Тема 23. Внешняя политика Беларуси 1 страница
1. Цели и приоритеты внешней политики государства.
2. Политическая и экономическая интеграция со странами СНГ.
Политические документы для усвоения темы:
Государство для народа. Доклад Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании // Беларусь сегодня. — 2006. — 3 марта.
Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. // Сов. Белоруссия. — 1997. — 26 мая.
Договор о создании Союзного государства (проект) // Сов. Белоруссия. — 1999. — 8 окт.
За сильную и процветающую Беларусь: Матер, второго Все- бел. нар. собр. 18 мая 2001 г. — Мн., 2001.
Независимая Беларусь — наш достойный и надежный дом: Послание Президента А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию // Беларусь сегодня. — 2007. — 25 апр.
Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы // Беларусь сегодня. Спец. выпуск.— 2006. — 24 фев.
Уверенный оптимизм: Послание Президента А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию // Беларусь сегодня. — 2007. — 25 апр.
Устав Содружества Независимых Государств. Принят главами государств Содружества Независимых Государств в Минске 22 января 1993 г. // Международное публичное право. Сб. док. - М„ 1996. Т. 2.
Устав Союза Беларуси и России // Сов. Белоруссия. — 1997. - 26 мая.
Для подготовки к семинарам целесообразно использовать, кроме авторских лекций, учебную литературу, изданную в Беларуси массовыми тиражами, а также пособия, подготовленные преподавателями-политологами вузовских кафедр.
Рекомендуемая литература к семинарам
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. — 1992. — № 4.
Алмонд Г., ПауэллДж., Стром К.,Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учеб. пособие. — М., 2002.
Арендт X. Истоки тоталитаризма. — М., 1996.
Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. Т. 4. — М., 1983.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993.
Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой философии. Т. 2. — М., 1970.
Бурдье П. Социология политики. — М., 1993.
Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные сочинения. — М., 1990.
Гельман В.Я. Трансформация в России: Политический ре
жим и демократическая оппозиция. — М., 1999.
Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения. Т. 2. — М., 1991.
Гудин Р. Политическая наука: новые направления / Р. Гу- дин, Х.-Д. Клингеманн. — М., 1999.
Даль Р. Демократия и ее критики. — М., 2003.
Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. — М., 2002.
Дойч К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. — М., 1993.
Дюверже М. Политические институты и конституционное право //Антология мировой политической мысли. Т. 2. — М., 1997.
Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах: прошлое и настоящее//Современная сравнительная политология: хрестоматия. — М., 1997.
Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. — М., 2000.
Крамер Дж., ОлстедД. Маски авторитарности. — М., 2002.
Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1995.
Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование / Пер. с англ. — М., 1997.
ЛоккДж. Два трактата о правлении //Соч.: В Зт. Т. 3. — М., 1988.
Макиавелли И. Государь. — М., 1990.
Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994.
Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.
Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты. Теоретико-методологические и прикладные аспекты. — М., 1999.
Мерриам Ч.-Э. Новые аспекты политики // Антология мировой политической мысли. Т. 2. — М., 1997.
Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. - 1994. - № 10, 12.
Парето В. Компендиум по общей социологии // Антология мировой политической мысли. Т. 2. — М., 1997.
Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1997.
Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. — М., 1997.
Потер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992.
Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / пер с англ. — М., 2003.
Эйзенштадт Ш.Н. Революция и преобразование общества. Сравнительное изучение цивилизаций. — М., 1998.
Эндрайн Ч. Сравнительный анализ политических систем. — М., 2000.
Информация и проблемы для дискуссии
Раздел I. Теория и методология политической науки
1.1. «Определить понятие политического можно, лишь обнаружив и установив специфически политические категории. Ведь «политическое» имеет свои собственные критерии, начинающие своеобразно действовать в противоположность различным, относительно самостоятельным предметным областям человеческого мышления и поведения, в особенности в противоположность моральному, эстетическому, экономическому» (М. Вебер).
Какие критерии и категории позволяют определить понятие политического ?
1.2. «Справедливость имеет место только в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве» (Аристотель).
