Управление мессианским царством
Господь Иисус Христос будет суверенным правителем тысячелетнего царства (Откр. 19:15-16; Ис. 9:6-7). Его власть будет всемирной (Пс. 71:8-11; Зах. 14:9-19; Матф. 11:27; 28:18), и Его правительство будет располагаться в Иерусалиме (Ис. 24:23; 2:3; Зах. 14:16-17; Матф. 5:35).
Администрация Господа будет включать Давида как царя Израиля (Иез. 34:23-24; 37:24-25; Иер. 30:9), Двенадцать Апостолов в качестве правителей отдельных колен Израилевых (Матф. 19:28), возможно, Апостола Павла как правителя языческих народов (Рим. 15:15-16) и евангельских верующих всех времен, занимающих меньшие посты в качестве награды (Откр. 2:26-27; 20:4; ср. Матф. 25:21; см. “Пророчество об оценке Иисусом Своей Церкви” выше). Очевидно, ангелы не будут иметь гражданской власти над обитателями земли.
Характер правления нашего Господа будет уникальным для человеческой истории (Ис. 11:1-5). Без ограничения обладая Святым Духом (Иоан. 3:34), Господь Иисус не будет нуждаться в человеческих советниках или консультантах. Он будет править с мудростью, справедливостью, верностью и строгостью, ибо Он будет наделен Святым Духом, который будет уполномочивать Его на все Его мессианские дела (Ис. 61:1-2). Бунт против Царя будет пресекаться немедленно и беспощадно (Ис. 65:20; ср. Матф. 5:29-30).
БЛАГОСЛОВЕНИЯ МЕССИАНСКОГО ЦАРСТВА
Наш греховный и беспокойный мир давно мечтал о земной утопии, но он никогда не был в состоянии воплотить ее в жизнь. Однако, ревность Господа сумеет достичь того, что не могут сделать грешные люди (Ис. 9:6-7).
Его духовные благословения
Все те, кто войдет в земное царство Господа при его начале, будут спасенными людьми, наслаждающимися всем тем, что сопровождает спасение (Иер. 31:31-34; Иез. 36:26-28). Дух Святой изольется на каждого (Иоил. 2:28-29), неся людям благословения Его многогранного служения. В начале все “познают” Господа тем знанием, которое исходит от личной связи с Богом (Иер. 31:33-34; Иоан. 17:3).
Этические благословения
С заключением сатаны и его демонических союзников в аду, больше не будет внешнего искушения или культурно-нравственного загрязнения на земле (Откр. 20:1-3). Однако, при этом, имея силу греха, обитатели земли с неискупленными телами будут грешить. Спасение через веру в Иисуса будет доступно для неспасенных, а средство очищения от греха будет под рукой для спасенных (Откр. 2:5; 1 Иоан. 1:9; ср. с приношением за грех у Иезекииля 43:19-27).[38] Слово Господне будет исходить их Иерусалима [возможно, через пророчество] и распространяться по всей земле (Ис. 2:3; ср. Иоил. 2:28). Оно будет стандартом для всех нравственных суждений и ценностей. Оно будет преподаваться детям, равно как и взрослым (Ис. 54:13; 2:3). Спасенные люди будут мотивироваться и наделяться возможностью повиноваться Господу (Иез. 36:27; Иер. 31:33). Кроме того, они будут иметь тонкую нравственную проницательность (Ис. 32:4-5; Мал. 3:18).
Его социальные благословения
Всякая война будет отменена навсегда (Пс. 45:10; Ис. 2:4; Мих. 4:3-4). Абсолютная социальная справедливость будет преобладать повсеместно (Пс. 71:4, 12-13; Ис. 11:4). Беспомощные и безнадежные будут омолаживаться (Ис. 35:5-6), и обо всех будут проявлять чуткую заботу (Ис. 40:11; 42:1-4; Зах. 8:1-8). С удалением вавилонского проклятия Бога будет один вселенский язык (Соф. 3:9; ср. Быт. 11:1-9).
Его политические благословения
Хотя Израиль, жена Господа [Яхве], будет превознесен превыше всякого народа (Пс. 46; Ис. гл. 60), язычники будут также обильно благословлены (Рим. 11:11-12; Мих. 4:1-7). Царь не только будет принимать мудрые, беспристрастные политические решения, которые послужат ко благу человечества, но также будет способен претворять их в жизнь (Ис. 2:3-4; 11:2-5; Иер. 23:5-6). Народы будут жить вместе в вечном мире и наслаждаться беспрецедентным благосостоянием, если будут почитать своего Царя (Зах. 14:16-18).
Его физические благословения
Каждый человек будет наслаждаться здоровьем и долголетием, а спасенные будут жить на протяжении всего миллениума (Ис. 35:5-6; 33:24; 65:22). При том, что обитатели земли будут переживать естественные процессы размножения, рождения и развития, они не будут умирать, если не будут неисправимыми грешниками, отказывающимися подчиняться власти Царя (11:4; 65:20; Иер. 31:30). Все неспасенные, которые будут еще живы к концу миллениума, умрут в последнем восстании (Откр. 20:7-9). По-видимому, всех тех опасностей и болезней, которые мы переживаем в своем нынешнем человеческом опыте, не будет существовать в период тысячелетнего царства (Иез. 34:23-31; Пс. 90:10-12; Ис. 11:9; 65:23-25).
