Типология социальных институтов
Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества. Он различает три основных типа институтов:
1. продолжающие род (брак и семья);
2. распределительные(или экономические);
3. регулирующие(религиозные институты и политические системы).
По мнению большинства социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков:
1. семейный - регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
2. политический- институты власти;
3. экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;
4. военный – осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;
5. образовательный- направленный на накопление и передачу знаний поколениям;
6. религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.
Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.
Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (500 тыс. лет) институт семьи. Религия (фетишизм, тотемизм) появляется 30 – 40 тыс. лет назад. Государство и образование 5 – 6 тысяч лет назад. Все социальные институты, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства. Неглавные институты называют общественными практиками или обычаями (дуэли).
Американский социолог Роберт Мертон (род. 1944г.) предложил различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции социальных институтов. Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Они формально заявлены, записаны в уставах, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу (законы об образовании, здравоохранении).
Латентные функциив отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу (завязывание прочных дружеских школьных связей).
Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы социальных институтов. Это наглядно представлено в Таблице 1. (Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.).
Таблица 1. Социальные институты в индустриальных обществах
Социаль-ный институт | Основные функции | Группы и организации | Ценности | Нормы |
Семья | Регулирование рождаемости, социализация и защита детей | Родственники, группы, объединенные родственными связями | Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, уважение к родителям | Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность |
Религия | Обсуждение загробной жизни; стремление соединиться с Создателем | Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации | Чтение Священного Писания, поклонение Богу | Посещать церковь, следовать учениям церкви |
Право | Поддержание социального порядка | Милиция, суды, тюрьмы | Суд присяжных, принцип презумпции невиновности | Правдивые показания, нормы доказа-тельного права |
Политика | Установление иерархии власти | Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии | Правило большинства, право голоса | Голосование как привилегия и право |
Экономика | Производство и распределение товаров и услуг | Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей | Зарабатывание денег, эффективное производство | Максимизация прибыли, упорный труд |
Образова-ние | Передача знаний и навыков из поколения в поколение | Школы, колледжи, университеты, студенческие советы, ассоциации | Академическая честность, хорошая успеваемость, | Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям |
Наука | Освоение окружающей среды | Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации | Объективные исследования, открытая публикация полученных данных | Применять научные методы, раскрывать полученные данные |
Рассмотрим подробнее несколько социальных институтов.
Институт семьи
Семья- это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся, уважают друг друга.
Самый распространенный тип семьи – нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). Нуклеарные семьи являются частью обширной сети родственных отношений.
Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга, включает бабушек, дедушек, сестер, их мужей, и др.
В зависимости от места проживания семьи различают на матрилокальную, когда супружеская пара переезжает к родителям жены, и патрилокальную, в случае переезда к родителям мужа. Большинство молодых людей предпочитаетнеолокальную модель – отделяются и живут не зависимо от родителей и прочих родственников.
При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. В третьем типе семейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах.
Одной из важнейших форм семейных отношений выступает брак. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией.
Эндогамия (от греч. слов: endon - внутри, gamos - брак) – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания.
Экзогамия (от греч. exo – вне) – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, с индивидами, не связанными кровным родством. Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по трем различным принципам:
Моногамия – один муж и одна жена;
Полигамией называется брак, объединяющий трех или большее число людей.
Полигиния – один муж и две или большее число жен,такая форма брака, распространенная в африканских и азиатских странах.
Полиандрия – два или более мужей и одна жена. Это редкая форма брака, встречающаяся на Тибете, в горном регионе. Полиандрия предотвращает в семье деление земли на участки. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа.
Семья выполняет несколько жизненно важных функций.
1. Продолжение рода.
2.Социализация (семья выполняет роль главного передатчика культурных норм).
3. Регулирование сексуальной активности.Законнорожденность – это форма включения ребенка в систему родственных отношений, которая определяет права новорожденного на заботу, наследование и воспитание.
4. Забота, защита и эмоциональная поддержка.
5. Придание статуса.При рождении дети наделяются социальной идентичностью родителей, приобретают расовую, этническую, религиозную и классовую принадлежность.
Институт религии
Религия – это социальный институт, специфика функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты. Как отмечает Э. Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими.
Мирское (профанное) – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни.
Священное (сакральное) – это то, что люди почитают, вызывающее трепет и благоговение.
В малых культурах обнаруживаются две формы религии — тотемизм ианимизм.
Тотемизм –поклонение видам животных или растений. Разновидность тотема - талисман.
Анимизм — это вера в призраков или духов.
В больших культурах, как правило, практикуется теизм. Теизм– вера в могущественных богов, которые требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма, веры в одного бога. Древнегреческая религия и индуизм (в Индии) представляют собой разновидности политеизма-веры во множество богов.
Три религии, оказавшие наиболее сильное воздействие на историю человечества — это иудаизм, христианство и ислам. Все они возникли на Ближнем Востоке.
