Основные теории соотношения международного и внутригосударственного права
Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.
Существуют различные теории относительно соотношения международного и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую. Дуалистическая теория основывается на разграничении международного и национального права и их неподчинении друг другу. Монистические концепции в противовес дуалистической исходят из соединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости оттого, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различают примат внутреннего права государства или международного Неэффективность данной теории привела к отходу от нее и появлению нового течения - «умеренного монизма», который воздерживается от радикальных утверждений о примате международного права.
Механизмы воздействия международного и внутригосударственного права.
Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права.
Наиболее типичной формой влияния выступает воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего.
Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.
Устранение из международного права под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.
Рецепция и активное использование в международном праве основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.
Влияние международного права на формирование и развитие внутригосударственного права.
Трансформация - пересказ своими словами норм международного права во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:
-прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;
-опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;
-смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.
В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.
Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к международным договорам.
Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм международного права, косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.
Понятие и виды территорий
В различных правовых системах и международном праве в целом уже вполне четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории. В самом широком смысле территория – это вся планета Земля с ее сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством – среда обитания и материальная база существования земной человеческой цивилизации, а также космическое пространство, окружающее Землю, Луна и другие небесные тела.
В соответствии с существующим правовым режимом вся территория Земли подразделяется на следующие категории:
1) территории государств – это территории, находящиеся в пределах государственных границ каждого отдельного государства, на которые распространяется полная и исключительная власть этих государств;
2) территории с международным режимом – это территории, которые не входят в состав государственной территории, водные пространства за пределами исключительных экономических зон прибрежных государств; Международный район морского дна – морское дно и его недра за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств; воздушное пространство за пределами государственных территорий; Антарктика; космическое пространство, Луна и другие небесные тела. На этой части территории, находящейся в общем пользовании государств, действуют общепризнанные принципы и нормы международного права;
3) территории со смешанным режимом – это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права, и нормы национального законодательства прибрежных государств.
Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две группы. Первая группа: прилежащие и исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств, которые не входят в состав государственной территории прибрежных государств. Вторая группа: международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств;4)территории с особым международным режимом (своеобразная разновидность территории) – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира. В состав этих территорий могут входить территории первой категории или территории трех категорий одновременно: архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Додеканезские острова, остров Пантеллерия,Луна и др небесные тела,
21.Государственные границы: понятие, изменение, виды, правовое закрепление.
Государственная граница – это линия, обозначающая на картах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета конкретного государства.
Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:
1)орографические - проводятся с учетом рельефа местности;
2)геометрические - устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;
3)астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.
Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.
Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема.
Существуют следующие основания изменения государственной границы:
1.осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые;обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
2..обмен небольшими участками в случае демаркации границы.
Государственная граница устанавливается путем:
-демаркации - уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов. Редемаркация - проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;
-делимитации - установления границы между государствами впервые.
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:
-порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе;
-ведение сельскохозяйственной, промысловой, производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы.