Китай в правление династии Сунн
Династия Северная Сун (960–1127 н.э.).Когда основатель сунской династии Тайцзу вновь восстановил единство империи, ему пришлось не только принять меры для ликвидации беспорядков, но и взяться за решение проблем, оставшихся нерешенными в период правления династии Тан. Границы державы в сунскую эпоху значительно сузились. Две иностранные империи, образовавшиеся к тому времени, оккупировали часть китайской территории, и у китайцев не было сил противостоять захватчикам. Первой из этих империй было государство Ляо, основанное тунгусским племенем киданей (китаев). Империя Ляо включила в свой состав Маньчжурию, Внутреннюю Монголию и северную часть современных китайских провинций Хэбэй и Шаньси, в том числе города Пекин и Датун. Другим государством было Ся Западное (империя Си-Ся), образованное тангутами, которые заселили земли вдоль северо-западной границы. Военные экспедиции Китая против этих двух империй оказались неудачными, и в результате Китай был вынужден подписать с ними соглашения, включавшие ряд унизительных статей, в том числе выплату ежегодной дани. На протяжении всего периода правления династии Сун Китай никогда не претендовал на свои бывшие владения в Центральной Азии. Не вернул Китай и некогда принадлежавшие ему земли в пределах современных провинций Юньнань, Сычуань и Гуйчжоу, оккупированные в танскую эпоху тайским народом наньчжао, а также владения в Аннаме, находившиеся в собственности Китая на протяжении тысячи лет.
Судьба династии Тан показала опасность использования правительственной армии. Поэтому Суны держали все армейские формирования под строжайшим контролем центра и старались использовать военных как можно реже, порой даже в ущерб национальной гордости.
Тенденция к централизации прослеживается во всех политических деяниях в период Сунской империи. Деспотия была превращена в систему и оформлена организационно, хотя сунские императоры редко прибегали к использованию своих конституционно узаконенных полномочий. Параллельно принимались меры по стимулированию прогресса в области политической теории. Еще в танскую эпоху в литературных и философских кругах набирало силу движение, выступавшее против либеральных конфуцианских школ прошлого и против тех элементов буддизма, которые противоречили идее централизованной власти. Основатель этого движения Хань Юй (768–824) в свое время не получил признания со стороны конфуцианцев, но в начальный период династии Сун его школа возродилась. Чжоу Дунь-и (1017–1073), Чэн И (1033–1107) и в более поздний период сунской эпохи Чжу Си (1130–1200) были в числе основателей и хранителей неоконфуцианства. Все последующие династии восприняли неоконфуцианство в качестве основополагающего учения.
Инициатор экономических реформ Ван Аньши (1021–1086) был исключительно энергичным человеком. Предлагавшиеся им меры включали централизацию всей торговли и транспорта, государственные ссуды крестьянам, введение новой системы налогообложения и замену армии наемников народным ополчением. Эти реформы он проводил вопреки противодействию консервативной части чиновников-конфуцианцев, которые, в конечном счете, все-таки одержали верх.
Династия Южная Сун (1127–1279).Начало 12 в. ознаменовалось очередным политическим кризисом. В этот период северное государство Ляо было покорено империей Цзинь, основанной северо-восточными племенами – чжурчжэнями. Завоеватели хлынули на территорию Северо-Китайской равнины и в 1127 оккупировали столицу Сунской империи город Кайфын, взяли в плен императора Циньцзуна и его отца Хэйцзуна. Сунский императорский двор перебрался в новую столицу (нынешний город Ханчжоу) к югу от р.Янцзы. Приграничные войны, а иногда военные кампании более крупного масштаба оставались главной проблемой империи Южная Сун в течение всего периода ее существования.
Вполне вероятно, что лишь из-за недоверия к собственным военачальникам Суны не смогли вернуть утраченные земли. Среди генералов сунской армии того времени было несколько полководцев, прежде всего генерал Юэ Фэй, которые отличались энергией и стратегическими талантами. Однако императорский двор предпочел пойти на подписание мирного соглашения с Цзинями и отозвал свои войска с полей сражений.
Юэ Фэя по ложному обвинению в государственной измене заключили в тюрьму, а затем отравили. Императорский двор династии Южная Сун отказался прислушаться и к советам представителей философско-политического течения прагматистов, идеи которых основывались на стремлении отвоевать Север.
Многие из сунских императоров собрали ценнейшие коллекции. Некоторые из них, включая императора Хэйцзуна, сами были талантливыми художниками. Литературные творения эпохи Сун сравнимы с шедеврами эпохи Тан. Это был период т.н. классических песен, которые слагались в виде стихов с различной длиной строки, с исключительно сложным ритмическим рисунком и рифмой, в отличие от строго выдержанных в определенном размере стихов танского периода.