С удалением Эдемского проклятия, пустынные и разрушенные районы будут восстановлены и населены (Ис. 61:4), животные будут пребывать в мире друг с другом и человеком (Ис. 11:6-8; Ос. 2:18; Иез. 34:25), земля будет более плодородной (Ис. 32:13-15; 35:1-2; Иез. 34:4-11, 29-30; Ам. 9:13). Таким образом, тяжесть труда будет устранена (ср. Быт. 3:17-19). Будет больше дождей и новых источников воды в пустынных районах (Иоил. 2:23; Ис. 35:6-7; 32:15). Естественный свет будет также усилен (Ис. 30:26; 60:19-20). Топография Палестины [а, возможно, и всей земли] будет изменена с подпиткой Мертвого моря водой реки, вытекающей из Иерусалима, что превратит его в море, поддерживающее жизнь (Зах. 14:10; Иез. 47:1, 8-12; “море” в ст. 8—Мертвое море; “море” в ст. 10—Средиземное).
ПОКЛОНЕНИЕ В ПЕРИОД МЕССИАНСКОГО ЦАРСТВА
Люди будут поклоняться Господу повсюду (Мал. 1:11), но формальное поклонение будет соблюдаться в Иерусалиме, городе Царя (Зах. 6:12-13; 14:16-17; Иер. 33:15-18). Иезекииль, судя по всему, дает детали по поводу храма миллениума (главы 40-43), служения в святилище (главы 44-46), реки жизни (47:1-12), границ земли Израильской (стихи 13-21) и уделов колен (главы 47-48). Богослужения будут включать приношения и празднования, подобные ритуалу Моисееву (Иер. 33:18; Иез. 43:18-27; 45:21; 46:4). Подобно Вечере Господней, эти приношения и праздники, похоже, имеют памятное и символическое значение, отмечая различные аспекты искупительной работы нашего Господа и ее пользы поклоняющемуся. Они будут напоминать верующим об этой искупительной работе и о том, что они обязаны должным образом применять ее ценность к своим нуждам (ср. 1 Кор. 11:24-26; 2 Кор. 7:1; 1 Иоан. 1:9). Будет существовать священство с Господом Иисусом в качестве Первосвященника (Евр. 5:5-6; Зах. 6:13). К людям, пренебрегающим формальным поклонением Господу в Иерусалиме, будет применяться божественное наказание (Зах. 14:16-19).
КОНЕЦ МЕССИАНСКОГО ЦАРСТВА
Восстание сатаны
Царство Господа завершится со всемирным восстанием под руководством сатаны, по освобождении последнего из бездны (Откр. 20:7-10). Как мы увидели, за эту тысячу лет будут рождаться люди, которые не уверуют в Иисуса как своего Спасителя от греха. К концу этого времени Бог освободит сатану и его демонов из бездны и использует их для отбора тех неверующих, которые еще живут на земле. Сатана поведет их против Иерусалима, где они будут уничтожены божественным огнем с Неба и брошены в озеро огненное.
Ссылка на “Гога и [его людей] Магога” (Откр. 20:8), похоже, говорит о неспасенных обитателях земли, которые примут участие в этом восстании. Хотя, на мой взгляд, эти имена не имеют отношения к пророчеству Иезекииля в главах 38-39 и использованы для описания этих повстанцев, которые имеют те же самые силу зла и характер, что и “зверь” [Гог] и его союзники, которые захватывали Палестину много лет назад, в середине и в конце периода скорби (Дан. 9:26; 11:40-45).
Это восстание навечно продемонстрирует тот факт, что неспасенные люди неизлечимо злы и неспособны исправить свое падшее духовное состояние. Несмотря на совершенное правительство и обстановку, свободную от искушений, они все равно нуждаются в рождении свыше. Их развращенность проявится в их восстании против Господа, несмотря на Его справедливое и благодетельное правление. Без возрождения люди остаются грешниками и пребывают вне духовного царства Бога. Их наследственная расположенность ко греху и греховный характер все те же, что и у их духовного отца, сатаны (Иоан. 8:44; Еф. 2:1-3). Это восстание продемонстрирует также, что призыв Бога ко спасению имеет силу, в том смысле, что без него никто не был бы спасен. Неспасенные люди не имеют естественной склонности и воли уверовать в Иисуса и Его искупительную работу для их спасения (Иоан. 5:40; 3:20; Рим. 3:11).
Растворение вселенной
Сразу же после этого восстания и его подавления, Бог произведет растворение существующей вселенной (2 Пет. 3:10-13; Матф. 24:35; Откр. 20:11; 21:1). На то, что это растворение, а не очищение, указывают слова “прейдут” (2 Пет. 3:10) и “миновали” (Откр. 21:1), а также “разрушатся” или “растают” (2 Пет. 3:10-12). По-видимому, нынешняя вселенная возвратится к бесформенной энергии, из которой Бог сотворит новое небо и новую землю (2 Пет. 3:13; Откр. 21:1). Помните о том, что сила греха не является унаследованной частью нынешней вселенной. В настоящее время эта сила привязана к падшим ангелам и человеческим обитателям земли.
Имея в виду это растворение, Апостол Петр призывает своих читателей жить святой, благочестивой жизнью, “ожидая и желая пришествия Дня Божия” с его “новым небом и новой землей, на которых обитает праведность” (2 Пет. 3:11-13).