Прав ли был Аристотель, утверждая это ?
I 3 «Если бы мы построили графическую модель истории развития политической науки в виде кривой, отражающей прогресс в изучении политики на протяжении столетий, то начать ее следовало бы с зарождения этой науки в Древней Греции. В эпоху расцвета Древнего Рима кривая приподнялась бы намного вверх, потом шла примерно на одном уровне весь период средневековья, существенно выросла во времена Ренессанса и сделала резкий скачок в XX в., когда политическая наука обрела подлинно профессиональный характер. Эта кривая отразила бы и качественное совершенствование представлений по двум основополагающим проблемам политической науки: о свойствах политических институтов и о критериях их оценки» (Г. Алмонд).
Каковы причины резкого скачка в развитии политической науки в XX в.?
1 4. Несмотря на то, что политическая наука зародилась и сделала первые шаги в античном Средиземноморье, затем развивалась в эпохи средневекового католицизма, Ренессанса, Реформации и, наконец, в XIX в., это были все же попытки отдельных ученых <...> Многие философы и теоретики прошлого, изучавшие политические проблемы, отдавали им лишь часть своего времени, основное внимание уделяя служению церкви или монашескому ордену, опирались при этом на материальную поддержку представителей знати, в том числе некоторых монархов, либо сами принадлежали к аристократии и имели состояние. В XIX в. по мере развития европейских университетов в них все больше сосредоточивалось изучение государства, административных структур, государственной политики (Г. Алмонд).
Почему политология как самостоятельная, профессиональная отрасль обществознания утвердилась только в 1-й половине XX в.?
1.5. Прокомментируйте следующие суждения:
а) «Политика неотделима от религиозных догматов и моральной ответственности. Ее цель — укрепление государства, общее благо, обеспечение условий для созидания человеком разумной жизни» (Фома Аквинский);
б) «Политика — это стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер);
в) Политика есть «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее» (Н. Макиавелли).
г) Политика — это искусство, «которое правит всеми прочими». Сущность его — в умении разумно организовать управление делами государства и общества, «плести политическую ткань», объединять граждан во имя общего блага. Предназначение политики — в утверждении разумных начал бытия, справедливости и добродетели (Платон). Определение политики как искусства прочно закрепилось в политической науке. Каково его современное содержание?
1.6. «Совокупность <...> производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (К. Маркс).
Устарел ли этот марксистский вывод?Аргументируйте свою позицию.
1.7. В. И. Ленин характеризовал политику как «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства...». Разделяете ли вы такую трактовку политики?
1.8. Интересы (как материальные, так и духовные), а не идеи определяют действия людей. Тем не менее «представления о мире, созданные этими идеями, очень часто могут влиять на направление развития интересов» (М. Вебер).
В чем заключаются политические интересы социальных субъектов?
1.9. «Под властью понимается все то, что обеспечивает контроль одного человека над другим. Таким образом, она включает все виды социальных отношений, отвечающих этой цели, — от физического насилия до самых тонких пси- ( хологических связей, позволяющих одному разуму контро- I лировать другой» (Г. Моргентау).
Назовите основные признаки и виды власти.
1.10. Марксизм трактует политику как борьбу антагонистических классов за власть, ее использование в целях реализации классовых интересов и ценностей.
Утратила ли свое значение в современном мире марксистская интерпретация политики ?
1.11. В плюралистических концепциях демократии, обоснованных западноевропейскими мыслителями, политика рассматривается как соперничество социальных общностей и групп за обладание властью, обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов.
Плодотворен ли такой подход к объяснению политики ? Приведите свои доказательства «за» или «против».
1.12. Власть, основанная на воле народа, государственных законах и компетентном правлении, — благодатное царство и воплощение справедливости; тирания же — беззаконие, произвол и насилие (Сократ).
Подтверждает ли это суждение исторический опыт человечества ?
1.13. «Устанавливает <...> законы всякая власть в свою пользу: демократия — демократические, тирания — тиранические, также и в остальных случаях. Установив законы, объясняют их справедливыми для подвластных — это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости» (Платон).
