Вопрос. Политическая идеология
Большую роль в политическом сознании и политическом поведении играет политическая идеология. Политическую идеологию можно определить как форму политического сознания, систему взглядов, представлений, идей, в которых оцениваются отношения людей друг к другу, к группам, к институтам власти, содержатся цели и задачи, направленные на поддержание или изменение власти. В современных обществах политическое сознание характеризуется плюрализмом идеологий, в которых в разной степени выражаются многообразные интересы, цели, устремления различных слоев, партий, этносов, социально-демографических, религиозных и других групп. В рамках политической идеологии формируются различные политические доктрины, программы, платформы. Политическая идеология призвана создавать позитивный образ проводимой или предлагаемой политической линии, ее соответствие интересам группы, класса, нации. Поэтому в рамках политической идеологии формируются и развиваются различные конкурирующие между собой доктрины и программы, на которые политические силы опираются в борьбе за политическое влияние и власть. Основным полем идейно-политической борьбы являются политическое сознание и общественное мнение.
Мировая практика выработала множество идеологических систем. В их основе находятся экономические и политические интересы различных общественных групп. Выразителями этих интересов выступают партии, политики. Идеологи оформляют эти интересы в виде теорий, а партии и политические деятели претворяют их в практические действия. Рассмотрим традиционные, наиболее значимые социально-политические взгляды и течения.
Либерализм. Само понятие «либерализм» (от лат. liberalis – «свободный») вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX в. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков были идеи таких авторов, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескьё, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольдт, Т. Джеферсон, Дж. Мэдисон, А. де Токвиль и др. В последующем эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. Миллем, Т.Х. Грином и другими. С возникновением капитализма и по настоящее время либерализм является доминирующей политической культурой Запада.
Либерализм – в широком значении – это интеллектуальная и нравственная установка на организацию общественной жизни, построенной на признании незыблемости политических и экономических прав человека в пределах, ограниченных законом.
Либерализм – в узком значении – идеология и политика либеральных партий, в целом ориентированных на сохранение рыночного хозяйства и свободной конкуренции при минимально необходимой регулирующей роли государства, умеренный социальный реформизм, обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов. Большинство таких партий объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 г. Программным документом этого политического объединения является «Манифест либералов». В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции.
Идейно-нравственное и политическое ядро «классического» либерализма образовали следующие положения: 1) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей; 2) автономия индивидуальной воли; 3) сущностная рациональность и добродетель человека; 4) существование определённых неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность); 5) создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью – защитить естественные права человека; 6) договорный характер отношений между государством и индивидом; 7) верховенство закона как инструмента социального контроля и «свобода в законе» как право и возможность «жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе… и не быть зависимым от непостоянной, неопределённой, неизвестной самовластной воли другого человека…» (Дж. Локк); 8) ограничение объёма и сфер деятельности государства; 9) защищённость (прежде всего от государственного вмешательства) частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона).
Значительную роль сыграл либерализм в выработке принципов организации экономической жизни. В рамках либерализма были обоснованы положения о свободном индивидуальном и групповом предпринимательстве, свободном рынке и конкуренции как универсально значимых механизмах общественного прогресса.
Основатели либерализма активно поддерживали выдвинутый торгово-промышленными кругами лозунг «laissez faire» («не мешайте действовать»), требовавший ликвидации регламентации экономической жизни. Это должно было привести к достижению всеобщего благосостояния и расцвету индивидуальной свободы всех людей.
Либеральные идеи сыграли большую роль в экономическом развитии в XIX в. Однако к концу века стало ясно, что свободный рынок оказался не настолько саморегулирующимся, как это предсказывал А. Смит и его единомышленники; конкуренция оказалась слабой; производители искусственно повышали или понижали цены на рынке; наблюдалась явная тенденция к образованию монополий; экономическая система породила самый низший класс (по К. Марксу – пауперизация общества); классовое положение определённым образом наследовалось (образование, продвижение по службе и прочее); возникли масштабные экономические кризисы. Особенно потряс экономические, а вместе с ними и политические устои западного общества глубокий кризис первой трети XX в. (1929-1933 гг.).