Иудаизм - старейшая из трех религий; его возникновение относится примерно к 1000 году до н. э. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, рассматривая свою религию как единственно правильную.
Христианство -наиболее крупная мировая религия. Оно наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что по древнееврейски означало “помазанник” (с греческого-“Христос”), грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями.
Ислам -вторая по величине мировая религия, которая имеет общее происхождение с Христианством. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми.
На востоке наибольшее распространение получил индуизм – старейшая из всех великих религий, ядро которого сложилось около 6000 лет тому назад. Он представляет собой сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения.
К этническим религиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм. В этих религиях нет богов, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.
Церковь – это общепризнанная и прочно укоренившаяся религиозная организация значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь, важная черта которой – стремление к интеграции с обществом. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей.
Секта(от лат. Secta направление, учение) - тип религиозной организации, стоящей особняком от общества. Она имеет меньшие размеры и отличается менее сложной и формальной организацией. Секта объединяет, как правило, верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, (кальвинисты).
Отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Они основаны на харизматичной власти людей, способных превратить аудиторию людей в последователей. Секты и церковь отличаются друг от друга социальным составом своих членов.
Религиякак социальный институт выполняет в обществе следующие функции.
1. Мировоззренческая функция. Религия дает ответы на вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.
2. Компенсаторная функция. Дает ответы о смысле существования, дарует верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны.
3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, христиане”).
4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни.
5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей.
6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.
7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть оказывает поддержку конфессиям.
В структуру религиозных институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его
сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислите виды социальных связей.
2. Назовите основные черты и признаки социальных институтов.
3. Перечислите виды и функции социальных институтов.
4. Охарактеризуйте семью как социальный институт.
5. Определите основные функции семьи.
6. Перечислите типы семей.
7. Дайте характеристику института религии.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Развод как проблема ХХI века.
2. Современная семья: характеристика и типология.
3. Семья как социальный институт.
4. Наука как социальный институт.
5. Институт религии. Современный взгляд.
6. Церковь и секта. Основные отличительные признаки.
ТЕСТ № 4
1. Семья, основывающаяся не только на супружеских отношениях людей, но и на кровном родстве большого числа ее членов:
А) нуклёарная
Б) родственная
В) расширенная
Г) патрилокальная
2. Семья, в которой два поколения - родители и дети:
А) нуклёарная
Б) родственная
В) расширенная
Г) матрилокальная
3. Социальный институт, реализующий потребность в безопасности и социальном порядке:
А) институт брака и семьи
Б) политические институты, государство
В) экономические институты, производство
Г) военный
4. Форма брака, когда одна женщина имеет несколько мужей:
А) полиандрия
Б) полигамия
В) полигиния
Г) моногамия
5. Брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время):
А) моногамия
Б) полигамия
В) полигиния
Г) экзогамия
6. Социальный институт реализует потребность в решении духовных проблем:
А) институт брака и семьи
Б) политические институты, государство
В) институт религии
Г) военный
7. Биологическое воспроизводство населения - это функция...
А) репродуктивная
Б) сексуального регулирования
В) эмоциональная
Г) продолжение рода
8. Старейшая из трех мировых религий, возникновение которой относится примерно к 1000 году до н. э
А) ислам
Б) иудаизм
В) христианство
Г) индуизм
9. Теизм – это
А) вера в призраков или духов
Б) вера в могущественных богов, которые требуют поклонения
В) поклонение видам животных или растений
Г) религия, где особое значение придается этическим идеалам.
10. Вера в существование множества богов
А) политеизм
Б) монотеизма
В) теизм
Г) анимизм
ЛИТЕРАТУРА
1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Социология[Текст]: Учебник./Под ред. Д.Г. Лошакова. /В.Ю.Бельский, А.А.Беляев А.А. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 304 с.
2. Кравченко А. Социология: Общий курс [Текст]: Учебное пособие для вузов. /А.И.Кравченко. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.
3. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России [Текст] /С.С.Новикова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 464 с.
4. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. [Текст]: Учебник./ О.М. Рой.- СПб.: Питер, 2004. - 364 с.
5. Социология. [Текст]: Учебник для вузов/ А. И. Кравченко В. Ф. Анурин. 1-е издание. -М.: ТК Велби, Изд- во Проспект,2010 , 432 с.
6. Социология[Текст]: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. / Ю.Г., Волков В.И.Добреньков, В.Н.Нечипуренко, А.В.– Попов. - Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
7. Харчева В. Г. Основы социологии [Текст] : учебник / В. Г. Харчева. М. : КноРус : Логос, 2000. - 302 с.
8. Яковлев А.М. Социальная структура общества[Текст]: учебник. /А.М. Яковлев. – М.: Гардарики, 2003.-165с.