ПРОРОЧЕСТВО О ВОСКРЕСЕНИИ НЕСПАСЕННЫХ И СУДЕ НАД НИМИ
Воскресение и наказание неспасенных людей будет последней частью мессианской работы нашего Господа по отношению к нынешнему порядку вселенной (Откр. 20:11-15; ср. 1 Кор. 15:25-26; Иоан. 5:28-29). Сюда войдет также наказание Им падших ангелов, или демонов (Иуд. 6; 1 Кор. 6:3; 2 Пет. 2:4). Давайте рассмотрим это наказание более подробно.
СЦЕНА ЭТОГО СУДА (Откр. 20:11)
С исчезновением неба и земли (Матф. 24:35; 2 Пет. 3:10-13), мы видим “великий белый престол,” который отражает внушающее страх величие и поглощающую праведность Бога. Сидящим на нем будет Господь Иисус Христос, Судия вселенной (Иоан. 5:22; Деян. 10:42; 17:31).
ПОДСУДИМЫЕ НА ЭТОМ СУДЕ (Откр. 20:12-13)
Они называются “мертвыми”, хотя были воскрешены (Иоан. 5:28; Деян. 10:42; Откр. 20:5а). Это те неспасенные, которые, находясь во грехах своих, все еще духовно мертвы по отношению к Богу (Еф. 2:1; 4:18). Их личности и нематериальные части их человеческой природы извлечены из ада и воссоединены со своими телами, отданными морем и смертью (Откр. 20:13). Независимо от места их пребывания в их прежней земной жизни, все они одинаково предстанут пред Господом, и им негде будет укрыться.
Природа воскрешенного тела неспасенных людей по-видимому будет подобна природе спасенных (Матф. 25:46, см. “Воскресение человека” в разделе Антропология ). Реорганизованная без силы греха и наследственной испорченности, эта природа будет приготовлена к вечной жизни в озере огненном.
ДОПРОС НА ЭТОМ СУДЕ (Откр. 20:12-13)
Целью этого суда не является определение духовного состояния людей и их предназначения. Они были определены еще во время их земной жизни (Иоан. 3:36). Однако, обладая самоопределением и нравственным сознанием, все неспасенные люди будут отвечать перед Господом за свое поведение и получат то, что им причитается по справедливости (Рим. 2:6).
Неспасенные будут судимы по написанному в определенных книгах, которых существует три вида (Откр. 20:12): первый—те, в которых содержится полная и точная запись поведения этих людей в течение всей жизни; второй—Писания, определяющие принципы божественных приговоров (Рим. 2:2, 6, 11), абсолютный стандарт нравственного поведения (3:20),[39] основные обязанности людей по отношению к их Творцу (Рим. 1:18-21; Деян. 17:24-29) и путь спасения (стихи 30-31; Иоан. 20:31; 2 Тим. 3:15); и третий—”книга жизни,” регистрирующая всех спасенных (Откр. 20:15; Фил. 4:3; Откр. 3:5; 13:8; 17:8; 21:27; 22:19).
С записью их дел, открытой перед ними, неспасенные будут отвечать за полный итог своей жизни в сознательном возрасте—свои поступки (Рим. 2:6), слова (Матф. 12:36-37), мысли (1 Пар. 28:9; Евр. 4:12), тайны (Рим. 2:16), мотивы (Евр. 4:12), упущения (Иак. 4:17), отношения (Еф. 5:3-6) и реакцию на самооткровение Бога (Рим. 1:18) через Его дела (стихи 19-20) и слова (Иоан. 3:18; 5:45-47; 12:48). Их память подтвердит, что эта запись истинна.
ПРИГОВОР ЭТОГО СУДА (Откр. 20:12-15)
Поскольку приговор будет вынесен в соответствии с делами людей (Откр. 20:12-13), каждый человек получит то, что ему должно. Хотя все они разделят одно и то же назначение и одну и ту же участь (Матф. 25:41, 46), подобно людям, определенным в одну и ту же тюрьму, при этом степень суровости наказания будет разной, в соответствии с мерой вины (Матф. 10:15; 11:21-24; Лук. 12:47-48; Рим. 2:5-6). Мера вины будет определяться количеством света, или знания истины Божией, полученной человеком (2 Пет. 2:21), и злонамеренностью его греха (Марк. 14:21). Хотя никто не будет невиновен (Рим. 1:18-20; 3:19), некоторые окажутся согрешившими против большего света, нежели другие. Досконально зная каждого человека и его жизненные обстоятельства, Судья произнесет справедливый приговор в отношении каждого человека (Иоан. 2:25; Откр. 19:11; Быт. 18:25).
Всякий, чье имя не записано в книге жизни, будет брошен в озеро огненное, что называется “второй смертью” (Откр. 20:14-15). Первая смерть человека завершает его путь на земле, с отделением его нематериальной человеческой природы от его тела (Иак. 2:26). Посредством этой “второй смерти” неспасенные войдут в вечное состояние абсолютного отделения от Бога в неизменном страдании и ужасающей изоляции (Матф. 25:46; 2 Фес. 1:9; Откр. 14:10-11).
Утверждение, что смерть и ад[40] были повержены в озеро огненное (Откр. 20:14) указывает на то, что они больше не нужны. “Смерть” олицетворяет физическую смерть и могилу, вместилище мертвых тел, тогда как ад представляет вместилище личностей и нематериальных человеческих природ неспасенных людей после их физической смерти. Когда неспасенные будут воскрешены, эти вместилища будут отброшены за ненадобностью, и последний враг, физическая смерть, будет навеки истреблен (1 Кор. 15:25-26). Будучи привязана к телу (Рим. 7:17-18), сила греха, пребывающая в людях, перестает существовать вместе с их физической смертью. Ни грех, ни его плод, физическая смерть, не войдут в состояние вечности.
