Дореволюционное конституционное (государственное) право
Для лучшего понимания современного состояния конституционного права необходимо рассмотреть исторические пути развития организации власти и состояния прав и свобод в России.
Первые конституционные идеи в правящих кругах России имели феодально-крепостнический характер и появились в XVIII в. (идеи А. Р. Воронцова, Н. И. Панина и др.). Однако необходимо вспомнить в условиях какого устройства государственной власти развивались эти и другие идеи.
Главной чертой власти в России являлся абсолютизм, то есть неограниченная власть монарха, самодержавие. Большинство историков признают, что предпосылки абсолютной монархии в России появились в обстановке острой политической борьбы второй половины XVI в. – в правление жестокого тирана Ивана IV Грозного. Система единовластия Ивана IV получила свое продолжение в годы правления новой династии Романовых. В XVII в. все реже стали созываться земские соборы (совещательный орган при царе), угасала роль Боярской думы (аристократический совет при государе). Тягчайшим государственным преступлением считалось помышление на честь, здоровье и жизнь монарха. Правонарушения (или только помысел) против монарха рассматривались как преступление против государства (делая государство и монарха неразрывными понятиями) и назывались «словом и делом государевым». При этом наказанию подвергали не только «изменников», но и членов их семьи, если они не доносили об этом. Так же в этот период усиливалось закрепощение крестьян.
Однако самый серьезный вклад в развитие абсолютизма как системы внес Петр I. В 1721 г. сенат присвоил ему титул императора, Петр сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранив от участия в государственных делах и патриарха и Боярскую думу, которые могли так или иначе противодействовать единовластию царя. Известная жестокость диктатора Петра I во многом была направлена на внушение подданным покорности для сохранения собственной неограниченной власти. Приемники Петра I (до Екатерины II) были вынуждены бороться с намерениями дворянских группировок покончить с абсолютизмом (к примеру, попытки ввести кондиции, то есть ограничения власти для будущей императрицы Анны Иоанновны). Однако притязания дворян не имели серьезных успехов – Россия оставалась абсолютной монархией.
В период «просвещенного абсолютизма» Екатерина II единолично возглавила центральный правительственный аппарат и лишь изредка созывала совет из выбранных ею крупных сановников. В этот период происходит еще большее закабаление крестьян в крепостную зависимость.
После убийства Павла I, император Александр I попытался провести либеральные реформы. С помощью М. М. Сперанского, готовился проект Конституции. Сперанский по поручению императора разработал план конституционной реформы, который он представил Александру в 1809 году. В 1810 году был учрежден Государственный совет, которому, по замыслу Сперанского, предстояло стать верхней палатой российского парламента. Однако Отечественная война 1812 года и вынужденная отставка реформатора Сперанского (под давлением консервативно настроенной аристократии) заставили монарха расстаться с этой идеей. Почти все проекты переустройства России остались на бумаге, в том числе и намерения освобождения крестьян. После победы над Наполеоном российское самодержавие сделало ставку на аракчеевщину, опасаясь недовольства народа-победителя своим положением.
Восстание декабристов в 1825 году сподвигло императора Николая I укрепить российскую государственность, вернув абсолютной монархии ее былую мощь. За время правления Николая I усилился полицейско-бюрократический аппарат государства. Была образована Собственная Его Императорского Величества канцелярия, в которой III Отделение – высшая политическая полиция, приобрело печальную известность. Попытки поддерживать существующий порядок без каких-либо преобразований и новшеств в социальном и экономическом направлениях, после поражения России в Крымской войне сделали очевидной несостоятельность политики Николая I.
Самодержавие в целях своего сохранения было вынуждено пойти на реформы «сверху». Отмена Александром II крепостного права в 1861 году неминуемо затрагивала множество проблем социально-политического характера. Поэтому вслед за крестьянской реформой последовали судебная, земская, городская и др. Но реформы не изменили характера власти. Самодержавие по-прежнему не допускало участия общества в разработке и осуществлении политических решений. В 1881 году Александр II, чтобы ослабить общественное напряжение, вызванное недовольством политикой правительства и усугубляемое террором народовольцев, поручил министру внутренних дел М. Т. Лорис-Меликову подготовить проект либерально-монархической конституции. Однако убийство императора 1 марта 1881 года помешало ему даровать Конституцию народу.
Последние Романовы не допустили превращения России в конституционную монархию. Половинчатые реформы Александра II были в значительной степени сведены на нет контрреформами Александра III.
Николай II, заняв трон, подтвердил приверженность единовластию. Однако революция 1905 года вынудила императора даровать Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года, а также акты 1906 года о выборах в Государственную Думу и о создании Государственного Совета. Манифест 1905 г. и законы 1906 г. положили начало квазиконституционному развитию России, был создан законосовещательный орган – Государственная Дума, стали действовать политические партии, провозглашалось расширение прав человека. Россия через трудности и ошибки освобождалась от абсолютизма, происходили неизбежные конституционные преобразования в направлении ограничения самодержавия и развития прав и свобод человека. Но спад революционного давления и неумение Николая II гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства усиливали общенациональный кризис. Разгон Государственной Думы первого и второго созывов, полное подчинение императору Государственного совета, восстановление смертной казни за политические преступления и прочее, сдерживали развитие России в нормальном ключе. Самодержавие не смогло справиться с кризисом, и после Февральской революции 1917 года монархия была упразднена.
1 сентября 1917 года Временное правительство провозгласило Россию республикой. Вопрос об организации власти должно было решать Учредительное Собрание, которое, однако, было распущено большевиками. После октябрьского переворота 1917 года, осуществленного большевиками свергнувшими Временное правительство, Россия окончательно свернула с пути нормального демократического развития, так и не став ни ограниченной монархией с избираемым парламентом и контролируемой исполнительной властью, ни демократической республикой.
Не смотря на то, что революция и последующий захват власти большевиками не позволили завершить конституционные преобразования, в дореволюционной России активно развивалась правовая наука, оказывавшая большое влияние на реформы государственного строя. В дореволюционной России существовало много направлений русской школы государственного права, среди которых необходимо выделить либерализм (представитель Б. Н. Чичерин), позитивизм (представитель Н. М. Коркунов), социологический позитивизм (представитель А. С. Алексеев). С приходом к власти большевиков наука государственного права перестала существовать, превратившись в служанку новой гораздо более жестокой диктатуры.