Тема 4. Гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина в РФ
Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства, стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки права.
В юридической литературе принята классификация гарантий:
- юридические гарантии рассматриваются как гарантии специальные;
- экономические, социальные политические, духовные, социально –психологические – как общие гарантии.
Рассмотрим их специфику:
¨ Социально-экономические – в Конституции 1993 года нет специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно и не предусмотрено ограничений для других, в частности собственности. Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ). Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 КРФ). В современных условиях, когда экономическое пространство России находится в состоянии формирования, роль Конституции как основного закона и иных нормативных актов регулирующих развитие экономики страны получает особое значение. Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для осуществления социальных потребностей общества.
¨ Политические – направленность политики государства и создание условий для осуществления этих гарантий. Думается, правильным будет рассмотреть как в соответствии с Конституцией “государственная защита прав и свобод человека в российской Федерации гарантируется”[21].
Представительная ветвь власти - Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным принципам, создает юридические механизмы обеспечения реального осуществления прав и свобод. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 25 декабря 1996 года. “Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами”[22]. Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.
“Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина…”[23] - очень важная статья, которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и свобод: реализации, как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения. Так, 1998 год Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года объявлен “Годом прав человека в Российской Федерации”. В числе мероприятий по его проведению Федеральному Собранию предложено рассмотреть в первоочередном порядке и принять в 1998 году федеральные законы в области прав человека:
Ø О минимальных государственных социальных стандартах;
Ø Об альтернативной гражданской службе;
Ø Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
Ø Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
Ø Кодекс РФ об административных правонарушениях;
Ø Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования.
Предложено ратифицировать международные документы:
Ø Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года;
Ø Европейская хартия местного самоуправления 1985 года Европейская конвенция о выдаче 1957 года и протоколы к ней № 1 и 2;
Ø Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года;
Ø Конвенции Международной организации труда 1947 г., 1957 г., 1978 г., 1981 г.
Кроме того, в данном документе Правительству РФ предложено финансировать Федеральные программы, обеспечивающие выполнение постановления в области прав человека и т.д.
При Президенте России существует Комиссия по правам человека, деятельность которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.
Правительство РФ, местные органы государственной власти также призваны осуществлять эту деятельность – Министерство юстиции, существование системы специальных органов, призванных выполнять эти функции тому подтверждение.
Защита прав и свобод человека и гражданина - задача судебной власти в Российской Федерации. Эта задача стоит также перед прокуратурой, в компетенцию которой входит рассмотрение обращений о нарушении права; перед судом – который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством является Конституционный суд, принимающий жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод.
Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина, нельзя не упомянуть положение Конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия, нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).
Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые “охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина”[24]
Поскольку Российская Федерация - государство (основной субъект, на которого возлагаются гарантии) в соответствии с Конституцией РФ правовое, то и регулирование данных отношений должно строиться с точки зрения норм права, закрепленных к конкретных нормативных актах.
Уже говорилось о том, что общие гарантии прав и свобод перечислены в Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются в иных нормативных правовых актах (Кодексах, законах), подзаконных актах (Указах Президента и постановлениях Правительства).