Создание системы безопасности в регионе

Особенностью региона заключается в том, что здесь не создано какой-либо эффективной системы безопасности как в Европе. Нет также и коллективного органа, осуществляющего контроль за вооружением, распространением ядерного оружия и механизма разрешения конфликтов. В годы “холодной войны” практически все эти функции осуществлялись США, причем, большей частью при помощи военной силы или путем принуждения. Изменение геополитической ситуации в регионе поставило перед странами вопрос о необходимости создания межгосударственного органа по вопросам безопасности. Военные приготовления Китая, укрепление военно-политического союза США и Японии, укрепление американских позиций в Южной Корее, приобретение вооружений странами АСЕАН были ярким подтверждением тому.

Инициатива создания азиатской системы безопасности принадлежит странам АСЕАН при поддержке Запада, которому необходим механизм сдерживания Китая в регионе. В 1994 г. во время встречи в Брунее с 13 министрами иностранных дел Азии, Америки и Европы была обсуждена проблема создания структуры безопасности в Азии в период после “холодной войны”. Но на первых порах страны АСЕАН действовали нерешительно, опасаясь спровоцировать активность Китая, которому они не могут противостоять в военном отношении.

Заинтересованность в создании структуры безопасности проявила Австралия. Но страны АСЕАН были более осторожны, чем Австралия, и предупредили ее не делать поспешных шагов. США пытается активизировать действия стран АСЕАН по созданию более действенной структуры безопасности, пытаясь тем самым заменить систему двусторонних договоров о безопасности, характерных для периода “холодной войны”. Страны АСЕАН подчеркивают различие в западных и восточных подходах к решению проблем безопасности в регионе. Страны АСЕАН считают, что РФА может стать органом по безопасности в АТР, но первым шагом на этом пути должно стать создание мер доверия в регионе. Проблема заключается в том, что не все страны согласны сесть за стол переговоров для обсуждения проблем безопасности в регионе. Поскольку речь может зайти и том, что нестабильность в Индонезии и Малайзии также угрожают безопасности региона.

На встрече к РФА в Брунее министры иностранных дел обсуждали вопрос и о членстве в РФА. Страны АТР не хотят превращать РФА в мини-ООН для Азии. Особо стоял вопрос о роли не членов АЕСНА в новой региональной структуре по безопасности. Сами государства АТР не согласятся с тем, чтобы их проблемы решались только странами региона. как например, ситуация на Корейском полуострове, поскольку они полагают, что это будет вмешательством в их внутренние дела. Некоторые аналитики предлагают создание субрегиональных групп для решения проблем Северо-восточной Азии. Однако это означало бы изменения в структуре РФА, с чем не согласны ведущие государства АСЕАН. Они считают, что это уменьшит роль блока.

Государства – члены АСЕАН хотели бы, чтобы ассоциация сохраняла свою ведущую роль в РФА. Стратегия обсуждения проблем безопасности в регионе строится по следующей трехступенчатой программе: создание мер доверия, переход к превентивной дипломатии и разрешение конфликтов. Члены АСЕАН не собираются форсировать события. В 1995 г. проблема Китая не стояла на повестке дня РФА столь остро. Страны АСЕАН хотели урегулировать свои отношения с Китаем как соседи по региону.

Ряд государств проявляет интерес к многосторонней программе с участием практически всех государств региона. Самый трудный барьер на пути ее реализации это Китай, поскольку его лидеры против вовлечения Тайваня в многостороннюю структуру безопасности. Этот вопрос несколько раз обсуждался в международных правительственных организациях (РФА АСЕАН) и неправительственных организациях (Совет по безопасности в АТР).

В регионе существует несколько проблем, оказывающих дестабилизирующее влияние на ситуацию в регионе. Их разрешение представляет собой неотложную задачу для стран региона. АТР является регионом, обладающим огромным экономическим потенциалом, но его развитие в 90-е годы характеризуется рядом вопросов в области безопасности: ядерный потенциал КНДР и взрывоопасная ситуация на Корейском полуострове, нестабильность в Тайваньском проливе, территориальные споры в отношении островов в Южно-Китайском море.

Один из аспектов безопасности в АТР - растущие военные расходы стран региона. Страны АТР среди немногих в мире в период после “холодной войны” продолжают увеличивать свои военные расходы. Регион самый большой покупатель оружия в мире. Хотя неизвестны точные цифры расходов каждой страны на вооружение, такие страны как Малайзия, Индонезия, Таиланд, Тайвань и Китай увеличили за последнее время свои системы обороны, покупая передовые военные корабли, ракеты, танки и боевые самолеты у западных стран.

Государства АТР активно включились в гонку вооружений. Поскольку угрозы безопасности извне региона не существует, то наращивание военно-стратегического потенциала имеет следующие цели: 1) усиление позиций в АТР, 2) защита территориальной целостности, 3) подавление сепаратистских движений в своих странах, 4) демонстрация своей мощи для устрашения других участников геополитического процесса и достижения соответствующих целей.

Наибольшие опасения в странах региона вызывает военная программа Китая. Китай соседствует с 15 государствами и имеет границу протяженностью более 22 тыс. км. Общий уровень вооружений в Китае довольно-таки низкий. В сфере военных исследований КНР отстает от Запада на 15 лет. Китай пытается ликвидировать это отставание, закупая более совершенное оружие за рубежом. Однако западная политика ограничения в области экспорта технологий создает большие трудности для модернизации китайского оборонного комплекса. Китай обладает самой многочисленной армией в мире (3 млн.). Но будущее армии Китая зависит от ее модернизации, покупки современных военных кораблей и самолетов. Китай не оставляет своих амбиций - превратить свою армию в самую боеспособную в регионе.