ПРОРОЧЕСТВО ОБ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ ВЕЧНЫХ
СОСТОЯНИЯХ ЧЕЛОВЕКА
День Господень завершится с уходом нынешней вселенной и осуждением неспасенных. Вслед за этим наступит День Божий, который будет длиться вечно (2 Пет. 3:12; ср. 1 Кор. 15:28).[41] Состояние вечности начнется с сотворения новой вселенной и ее порядка (2 Пет. 3:13; Откр. 21:1). Два аспекта вечного состояния являются предметом пророчества: окончательное состояние спасенных и окончательное состояние неспасенных. Оба эти состояния будут длиться вечно (Матф. 25:46). Давайте подробнее рассмотрим их.
ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СПАСЕННЫХ
Их обитание
Искупленные будут обитать с Богом вовеки на вновь сотворенной земле, где не будет моря (Откр. 21:1, 3). Местом их пребывания будет новый Иерусалим, который сойдет с Неба на землю (стихи 2, 9, 10). На протяжении человеческой истории народ Божий ожидал этого города, который предоставил бы им вечный безопасный дом (ср. Евр. 11:10, 13-16; 13:14; Откр. 3:12; Иоан. 14:1-3).
Апостол Иоанн описывал этот город, как имеющий форму куба (Откр. 21:16), со сторонами длиной приблизительно по 2220 км. Он сделан из чистого золота (ст. 18), окружен стеной из ясписа высотой около семидесяти метров (ст. 17). Стена эта покоится на двенадцати основаниях, которые ярко украшены драгоценными камнями (стихи 14, 19-20). Стена имеет двенадцать входов, по три на каждой стороне, и каждый из них имеет ворота, сделанные из одной жемчужины (стихи 12-13, 21). На каждых воротах стоит по ангелу, и написано имя одного из колен Израилевых (ст. 12). Посреди города находится широкая центральная площадь [в русском переводе—”улица”] из чистого золота (ст. 21), через которую протекает река воды жизни (22:1-2). Эта река исходит от престола Бога, чтобы орошать дерево жизни, которое разделяет ее. Питаемое водой жизни, дерево жизни будет вечно продлевать жизнь всем тем, кто ест от него (ср. Быт. 2:9; 3:22; Откр. 2:7). Этот город не будет иметь здания храма или внешнего источника света (Откр. 21:22-23; 22:5), ибо Бог Отец и Господь Иисус являются его Храмом и Светом. Безбожникам [неспасенным] никогда не будет позволено войти в его открытые ворота (21:25-27), и там не будет ни ночи, ни проклятия (стихи 25; 22:3).
Их переживание
Если присутствие Святого Духа и благословения Его служений в нашей жизни являются предвкушением нашего будущего (Еф. 1:14), то какие чудесные вещи Бог приготовил для Своего народа (1 Кор. 2:9; 1 Пет. 1:4)! Писания открывают, что искупленные будут иметь беспрепятственное общение с Богом (Откр. 21:3), что все будет новое (стихи 4-5), и что там будет абсолютная безопасность (Евр. 12:28), новое знание (1 Кор. 13:12), отдых от нынешних испытаний и трудов (Евр. 4:9; Откр. 21:4), бесконечное наслаждение (Пс. 15:11), любящее дружеское общение (Иоан. 14:3; 1 Фес. 4:17), удовлетворение всякого желания (Откр. 21:6) и непрестанное поклонение (5:11-14).
Это не значит, что вечность обещает быть похожей на долгое церковное служение. Фраза “грядущие века” (Еф. 2:7) предполагает, что Господь и Его народ будут вовлечены в новые программы, или рабочие проекты, которые пока не открыты. Имея природу, подобную человеческой природе Иисуса, Его люди будут всецело заняты Его интересами, переживать Его чувства, иметь Его понимание и мастерство и пребывать в совершенном согласии с Его решениями (см. Приложение Ц: “Человеческое тело-решетка”). Кроме того, слово “века” указывает на время. Будучи творениями, мы всегда будем переживать время, связанное с последовательностью событий.
ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕСПАСЕННЫХ
Их обитание
После осуждения неспасенных, таковые будут брошены в озеро огненное (Откр. 20:15), или геенну (Матф. 10:28; 23:33), место, изначально приготовленное для сатаны и его ангелов, или демонов (25:41). Геенна описывается как место, горящее огнем (Марк. 9:43; Откр. 20:15) и место тьмы (2 Пет. 2:17; Иуд. 13), червей (Марк. 9:48) и сознания отсутствия Бога (Матф. 7:23; 2 Фес. 1:9; ср. Матф. 27:46). Поскольку “зверь,” лжепророк и сатана будут ввержены в озеро огненное до растворения нынешней вселенной (Откр. 19:20; 20:10; 2 Пет. 3:10), геенна должна быть божественным образом сохранена от этого всеобщего растворения.