Всё это привело к пересмотру ряда положений концепции либерализма. Возникли новые идеи. В совокупности они составили новое направление – неолиберализм. Прежде всего изменилось отношение к роли государства в экономических процессах. В число его функций неолибералы стали включать активную защиту свободы предпринимательства. Государство устанавливает антимонопольное законодательство, поддерживает малый бизнес, расширяет число собственников, разрабатывает общую стратегию экономического развития, развивает плюрализм форм собственности, социальную защиту граждан. Кроме этого жёсткое распределение политических ролей управляющих и управляемых сменилось консенсусом всех политических сил как сущностной задачи политики. Либерализм стал идеологической основой западных демократий.
Консерватизм (от лат. conservare – «сохранять») – относительно самостоятельное течение социально-политической мысли; появилось в конце XVIII в. Создателем политической философии консерватизма был Э. Берк. Его книга «Размышления о революции во Франции» на протяжении двух столетий воспринимается сторонниками консервативного подхода как «Библия консерватизма». Сам термин консерватизм ввёл в обиход Ф. Шатобриан (1768-1848 гг.). В последующем идеи консерватизма развивали Ламенне, Гобино, Дизраэли, Бисмарк, Моска, Хайек, Белл, Липсет и другие. Консерватизм первоначально выступал в качестве оппонента либерализму. Если либерализм был знаменем буржуазных революций в конце XVIII – начале XIX вв., то консерватизм возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология. В последующем его социальная база расширялась. Он стал выражать интересы тех классов и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-политического развития.
В общем виде консерватизм можно трактовать как социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных культурно-духовных ценностей, на отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям, негативное отношение к реформистским проектам.
Консерватизм – это универсальный феномен, средство защиты и сохранения любого общества. Фундаментальными консервативными принципами выступают: 1) реальные и устойчивые способы мышления и деятельности; 2) уважение авторитетов; 3) жесткая дисциплина и порядок; 4) традиционная мораль; 5) иерархия ценностей; 6) нормы поведения и обязанности индивида, уравновешивающие его права; 7) обеспечение надёжной социальной организации.
Особое значение придаётся праву личности на владение собственностью. Личная свобода связана с экономической независимостью. Однако подобная независимость обусловливается консервативными добродетелями – трудом, бережливостью и отказом от немедленных удовольствий ради будущего вознаграждения. В этом смысле идеи консерватизма аналогичны этическим принципам протестантизма. Консерватор отрицательно относится к переменам в общественной жизни. С его точки зрения мир может изменяться, но постепенно. Историк Г. Химмельфорб отмечает, что «консерватор более пассивен в политических и социальных вопросах, потому что он предпочитает то зло, которое он знает, тому, которое он не знает, но легко может вообразить».
В 70 – 80-х гг. XX века в США, ФРГ, Великобритании и других странах на смену традиционному консерватизму пришёл неоконсерватизм, главная особенность которого состоит в том, что он не только не против реформ, но и за наиболее радикальные средства в их осуществлении. Выбор в пользу неоконсерватизма был сделан, потому что он обещал экономический подъём за счёт большей свободы рыночных отношений, поощрения предпринимательства, ограничения вмешательства государства в экономику, снижения безработицы. Неоконсерватизм выступал с обещаниями морального обновления, возрождения, восстановления порядка.
Консерватизм можно определить через следующие тезисы: 1) в экономической сфере – решительное высвобождение и поощрение частнопредпринимательской инициативы; 2) в социальной политике – сокращение государственных программ на социальные нужды, помощи безработным; 3) во внутренней политике – решительные меры по отношению к инициаторам беспорядков ради общественной стабильности; 4) во внешней политике – применение средств давления по отношению к политическому противнику.
Анализ либеральных и консервативных взглядов показывает, что и те, и другие выступают за индивидуальную свободу, конституционное государство и соблюдение законов. Данный симбиоз привёл к появлению понятия «либеральный консерватор».
Социал-демократизм. Теоретические основы политического течения социал-демократизма были заложены Э. Бернштейном (1850-1932 гг.). Он обосновывал тезис о способности капитализма к постоянному историческому саморазвитию. В последующем идеи социал-реформизма развивали К. Каутский, Г. Гильфердинг, О. Бауэр, К. Реннер, Манн и другие.