Какие аргументы против этого мнения вы могли бы привести ?
1.14. «Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твердо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию» (Ф. Хайек).
Какие формы демократического контроля власти применяются в Республике Беларусь?
1.15. «Мы действительно враги всякой власти, ибо знаем, что власть действует столь же разрушительно на тех, кто облечен ею, сколько и на тех, кто принужден ей покоряться. Под тлетворным влиянием ее одни становятся честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, эксплуататорами общества, <...> другие — рабами» (М. А. Бакунин).
Что бы вы противопоставили этому заключению?
1.16. «В действительности политика и экономика никогда не были отделены друг от друга. Практически нет такого политического движения, в котором не отражались бы экономические интересы, или такой экономической системы, в сохранении которой политический порядок не выступал бы важнейшим фактором» (Ч. Мерриам).
Какова взаимосвязь между политическими и экономическими интересами?
1.17. Всякая власть разрушается, если правителям не предписаны и ими не соблюдаются законы. Справедливое государство нуждается в совершенных законах и разумном законодателе. «Законодатель должен наблюдать, где осуществляется справедливость, а где нет; он должен установить почести тем, кто послушен законам, а на ослушников налагать положенную кару, и так до тех пор, пока не рассмотрит до конца все государственное устройство вплоть до того, каким образом должно в каждом отдельном случае погребать мертвых и какие уделять им почести» (Платон).
Прокомментируйте это суждение и отметьте его актуальность для выработки современных концепций государства и права.
1.18. «Цари и правители не те, которые носят скипетр или избраны кем попало или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять» (Сократ).
Что означает выражение «властвование — искусство» ?
1.19. «Три основных метода в распоряжении властвующих групп: убеждение, материальная выгода и насилие. Насилие, видимо, наиболее эффективный в краткосрочной перспективе метод, однако он мало результативен в качестве основного подхода к сохранению власти на длительный срок, ибо он принуждает (особенно в современных условиях) к ужесточению приемов властвования и все более широкому распространению этой жестокости. Самым эффективным (иначе — самым дешевым) методом, конечно, остается убеждение. Однако все три приема — убеждение, выгода и насилие — всегда используются при всех формах правления» (Ф. Нойманн).
Почему насилие как способ принуждения не может быть упразднено в политико-властных отношениях современных обществ?
1.20. «Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами» (Э. Хейвуд).
Что в этом суждении вызывает сомнение?
1.21. «Каждая политическая система характеризуется свойством в той или иной степени справляться со стрессом своих существенных переменных. Это не означает, что результат поведения системы всегда именно таков; система может разрушиться именно по той причине, что оказалась неспособной принять адекватные и эффективные меры в отношении надвигающегося стресса. Но именно способность системы отвечать на стресс имеет решающее значение. Тип ответа системы позволяет оценить вероятность того, что она сумеет преодолеть ситуацию стресса» (Д. Истон).
Какие факторы (условия) определяют эффективное функционирование политической системы общества ?
Как политической системе удается предупреждать и преодолевать стрессовые состояния?
1.22. В классовом обществе, где господствует частная собственность, возможно лишь формальное равенство граждан перед законом, а свобода личности «состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).
А как считаете вы ?
1.23. Полновластие народа, всеобщее избирательное право не соответствуют интересам капиталистического общества. Только собственники являются достойными выразителями общественного мнения и заслуживают представительства в парламенте. Те, кого бедность обрекает на постоянную зависимость и на труд изо дня в день, не в состоянии участво-
10 Политология вать в государственных делах. Те, кто обладает собственностью, сильнее государственной власти. Богатые неминуемо овладевают властью и в этом нет никакой угрозы для свободы и независимости всех граждан (Б. Констан). Не противоречит ли этот тезис концептуальным идеям либерализма: личная свобода, частная собственность,расцвет общества и государства?