Их переживание
Неспасенные люди будут переживать в геенне различного рода умственные или чувственные мучения, включая неудовлетворенные желания, одиночество, безнадежность и беспокойство. Там будут осознанное страдание и мучение (Откр. 14:10-11; Рим. 2:8-9), плач и скрежет зубов (Матф. 13:42), полное одиночество (2 Фес. 1:9), поругание и посрамление (Дан. 12:2), полная погибель (Матф. 10:28)[42] и ужас бесконечной тьмы (Иуд. 13). Похоже на то, что в геенне не будет никаких общественных связей с другими. Там будет только ужасное переживание вечного гнева Божия (Откр. 14:10-11; Рим. 9:22) и чувство оставленности (Матф. 7:23).
Их длительность
Будучи осуждены как грешники (Рим. 5:12, 19; Иоан. 3:18), неспасенные будут переживать вечное наказание (Матф. 25:46; 2 Фес. 1:9; Откр. 14:9-11). Их погибель [дословно “разрушение” как во 2 Фес. 1:9; Матф. 7:13, см. сноску 42] не будет потерей присущего им существования, но будет представлять собой потерю значимого и целенаправленного существования, как в случаях с прорванными винными мехами (Лук. 5:37), гибельным серебром (Деян. 8:20) и использованным миром (Матф. 26:7-8, “трата”). Их личностное разрушение, наряду с их наказанием, будет продолжаться вечно (Иоан. 3:16, 18; Матф. 25:46).
Растущее число евангельских христиан принимает небиблейские, сентиментальные взгляды по поводу вечного будущего неспасенных людей, подобные следующим. Первый из них гласит, что неспасенные люди, особенно те, кто никогда не слышал Евангелия, будут после смерти иметь возможность уверовать в Иисуса как своего Спасителя; а второй—что нераскаявшиеся подвергнутся аннигиляции и исчезновению, а не вечному страданию.
Эти человеческие настроения не выражают чувства справедливости Божией. Искупительная любовь Бога по отношению к миру была безгранично проявлена в том, что Он отдал Сына Своего в жертву за грехи человечества (Иоан. 3:16; 1 Иоан. 2:2). Для Бога произвольно освободить грешников от уголовного наказания, без того, чтобы они уверовали в Спасителя и Его жертву, значит нарушить справедливость и нанести оскорбление Спасителю. Не существует никакого библейского свидетельства о том, чтобы кто-либо мог получить спасение после смерти. Смерть закрывает возможность для человека, чтобы тот мог уверовать в божественное откровение по поводу спасения. За пределами этой жизни для неспасенных существует только вечное наказание (Евр. 9:27). Ныне—день спасения, отсюда крайняя необходимость в евангелизме (2 Кор. 6:2).
УМЕСТНЫЕ ВОПРОСЫ
Человек не может размышлять об этих окончательных состояниях, не сталкиваясь с несколькими вопросами.
Каким образом вечное предназначение погибших совместимо с любовью Божией?
Атрибуты Бога имеют свои области проявления; поэтому, Его любовь не может не принимать во внимание Его святость и справедливость, которые требуют, чтобы неспасенный заплатил долг за свои грехи (Лук. 19:41-44). Любовь Бога Отца была выражена до бесконечной степени в том, что Он отдал Своего Сына за грехи человечества (Иоан. 3:16). Все, кто отвергает эту любовь, должны понести Его гнев (ст. 36).
Будут ли неспасенные в конце концов уничтожены?
Нет, они будут переживать вечное существование и осознанное страдание (Матф. 25:46; Откр. 14:11).
Будут ли неспасенные в конце концов спасены?
Нет (Матф. 25:46). Когда Апостол Павел писал о примирении всех вещей с Богом (Кол. 1:20), он не ссылался на неспасенных, которые сейчас находятся под [внутри] землей в аду.
Как можем мы, спасенные, быть счастливы, зная, что наши неспасенные родственники и друзья страдают в аду?
Поскольку мы будем подобны Господу Иисусу (1 Иоан. 3:2), мы будем относится к этим людям так же, как Он. Наши естественные связи с этими людьми будут прерваны (Откр. 21:4). Мы будем понимать всю огромность их грехов и примем справедливость Бога в том, каким образом Он накажет их.
Отправятся ли в ад люди, которые никогда не слышали об Иисусе?
Да, ибо имея постоянное свидетельство общего божественного откровения, они не имеют оправдания (Рим. 1:18-20). Неспасенные люди уже осуждены за свои грехи (5:18; 3:9-19). Если бы люди, которые никогда не слышали Евангелия, надлежащим образом отреагировали на общее откровение Бога в природе и попытались найти Его, со временем они встретились бы с Евангелием, подобно Корнилию, чтобы они спастись (см. Деян. гл. 10). В этом и заключается использование Богом евангельских миссий.
Отправляются ли люди в ад по причине первородного греха Адама?
Я верю, что нет. При том, что все люди осуждены по причине его греха (Рим. 5:18), к тем, кто умирает до достижения нравственного сознания и способности отреагировать на Евангелие, в момент их смерти божественным образом применяется ценность искупительной работы Иисуса, и они становятся спасенными (ср. Матф. 18:14). Люди отправляются в ад вследствие своих фактических грехов, одним из которых является отвержение ими самооткровения Бога. Всякий человек, желающий получить спасение в этой жизни, может уверовать в Спасителя и Его искупительную работу, ибо Иисус умер за все человечество (Иоан. 3:16; 1 Иоан. 2:2).
Будут ли люди продолжать грешить в аду?
Я верю, что нет. При том, что наказание за их грехи будет длиться вечно (Матф. 25:46), сам по себе грех, как сила и как действие, по всей видимости, прекращается в людях со смертью их тела, в плоти которого он пребывает (Рим. 7:17-18). Нет никакого свидетельства в Писаниях, указывающего на то, что люди продолжат грешить после смерти. Поразительным примером изменившегося отношения и участия является богач в аду (Лук. 16:27-30). Люди, находящиеся в аду, будут полностью подчинены власти Иисуса (Фил. 2:11) и примут справедливость своего наказания (ср. Лук. 23:41). Без влияния искушения извне или изнутри, они больше никогда не восстанут против Бога. Описание погибших в Откровении 21:8, 27, похоже, ссылается на их нравственный характер во время их прежней жизни на земле, который останется на их репутации навсегда. Это не обязательно значит, что они будут продолжать делать эти вещи вечно. Я не рассматриваю грех как вечную силу, или принцип. Он имел определенное начало и будет иметь очевидное завершение.
Излишне говорить, что сейчас о вечном состоянии ничего не может быть известно иначе, чем из того, что Бог открыл в Писаниях. Он дал нам всю информацию, которую нам необходимо знать в данный момент. Реальность этих вещей настолько превосходит наш нынешний опыт, что от большего откровения нам не было бы особой пользы. С другой стороны, Бог открыл достаточно, чтобы показать неспасенным их нужду в принятии Спасителя и мотивировать нас, спасенных, к пребыванию в общении с Ним, доколе Он не призовет нас в славу (Втор. 29:29; Иоан. 15:14-16).
Если вы не являетесь подлинно рожденным свыше христианином, тогда крайне важно, чтобы вы повиновались повелению Бога веровать в Евангелие. Эта вера—больше чем просто умственное согласие с фактами об Иисусе. Это—поверить в Иисуса как своего Спасителя от греха и принять прощение Божие и дар новой жизни (1 Иоан. 3:23; Иоан. 20:31; см. “Участие человека в применении спасения” в разделе Сотериология).
Сам Господь Иисус заявлял о необходимости быть рожденным свыше (Иоан. 3:7). В контексте Его слов мы находим, что есть две вещи, препятствующие людям войти в Небо: их неспособность попасть туда своими силами (стихи 3-6) и их ответственность перед Богом за свои грехи (стихи 9-12). Наше естественное рождение приготовляет нас к жизни на земле, но оно не готовит нас к жизни на Небе. Мы не можем физически оставить землю без какой-либо системы обеспечения нашей земной жизни. Через рождение свыше Бог изменяет нашу человеческую природу [по-видимому, тело], так чтобы Его люди могли жить с Ним на Небесах. Более того, в своем естественном состоянии все люди являются грешниками, находятся в долгу перед Богом и должны понести наказание за свои грехи, которое представляет собой смерть и ад (Рим. 6:23). Нет такого способа, с помощью которого кто-либо мог бы избавиться от этого долга и жить (Матф. 25:46).
В Своей великой любви и благодати Бог Отец послал Сына Своего на землю, чтобы Он стал нашим Спасителем (Иоан. 3:14-16). Сын принял на Себя безгрешную человеческую природу, позволил нечестивым людям распять Себя, и понес наши грехи, претерпев крест (1 Пет. 2:24). Будучи соделан грехом, Он умер за нас, и Его пролитая кровь была божественным образом принесена (2 Кор. 5:21; Рим. 5:8). Его воскресение продемонстрировало Его действенность в предварительном разрешении вопросов с нашими грехами и умиротворении гнева Божия против нас (Рим. 1:4; 4:25; Деян. 4:10-12). На основании Его искупительной работы, Бог теперь способен спасать всякого, кто возлагает свою веру на Иисуса для своего освобождения от вины, разрушения и рабства греха.
Апостол Павел утверждал, что сердцем мы веруем к праведности, а устами исповедуем ко спасению (Рим. 10:10). Сердечная вера вовлекает решение всего нашего существа. С учетом изменененного отношения к Богу и самому себе это значит—принять решение уверовать в Иисуса и Его искупительную работу для спасения и внутренне осуществить это решение, уверовав в Него. Внешне человек выражает свою внутреннюю веру через молитву к Богу, исповедание того, что он является грешником, и принятие Спасителя верою. Бог сразу же отвечает на такую молитву, применяя к верующему в Евангелие ценность искупительной жертвы Иисуса, прощая его грехи, освобождая его от вины, разрушения и рабства греха и приводя его к личным отношениям с Собой. Если вы не принимали этого решения и не уверовали в Спасителя, я призываю вас сделать это сейчас. Если вы сделали это и имеете уверенность в своем спасении на основании Слова Божия, поблагодарите Его за спасение и заново предоставьте себя Ему, чтобы Он мог использовать вас для славы Своей в этом мире. Однажды вы будете рады, что сделали это.
Человек не может размышлять о вечном предназначении неспасенных, не будучи побуждаем поделиться Евангелием с теми, кого он любит, и со своими знакомыми, не говоря уже о незнакомцах и неизвестных массах человечества. Апостол Павел испытывал это бремя в отношении неспасенных и стремился к тому, чтобы убедить их с помощью Евангелия (2 Кор. 5:11; Рим. 1:13-16; 10:1). Если бы мы увидели ребенка на пути у приближающегося автомобиля, разве бы мы не постарались, если бы это было возможно, уберечь его от опасности? Дай нам Бог сердце нашего Спасителя, который пришел, чтобы взыскать и спасти разрушенное грехом (Лук. 19:10), даже ценой неописуемого страдания и самой жизни! Да не стыдимся мы впредь Евангелия, которое есть сила Божия ко спасению, но смело, вежливо и радостно да делимся благой вестью с окружающими нас, а при наличии водительства Божия,—и в обширых районах, находящихся за пределами нашего узкого горизонта. Да пребудем мы в такой близости к Спасителю, чтобы другие люди увидели Его в наших отношениях, словах и поступках, и пожелали иметь Его любовь, силу, радость и мир в своей жизни. Дорогой читатель-христианин, ваши дни сочтены; в лучшем случае, время коротко; Господь при дверях. Отдайте свое сердце Ему сегодня, помышляйте о горнем и занимайтесь Его делами, доколе Он придет.
Повторение Эсхатология
В чем заключаются два основных метода толкования пророчества?
Какой метод предпочитает автор? Почему?
Каковы несколько практических доводов в пользу изучения пророчества?
Почему лучше говорить о приходе Иисуса за Церковью как о Его возвращении, а не как о Его втором пришествии?
Где в Новом Завете дается больше всего деталей о Его возвращении за Церковью?
Где Церковь встретится с Господом по Его возвращении?
Какие благословенные события будут переживать спасенные, когда Господь вернется за Церковью?
Опишите свойства и конституцию измененного тела евангельского верующего.
Какие особенности славы Христа разделят спасенные люди?
Какое наследство они получат? Какое наследство они имеют уже теперь?
Что значит войти в жизнь вечную?
Кратко объясните различные взгляды по поводу времени восхищения Церкви относительно периода скорби.
Почему автор предпочитает взгляд “довеликоскорбного восхищения”?
Какое влияние должна оказывать на нас перспектива внезапного возвращения Господа?
Почему евангельские верующие должны предстать пред судилище Христово?
Где и когда произойдет эта оценка?
Что Господь подвергнет исследованию в нашей жизни? Каким регулирующим принципам Он будет следовать?
Какое описание этой оценки дает Апостол Павел в 1 Коринфянам 3:13-15?
Как выглядят полезные награды? Бесполезные награды?
Каким образом наше согрешение влияет на получение полезных наград, даже если мы разобрались с ними через покаяние и исповедание?
Какому критерию будет следовать Господь во время этой оценки? В каком плане это может быть полезно нам сейчас?
В чем цель периода скорби?
С помощью каких трех событий Господь достигнет этой цели?
Когда начинается семидесятая “седьмина,” описанная в девятой главе Даниила? Что завершает ее?
Когда будет происходить служение 144000 еврейских евангелистов? В чем заключается их весть?
Когда наступает время служения двух свидетелей Божиих? В чем цель их служения?
Почему эти два свидетеля не проповедуют Евангелие в своем служении?
Назовите три серии божественных наказаний, которые будут освобождены в период скорби. Какие из этих наказаний являются проявлениями божественного гнева?
Когда сатана будет ограничен пределами земли?
Каких двух людей сатана будет использовать для осуществления своих дел во второй половине периода скорби?
Кто под руководством сатаны будет мировым политическим лидером? Религиозным лидером?
Что выглядит необычным в отношении этих двух человек?
Опишите карьеру “зверя, выходящего их моря” в первой половине периода скорби.
Когда “зверь, выходящий из моря” подтвердит мирный договор с Израилем? Нарушит этот договор?
Каких иудеев сатана убьет в первую очередь, после того, как будет ограничен пределами земли?
Почему сатане не удается уничтожить избранный иудейский остаток?
Какую роль играет лжепророк в программе сатаны во второй половине периода скорби? Какие обитатели земли откажутся подчиняться ему?
Какое событие приведет Господа к возвращению на землю, чтобы разобраться с врагами Израиля?
Какие текущие события, относящиеся к Израилю сегодня, указывают на близость периода скорби?
На какое место придет Иисус по возвращении на землю? Кто придет с Ним?
Что за люди принимают участие в битве при Армагеддоне?
Кто победит в этой битве? Чем эта битва будет необычна?
Какой суд Иисус будет проводить после этой битвы? В чем будет цель этого суда?
Как поступит Господь с кающимся остатком Израиля?
Опишите вселенское царство Бога Отца и мессианское посредническое царство Господа. Как долго будет длиться каждое из этих царств?
Опишите царство Господа в его нынешней форме и его будущей форме.
Назовите пять целей земного мессианского правления Господа.
Какого рода люди будут гражданами царства Иисуса?
Передайте административную организацию тысячелетнего царства.
Опишите благословения тысячелетнего царства. Опишите поклонение во дни царства.
Почему люди будут нуждаться в спасении во дни царства?
Каким образом завершится мессианское царство Господа?
Что продемонстрирует восстание сатаны относительно нужды людей в спасении?
Что произойдет с сатаной?
Когда нынешняя вселенная придет к своему концу? Как она завершится?
Каким образом правление Иисуса будет продлено навсегда?
В чем цель суда у великого белого престола?
Что такое ад? Что такое озеро огненное?
Что будет последним местом обитания спасенных, и что они будут переживать?
Что будет последним местом обитания неспасенных, и что они будут переживать?
Почему автор думает, что люди не будут грешить в геенне?