Хотя США закрыли свою авиабазу в Субик Бей в 1992 г., они намерены открыть новые в Таиланде, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме. США продолжают бороться за морское превосходство в АТР в послевоенный период для того, чтобы противостоять угрозам со стороны Китая и Северной Кореи американским интересам в регионе.

Из-за географической близости и историческим причинам Китай долгое время находился в состоянии конфликта с Японией, которая в настоящее время является союзником №1 для США. Необходимость противостоять угрозе со стороны СССР вынудила Китай установить дипломатические отношения с Японией и начать экономическое сотрудничество в начале 1970-х гг. После распада Советского Союза, соперничество между двумя странами вновь усилилось, особенно в области морской мощи. Обе стороны пытаются играть роль гегемона в АТР.

Япония представляет собой островное государство, окруженное океаном и, не имея собственных природных ресурсов, полагается на внешнюю торговлю и морские перевозки. 75% японской внешней торговли проходит через Тайваньский пролив, 85% поставок нефти и 20 из 40 видов стратегического сырья, получаемые ею, проходят через Южно-Китайское море. Таким образом, у Японии есть основные стратегические интересы в указанных районах. Так как Пекин заявляет о своих претензиях на Тайвань и Южно-Китайское море, японские суда будут находиться под большой угрозой, если Пекин использует силу против Тайваня или установит базы в Южно-Китайском море для военного продвижения.

У Китая и Японии имеются территориальные споры по поводу делимитации границы в Восточно-Китайском море.

Со второй половины 80-х гг. Пекин и Токио приняли одинаковые стратегии для получения морского превосходства, что привело к конфликту между двумя азиатскими государст-вами. Так и Китай, и Япония изменила свою стратегию от оборонительной обороны к наступательной обороне, от индивидуальной обороны к коллективной обороне, от обороны у себя дома до уничтожения врагов на море.

Военно-морская мощь Японии превосходит китайскую, в настоящее время занимая 4 место в мире, далеко опережая Китай. Хотя Япония еще не развивает ядерные подлодки или авианосители. После “холодной войны” военный бюджет Японии и Китая существенно возрос. Экономическое положение Японии позволяет ей приобретать дорогие системы обороны. Хотя военная мощь Китая отстает от Запада и Японии, большая часть флота устарела, тем не менее, экономический рост Китая позволит ему в ближайшем будущем сделать прорыв в военной области.

Второе направление в реализации системы безопасности – это межрегиональное военное сотрудничество, при преобладающей роли США, как и в годы “холодной войны”. Созданная система двусторонних договоров о безопасности стала более гибкой и приспособленной к меняющимся геополитическим реалиям.

На основании двусторонних и коллективных военно-политических договоров и соглашений США имеют союзнические обязательства в АТР перед 12 странами, 6 странами в Восточной Азии, Австралией и Новой Зеландией. В 90-гг. США подписали со странами региона договоры о взаимопомощи и безопасности, которые призваны были стать заменой прежних союзов в новых условиях. США такого рода договоры заключили с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами и Таиландом.

В результате в АТР существует цепь американских военных баз для гарантии безопасности интересов США. Стратегия США в АТР была отражена в словах министра США У. Коэна: “Первым столпом нашей безопасности является сеть наших военных блоков с Японией, Кореей, Австралией, Таиландом и Филиппинами. Они, а также наши двусторонние связи со странами региона, закалились в период “холодной войны”. А сегодня они уже не оказывают противодействия, а являются источником новых инициатив.

С 1996 г. для обеспечения своих интересов в АТР США стали пользоваться термином предупредительная безопасность. В соответствии с этой концепцией предупредительная оборона США в АТР опирается на 4 столпа: тесное сотрудничество с союзниками, установление мер доверия в регионе, комплексное взаимодействие с Китаем и противодействие распространению оружия массового поражения.

США с начала 90-х гг. являлись гарантом внешней безопасности стран – членов АСЕАН. США нейтрализовали и минимизировали потенциальные внешние угрозы, создавая благоприятные геополитические рамки для развития АСЕАН. АСЕАН для США – одна из важнейших опор азиатской стратегии. Связи США с отдельными странами АСЕАН варьируются от очень близких, особых с Филиппинами и договорно-союзнических с Таиландом, до нейтральных в военно-политическом плане отношений с Малайзией, Индонезией, деловых с Сингапуром, и беспроблемных с Брунеем. При помощи военно-договорных отношений со странами региона Америка имеет возможность контролировать практически всю акваторию Тихого океана.

Таким образом, для периода после “холодной войны” в регионе стали в области безопасности характерны следующие процессы.

Первое – идет процесс усиления своего военно-стратегического потенциала странами региона. Он является неоспоримым свидетельством наличия угроз безопасности в регионе в виде территориальной экспансии, вооруженных конфликтов, сепаратистских движений, но так же и готовности вступить в вооруженный конфликт для отстаивания своих интересов. Усиление военно-стратегического потенциала осуществляется в нескольких направлениях.

Второе – гонка вооружений, в которой принимают участие почти все страны региона, кроме России. Развитие тесных военно-политических контактов с США, как основного гаранта безопасности в регионе. Несмотря на объявленное снижение своего присутствия США, тем не менее, представлены в регионе значительно.

Глава 18

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И

Наши рекомендации