Социал-демократия является влиятельной силой в рабочем и демократическом движении. В мире насчитывается более 80 социал-демократических партий. Многие из них входят в Социнтерн, созданный в 1951 г. Социал-демократические партии возникли еще в конце XIX в. как партии рабочего класса. Сегодня их социальная база значительно расширилась. В этих партиях состоят не только рабочие, но и служащие, крестьяне, ИТР, чиновники, мелкие собственники.
Идеологической основой социал-демократии является теория демократического социализма, а основными ценностями – свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Решающим условием утверждения социализма и самой его сутью социал-демократия считает осуществление подлинной демократии во всех сферах жизни общества – политической, экономической, социальной и культурно-духовной. Политическая демократия должна обеспечить все права и свободы граждан, гарантировать существование парламентской системы, всеобщее избирательное право, многопартийность, право на оппозицию, господство закона, реальное участие граждан в управлении. Экономическая демократия призвана обеспечить гарантию использования богатств в интересах всего общества, утверждение контроля общества над экономикой, многообразие форм собственности, определяющую роль рынка, активное участие государства в развитии экономики, различные формы участия трудящихся в управлении производством и всем обществом. Социальная демократия по своей сути состоит в обеспечении социальных прав трудящихся (права на труд, права на образование, социальную поддержку, отдых и т.д.), в ликвидации всех форм дискриминации, эксплуатации человека, в гарантии условий для свободного развития каждой личности. Цели демократического социализма должны достигаться мирными средствами путём постепенной эволюции общества, с помощью реформ, классового сотрудничества, в рамках и при поддержке демократического, правового, социального государства.
В настоящее время социал-демократия сосредоточивает своё внимание на решении следующих проблем. Во-первых, она пытается определить такие направления экономического развития, которые бы не усугубляли экологическую обстановку, а открывали путь к сохранению окружающей среды. Во-вторых, в фокусе пристального внимания социал-демократов остаются вопросы модернизации производства с целью повышения его эффективности и решения проблем занятости. Значительное место она уделяет проблеме государственного регулирования экономики и развития рыночных механизмов, признавая при этом опасность чрезмерного вмешательства государства в сферу экономики и частной жизни граждан. В-третьих, учитывая значительные сдвиги в социальной структуре общества, социал-демократы большое внимание уделяют новым группам рабочих, которые связаны с передовыми отраслями производства, а также тем, кто занят в сфере услуг. Они считают справедливыми требования массовых движений (за мир, сохранение окружающей среды, движений женщин, молодёжи) и включают многие из этих требований в свои программы, налаживают диалог и сотрудничество. В-четвёртых, социал-демократы большое внимание уделяют проблемам международных отношений, актуальным глобальным проблемам. Они ясно осознают, что прогресс невозможен без обеспечения всеобщего мира. В-пятых, много внимания социал-демократы уделяют проблемам «третьего мира». Они признают бедственное положение этих стран и необходимость оказания им помощи для преодоления отсталости, поддерживают требования об установлении нового экономического порядка.
В идейно-политической борьбе широко используются религиозные идеи, нравственность, наука. Политическая идеология универсальна, она способна охватить самые различные области мысли, деятельности, поведения и определять их цели и средства.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем определяется значение политической культуры в функционировании политической системы общества?
2. Как политическая культура связана с культурой общества?
3. Под воздействием каких факторов формируется политическая культура общества?
4. Почему политическая культура изменяется медленно в отличие от других явлений общественной жизни?
5. Какую роль в функционировании общества играют традиции?
6. Вспомните примеры из истории России, когда традиция отвергала инновацию, а реформы превращались в контрреформы?
7. Какие традиционные черты характерны для политической культуры России?
8. Какие факторы оказали существенное влияние на формирование политической культуры в России?
9. В чем проявляется фрагментарный характер современной политической культуры России?
10. В чем проявляется взаимосвязь политики и идеологии?
11. Назовите основные современные идеологии и дайте им характеристики.