за ненадлежащее исполнение нотариальных функций.

Частноправовой аспект деятельности нотариата проявляется в том, что нотариат является правовым инструментом, без которого невозможно осуществление гражданско-правового оборота, должное правовое обеспечение рыночных экономических отношений. Нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества. Нотариусы консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий.

Цели защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наиболее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной профессии, т.е. частнопрактикующий. При исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу.

Правоохранительная деятельность представляет собой обеспечение властно-распорядительной оперативной работы органов государства (а также негосударственных органов и организаций) по защите норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

49. Адвокатура - это добровольное, профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.
Правовая база: С 1 июля 2002 года вступил с силу новый закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". с изм., внесенными Федеральным законом от 03.12.2007 N 320-ФЗ)

Адвокат - это человек, который защищает права и интересы граждан и организаций в судах, государственных и негосударственных учреждениях. Адвокаты - независимые люди. В своей деятельности они руководствуются только интересами клиентов. Для того чтобы обеспечить эту независимость, законодательство устанавливает гарантии деятельности адвоката, в частности закрепляет право на адвокатскую тайну (не допускается официальное негативное реагирование со стороны органов дознания, следствия, суда на правовую позицию адвоката в деле, запрещается какое-либо вмешательство в адвокатскую деятельность).
Право на адвокатскую тайну означает, что адвокат не может быть допрошен по обстоятельствам, которые стали ему известны в результате осуществления профессиональной деятельности. В офисе адвоката не может быть произведен обыск для обнаружения документов, имеющих отношение к делу, которым занимается адвокат. За нарушение адвокатской тайны адвокат может быть исключен из коллегии адвокатов.
Коллегия адвокатов - это общественная организация, являющаяся добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Все адвокаты принадлежат к одной из действующих коллегий. Чтобы стать адвокатом юристу, кроме высшего юридического образования необходимо иметь двухлетний стаж работы по специальности, а также пройти семимесячную стажировку в коллегии. Только после этого юрист становится адвокатом. Первоначально коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласовании с ним направляет его в Совет Министров автономной республики, в местные краевые, областные, городские органы власти для утверждения и регистрации. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, её исполнительным органом - президиум коллегии, контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия. Для организации работы адвокатов президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации и адвокатские бюро. Место нахождения юридических консультаций и количество работающих в них адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов.
В РФ действуют республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) коллегии

адвокатов. С согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные коллегии адвокатов. С 1 июля 2002 года вступил с силу новый закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
50. Органы предварительного следствия и дознания:

Полиция, органы ФСБ, органы службы судебн.приставов, командиры воинских частей, органы гос.пожар. надзора,Таможенные органы, Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.-органы дознания.

МВД, ФСБ, ГНК, Следственный коммитет- органы предварит.следств.

Правовая база: самостоят закона контролир следствие нет, контролируется Федеральными Законами : Об МВД, О ГНК, О ФСБ, руководствуются нормами УПК и УК итд.

Деятельность ОПС начинается с поступления следователю соотв органа заявления от гражданина, которое следователь обязан рассмотреть обратить внимание(подследсьвенное дело)

Если есть состав преступления-> возбуждает уголовное дело

Если нет состава преступления-> проводит предварительную следственную проверку->если не обнаруживает состав преступлен->отказывает в возбуждении уголовного дела, если обнаруживает, то назначает предварительное следствие по уголовному делу(не более 2 месяцев, но срок может продляться органами надзора)

1)составляет состав обвинения

2)отправляет на утверждение в прокуратуру, если дело по существу , то прокуратура утверждает и дело направляется в суд, если не утверждает возвращают на доработку следователю.

Требования к следователю: 1)ВЫСШЕЕ юридическое образование 2)Возрастного ценза нет 3)Знать уголовное право, УП право, гражданский кодекс (возмещение материального или иного ущерба)

Следственный комитет- его начальник по организац форме не подчиняется начальнику МВД. РАССМАТРИВАЮТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОВЕРШЕННЫЕ В СИСТЕМЕ П.О.

ДОЗНАНИЕ

Форма предварительного следствия.

Правовая база та же

Органы дознания неотъемлимая часть органов МВД, ФСБ, СЛЕДСТВЕННЫЙ КОММИТЕТ НЕ ОБЛАДАЕТ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ, ОН ДАЕТ ИМ ПОРУЧЕНИЯ.

(Положение о следственном комитете) Возрастного ценза в органах дознания нет, не урегулированы требования по образованию.

(Полиция, органы ФСБ, органы службы судебн.приставов, командиры воинских частей, органы гос.пожар. надзора,Таможенные органы, Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.-органы дознания.)

*пожарная служба обладает функциями дознания, устанавливает ответственность за пожар (НО при наличии жертв передает дело в прокуратуру)

УП закон предусматривает некоторые преступления к сокращенному сроку предварительного следствия: минимум 1 , максимум 6 месяцев

Органы дознания получившие заявление проводят проверку на состав преступления и отправляет дело по подследовательности.

N/B! Следователь имеет право поручать органам дознания , чего не могут органы дознания, следовательно и поручение о проведении следств. действий. Дознаватель выполняет предписаное и письменно подтверждает выполнение. При наличии фактов неподследственных ему- сообщает соответствующему следователю. При обнаружении достаточной основы следователь составляет обвинительный акт, дело направляется в прокуратуру , затем в суд.

ПРОКУРОР По новым правилам НЕ возбуждает уголовное дело, он поручает провести дознание. Прокурор имеет право выступить в суде с комментарием к действиям дознавателя.Дознаватель может назначать ответственного.

[1] О судебной системе Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996г.// Российская газета 1997 № 3.

Наши рекомендации