Правильность речи. Синтаксические нормы.

1. Определите характер ошибок, связанных с порядком слов (ошибки в расположении главных и второстепенных членов предложения, частиц, уточняющих слов и т.д.). Исправьте пред­ложения.

1. Большое внимание надо уделить обучению техни­ке работ на уборке работающих студентов и школьников. 2. Успехов больших добились учащиеся нашей школы. 3. Студенты готовились к занятиям хорошо, в частности Павлова и Киреев. 4. Награждаются студенты только те, которые хорошо учатся. 5. Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами. 6. Мы далеко еще не использо­вали возможностей нового метода. 7. Предложено закре­пить за как можно большим числом студентов двоечни­ков. 8. Завершается сейчас работа по комплексной меха­низации откормочного цеха. 9. Студент он хороший. А декан факультета даже нам так сказал: "Если бы все были такие, многих проблем бы уже у нас не было". 10. Ректор принимает в своем кабинете людей с их про­блемами. 11. Открытый и глубокий ум Базарова ставит значительно выше его либералов Кирсановых. 12. Нуж­но уметь делать не только этот анализ, но и смотреть дальше.

2. В данных ниже предложениях найдите неудачный поря­док слов, приведите его в соответствие с нормой.

1. Однако что дракон представляет из себя на самом деле и откуда появился его настоящий облик ¾ далеко не каждый знает об этом. 2. Такую тяжелую жизнь могли разве что скрасить чудесные картины природы. 3. Кроме того, коснулся в своей статье Раскольников и вопроса о таком преступлении, которое "разрешается по совести", и потому, собственно, не может быть названо преступ­лением. 4. Стаханов в 1935 году установил мировой ре­корд производительности труда на отбойном молотке. 5. Мужество рождалось их в борьбе. 6. Небольшая ком­ната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем.

Покажите, что неверное расположение слов в данных выше предложениях приводит к нарушению актуального членения и к изменению коммуникативного смысла высказывания.

3.Объясните употребление форм сказуемого. Проследите, какие условия определяют выбор той или иной формы.

1. Большинство родителей, воспитателей детских садов, учителей и педагогов тратят огромную часть своих усилий на то, чтобы вырастить так называемого "нор­мального ребенка". 2. В результате неэквивалентного внешнеторгового обмена с более богатыми государст­вами большинство латиноамериканских стран имеет пассивный торговый баланс. 3. Большинство учрежде­ний, которые сегодня мы воспринимаем как само собой разумеющееся, ¾ заводы, школы, средства массовой ин­формации, даже многие политические институты, были созданы социальными новаторами прошлого. 4. Ряд принятых уже законов в области экономики напоминает ведомственные инструкции: длинные, запутанные, двойственные. 5. Большая часть людей, имеющих влияние в городе, стоит на его стороне. 6. Большинство мальчишек укутано в самодельные маскировочные халаты из про­стыней, наволочек и передников. 7. Сохранился ряд вос­поминаний о подвигах комиссара бригады. 8. Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов неоднократно за­нимали призовые места.

Расскажите, чем определяется выбор формы сказуемого при подлежащем, выраженном сочетанием неопределенно-коли­чественного существительного с существительным в родительном падеже множественного числа.

4. Вставьте необходимые буквы; выбор формы сказуемого мотивируйте. Укажите возможные варианты.

1..Теперь против Валерки был... четверо. 2. Нас оставал...сь только трое из восемнадцати ребят. 3. По дороге шл... трое. 4. Из двадцати, окончивших школу, только четверо поступил... в вуз. 5. Теперь шестеро из них си­дел... за деревьями, держа ружья. 6. Нас, офицеров, здесь трое. Двое мирно сп...т. 7. По неуважительным причи­нам отсутствовал... четверо. 8. Пятеро сдал... экзамен досрочно.

5. Выберите из данных в скобках форм сказуемого (глаголов или причастий) правильную. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую ха­рактеристику.

1. До окончания школы (осталось ¾ остались) полто­ра года. 2. Оставшиеся до выпускных экзаменов полгода (пройдет ¾ пройдут) быстро. 3. Всеобщим голосованием (было избрано ¾ были избраны) 85 человек. 4. Боль­шинство, в особенности преподаватели, (жаждало ¾ жа­ждали) решительных действий и (готово было ¾ готовы были) на риск. 5. Сам предмет обсуждения ¾ социально-экономические и политические проблемы, вопросы культуры и искусства; события международной и внутрисоюзной жизни и т.д. ¾ казалось бы, не (терпит ¾ тер­пят) никаких стилистических вольностей, не (допуска­ет ¾ допускают) никаких отклонений от нормы. 6. Те, кто (придет ¾ придут) с наиболее интересными предло­жениями, (сможет ¾ смогут) принять участие в создании совета фирмы, в рассмотрении и отборе поступивших проектов. 7. Немало храбрецов когда-то (пыталось ¾ пы­тались) добраться сюда. 8. Ряд белорусов (эвакуировал­ся ¾ эвакуировалось ¾ эвакуировались) в Поволжье. 9. В этом случае деепричастие или деепричастный оборот интонационно (сливается ¾ сливаются) с союзом. 10. В первой половине XI века ряд княжеств (отделяется ¾ от­деляются), и Киевское государство распадается. 11. Три года после окончания института (работал ¾ работала) инженер Петрова на заводе. 12. Конструктор (внес ¾ вне­сла) рационализаторское предложение, внедрение кото­рого позволило бы снизить себестоимость выпускаемых деталей. Это уже третье её предложение.

Наши рекомендации