1.24. Осмыслите приведенные ниже суждения и продумайте аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение мыслителей прошлого:
Французский пролетарий перед законом равен с самым богатым собственником, но беда в том, что от этого равенства пролетарию ничуть не легче. «Вечный работник собственника и капиталиста, пролетарий весь в его руках, весь его раб, ибо тот дает ему работу и произвольно назначает за нее плату» (В. Г. Белинский).
Назначение женщины — жизнь в семье. Женщины могут быть образованными, но для высших наук, как философия, и для активной общественной деятельности они не созданы. Государство подвергается опасности, когда женщины стоят во главе правительства (Г. Гегель).
1.25. «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор <...> государствам не избавиться от зол» (Платон).
Если античный философ не прав, то почему?
1.26. Интересы государства — превыше всего. Заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению его делами. Хорошо управляемое государство «есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет» (Демокрит).
Не устарел ли этот вывод древнего философа ? Аргументируйте ваш ответ.
1.27. «Закон, устанавливающий власть и форму правления, не имеет такого значения и влияния на благосостояние наций, как закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею» (К.-Л. Сен-Симон) . Прокомментируйте этот вывод.
1.28. Справедливым является государство, реализующее принципы общего блага, равенства и коллективизма, в котором каждый добросовестно выполняет свое дело в соответствии с природными задатками, располагает возможностями для телесного и духовного расцвета, где управляют самые лучшие, мудрые и компетентные, добродетельные и бескорыстные граждане. В таком государстве не должно быть существенных имущественных различий между гражданами, ибо богатство ведет к роскоши и лени, а бедность — к низостям и злодеяниям (Платон).
Согласны ли вы с представлениями древнего философа о справедливом, идеальном государстве?
1.29. «Каким бы способом ни были разделены земли, не может быть сделано так, чтобы все имущество, вплоть до женщин и детей, стало общим, как хотел в своем первом проекте государства сделать Платон с целью изгнать из своего города слова «твое» и «мое», которые, по его мнению, являются причиной всех зол, происходящих в государствах, и гибелью последних. Но он не учел, что, если бы этот его проект был осуществлен, был бы утрачен единственный признак государства: если нет ничего частного, то нет и ничего общего» (Ж. Боден).
Выразите свое отношение к частной собственности.
1.30. Демократия — политический строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Из нее с неизбежностью вырастает тирания. Тиран добивается власти как ставленник народа. Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, бестолковое правление, насилие над инакомыслящими, всеми теми, кто разумен и богат, великодушен и мужественен. Тирания есть господство окруженных толпой негодяев (Платон).
Можно ли применить эту характеристику тирании, оценивая современные авторитарные режимы ?
1.31. Выразите свое отношение к приведенным ниже суждениям.
а) Государство — высшая форма политического общения. Оно образуется вследствие природного влечения людей к общению, потому, что человек есть существо общественное, политическое. «Государственным благом является справедливость, т.е. то, что служит общей пользе» (Аристотель);
б) Благополучие и могущество государства зависит от способности свободных граждан властвовать и подчиняться (Аристотель);
в) Законы — «душа» государства и их надлежит неукоснительно соблюдать и правителям, и подданным. Однако даже правильно установленные государством законы сами по себе бессильны и легко нарушаются там, где на страже их стоят люди своекорыстные, с порочными влечениями (Б. Спиноза);
г) «Политическая свобода без экономического равенства и вообще политическая свобода, т.е. свобода в государстве, есть ложь» (М. А. Бакунин);
д) Лишь сравнительно небольшая часть граждан стремится к свободе, дабы властвовать, все же остальные тянутся к свободе ради своей безопасности. Эту потребность последних могут удовлетворить только твердый государственный порядок и совершенные законы, обеспечивающие общественную безопасность и устойчивость власти правителей (Н. Макиавелли).
1.32. Никакой пользы не принесут законы, «если граждане не будут приучены к государственному строю, если они не будут в его духе воспитаны» (Аристотель).
Какое значение правового воспитания в суверенном белорусском государстве?
1.33. «Всем диктатурам, каким бы ни были в них пропорции «кнута и пряника», свойственна одна общая черта: они терпеть не могут и не терпят независимых организаций. Дело в том, что когда нет «коллективных» альтернатив, отношение отдельных лиц к существующему режиму мало сказывается на его стабильности. Авторитарным режимам угрожает не подрыв легитимности, а организация контргегемонии: коллективные проекты альтернативного будущего. Только наличие коллективных альтернатив дает отдельной личности возможность политического выбора. Поэтому авторитарные режимы испытывают ненависть к независимым организациям и стараются или подчинить их централизованному контролю, или же подавить с помощью силы. Поэтому они так боятся слов, даже если слова передают то, что всем известно; не содержание, а сам факт произнесения может нести в себе мобилизующий потенциал» (А. Пшеворский).
Подтверждает ли этот вывод политическая практика ?
1.34. Плюрализм не сводится к большому количеству организаций (ассоциаций). В первую очередь они должны быть добровольными, во вторую — открытыми и с большим числом членов ... Присутствие солидного количества различных групп свидетельствует не о наличии плюрализма, а лишь о развитости самовыражения и/или фрагментации. Общества с большим количеством групп являются плюралистическими только тогда, когда группы имеют ассоциативный характер, а не традиционный или институционализированный, более того, когда ясно, что ассоциации развивались естественно, а не были навязаны (Дж. Сартори).
Как бы вы объяснили характер общественных объединений Беларуси с учетом мнения ученого-политолога ?
1.35. «Ни одно общество не потерпит абсолютную свободу (даже свободу слова) и ни одно общество не сведет ее до нуля. Разница между режимами состоит только в степени свободы» (Й. Шумпетер).
Какие ограничения свободы не противоречат демократии?
1.36. «Подлинным законом общества является либо обычай, либо религия. Проблема свободы в современном обществе порождена тем, что законом общества стали конституции, которые опираются исключительно на воззрения господствующих в мире диктаторских орудий правления, начиная от личности и кончая партией... Религия, включающая обычай, есть утверждение естественного закона. Законы, не базирующиеся на религии и обычае, неправомерны» (М. Каддафи).
Возможна ли жизнедеятельность современных обществ без
законов, опирающаяся только на религию, традиции и обычаи?
Какие политические режимы законы и четко сформулированную идеологию государства могут «замещать» религией, традициями и обычаями?
1.37. «Сосредоточение всей власти — законодательной, исполнительной и судебной — в одних руках, независимо от того, предоставлена ли она одному лицу или многим, по наследству, назначению или избранию, можно по праву определить словом «тирания» (Дж. Мэдисон).
Могут ли в условиях демократии прийти к власти политические субъекты, разрушающие демократический режим общества?
1.38. «Республикой называют мирное господство большинства. После того как большинство осознало свое существование и свою силу, все власти получают свои полномочия от него. Нои само большинство не всемогуще. Над ним возвышаются моральные принципы, такие, как человечность, справедливость, разум и признанные обществом политические права людей» (А. де Токвиль).
Подумайте, в какой мере отвечает критериям современной демократии политическая система белорусского общества ?
1.39. «Коммунизм один только в состоянии дать демократию действительно полную, и чем она полнее, тем скорее она станет ненужной, отомрет сама собою» (В. И. Ленин). Если демократия — средство достижения свободы личности и
общества, то возможно ли ее «отмирание» в будущем?
Раздел II. Политические институты
2.1. «Совокупность политических институтов, действующих в данной стране в данный момент, составляет «политический режим»; в каком-то смысле политические режимы — это созвездия, звездами в которых являются политические институты » (М. Дюверже).
Чем отличается такое определение понятия «политический режим» от современных представлений?
2.2. Понимание социальной значимости политических институтов формировалось и корректировалось в течение тысячелетий. Анализ этого феномена не прекращается и сегодня.
Вместе с тем в науке утвердилось бесспорное мнение о предназначении политических институтов. Его в систематизированной форме выразил ученый Б. Ротстайн, классифицировав институты на четыре типа:
«Потребность в создании первого из них определяется необходимостью принятия решений о том, каким образом следует регулировать общие интересы (институты законодательной власти). Второй тип институтов необходим для претворения этих решений в жизнь (институты исполнительной власти). Третий нужен для урегулирования возникающих спорных проблем и интерпретации применения общих правил, разработанных органом законодательной власти, к каждому конкретному случаю (институты судебной власти). И, наконец, четвертый тип требуется для того, чтобы наказывать нарушителей общепринятых правил, вне зависимости от того, принадлежат ли они к членам данной группы людей или нет (институты принуждения)».
Без каких политических институтов невозможно развитие современного общества ?
2.3. Мыслитель Т. Гоббс под институтами подразумевал административные учреждения (организации, структуры) государства, наделенные властными полномочиями, и юридические нормы, регулирующие поведение и отношения этих учреждений.
Почему нормативно-юридический подход Т. Гоббса в последующие годы был конкретизирован и обогащен социологическим подходом?
2.4. Австрийский экономист и политический философ Ф. Хай- ек отмечает в книге «Дорога к рабству», что демократическое властвование несовместимо с централизованным государственным управлением экономикой, которое ограничивает свободу личности и общества.
Насколько обоснованна такая точка зрения?Приведите свою аргументацию.
2.5. Составьте свое мнение о политических взглядах мыслителей. Продумайте аргументы «за» и «против».
а) Достижения цивилизации и государство с его порядками и атрибутами — очевидное зло <...> Высшее благо — первозданная природа, естественное существование (основатель даосизма Лао-цзы);
б) Государство — большая семья, а власть императора — это власть «сына неба», отца; взаимоотношения правителя, чиновников и подданных должны строиться на принципах добродетели, согласия и мира (Конфуций);
в) Идеальное государство — справедливое, регулируемое законами и правосудием аристократическое правление, власть мудрецов, самых образованных и достойных. Политика требует знаний и умения управлять людьми (Платон);
г) Государство является продуктом естественного развития и высшей формой человеческого общения. Государственная организация олицетворяет верховную власть; человек — часть государства и его интересы строго подчинены общественному благу. Политическое правление должно опираться на государственные законы и этические нормы (Аристотель);
д) Государство — неотъемлемая часть универсального порядка, создатель и правитель которого — Бог. Все правительства обязаны служить Богу и человеку, утверждать правду и справедливость. Достойна почитания государственная власть, уважающая религию и соблюдающая ее предписания, противодействующая дьявольской воле (А. Августин);
е) Государство — автономная по отношению к религии и морали система ценностей. Поскольку только оно выступает монополистом публично-властных прерогатив, религией и моралью можно пренебречь во имя укрепления государственности, поддержания в обществе должного порядка. Государь обязан быть твердым и решительным, концентрировать в своих руках государственную власть и быть опекуном народа. Его долг — обеспечивать повиновение подданных любыми средствами: насилием, угрозой наказания, убеждением, обманом, хитростью, смелостью, мудростью и гибкостью в политике (Н. Макиавелли).
2.6. Прежде чем слова «справедливое и несправедливое» могут иметь место, должна быть какая-нибудь принудительная власть, которая угрозой наказания, принуждала бы людей к выполнению общественного договора. «Природа справедливости <...> состоит в выполнении соглашений, имеющих обязательную силу, но обязательная сила соглашений начинается лишь с установления гражданской власти, достаточно сильной, чтобы принудить людей к выполнению своих соглашений» (Т. Гоббс).
О каком «соглашении» рассуждает мыслитель ? Какова актуальность его представлений о «сильной» государственной власти ?
2.7. Единственная первопричина всех зол в обществе — частная собственность. Именно она нарушила естественный порядок, соответствующий разумным законам природы, породила в людях жадность — основной порок, видоизменением которого являются все остальные. Люди начали противопоставлять свое частное благо общему, тогда как первое есть простое следствие второго. Частный интерес, возведенный в абсолют, — «всеобщая чума», «изнурительная лихорадка», «губительная болезнь» всякого общества (Морелли). Разделяете ли вы это убеждение ?Аргументируйте свой ответ.