Как долго будет продолжаться существование спасенных и неспасенных?
Что будут делать неспасенные на протяжении всей вечности?
Каким образом любовь Божия была выражена по отношению к неспасенным?
Как может любящий Бог допустить, чтобы неспасенные люди страдали вечно?
Каково ваше вечное предназначение? Спасены ли вы?
Предупреждаете ли вы других об этом наказании?
[1] См. F. H. Barackman, How To Interpret The Bible [Grand Rapids: Kregel Publications, 1991], сс. 79 и ниже; Paul Lee Tan, The Interpretation of Prophecy [Winona Lake: BMH Books, Inc., 1974] и J. Dwight Pentecost, Things To Come [Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1965], сс. 1-63.
[2] Данный метод придерживается взгляда, что в Писаниях существует совершенное согласие между частями, составляющими полное откровение божественной истины. Поскольку полное откровение конкретной доктрины превосходит то, что дает каждый отдельный отрывок, нам следует стремиться к пониманию того, что вся Библия говорит по поводу данного учения.
[3] См. схему “Пророческое будущее” в конце этого раздела.
[4] Я предпочитаю использовать фразу “второе пришествие” для ссылки на второй приход Господа на землю, а не на Его пришествие за Своей Церковью. При Своем втором пришествии Он возвратится на землю, чтобы находиться на ней в течение какого-то времени, как Он сделал много лет назад при своем первом пришествии. Я также не рассматриваю возвращение Господа за Своей Церковью и Его второе пришествие на землю как два аспекта Его второго пришествия, поскольку это отдельные события. Это описание применяется ко взгляду о поствеликоскорбном восхищении Церкви.
[5] Включает ли фраза “мертвые во Христе” ветхозаветных спасенных, которые теперь с Господом (ст. 16; см. Приложение Г: “Те, кто во Христе”)? Поскольку таковые не являются частью Церкви, скорее всего, они будут воскрешены вместе с мучениками периода великой скорби, когда Господь возвратится и установит Свое земное царство.
[6] В соответствии с книгой Чисел 10:1-10, трубы использовались в Израиле в качестве сигнала к народному собранию (стихи 1-4), для снятия стана и при отправлении в путь (стихи 5-6), по тревоге (ст. 9) и для соблюдения религиозных праздников (ст. 10).
[7] См. “Воскресение спасенных людей” в разделе Антропология.
[8] Английское слово “rapture”(восхищение) происходит от латинского rapere, что означает схватить, подхватить, забрать силой (Деян. 8:39).
[9] В нынешнем столетии приверженцами взгляда “частичного восхищения” являются: Р. Гаррет, Г. Х. Ланг, Д. М. Паттон, Д. А. Сейсс; “повеликоскорбного” взгляда: Р. Х. Гундри, Г. Е. Ладд, Д. Б. Пэйн, А. Рис; “средьвеликоскорбного” взгляда: Д. О. Бусвэлл, мл., Н. Б. Харрисон, Х. Д. Окенга; и “довеликоскорбного” взгляда: Д. Д. Пентекост, Ч. К. Райри, Г. Б. Стэнтон, Д. Ф. Вэлвурд.
[10] Marvin Rosenthal, The Pre-Wrath Rapture of the Church, [Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1990]. Смотрите опровержение: Paul S. Karleen, The Pre-Wrath Rapture of the Church: Is It Biblical? [Langhorne, PA: BF Press, 1991].
[11] См. John F. Walvoord, The Rapture Question [Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1964], сс. 92 и ниже.
[12] Что касается проверки с целью одобрения, см. Лук. 14:19; 2 Кор. 8:8; Гал. 6:4; 1 Фес. 2:4; 5:21; 1 Пет. 1:7.
[13] Таланты, доверенные этим рабам, представляли собой громадные суммы денег, которые им надлежало использовать таким образом, чтобы они принесли прибыль их хозяину. Талант составлял заработную плату простого рабочего приблизительно за 6000 дней, или около 16,5 лет. Господь Иисус дал нам бесценные “таланты” жизни, времени, силы, возможностей, естественных способностей, духовных даров, духовных и материальных ресурсов и тому подобного, чтобы мы использовали их под Его руководством для славы Божией.
[14] Во второй и третьей главах Откровения, слово “побеждающий” имеет в виду греческого атлета, который одерживает победу в состязании. Контекстуально, этот побеждающий имеет отношение к евангельскому верующему, который слышит и разумеет, что Господь говорит Духом Святым через Писания, и послушно реагирует на Его весть. Силой Господа побеждающий возвышается над духовными отклонениями, окружающими его, и держится дел Божиих [творит волю Его] до конца (Откр. 2:6). Обетования Божии побеждающему многое открывают относительно природы наград.
[15] Harry Thurston Peck, ed., Harper’s Dictionary of Classical Literature and Antiquities [New York: American Book Company, 1896], с. 159.
[16] В отличие от соревновательных видов спорта, все могут получить венцы в гонке христианской жизни (1 Кор. 9:24). Мы не соперничаем друг с другом, но боремся против своих духовных врагов, которые хотели бы использовать нас для своих нечестивых проявлений. Демонстрируя святое воздержание и предоставляя себя контролю Божию, Апостол Павел бежал, чтобы победить (1 Кор. 9:25-27; ср. Гал. 5:16, 21-22).
[17] Сюда не входит судебное наказание за грех, которое представляет собой геенну, и которое Иисус понес вместо нас.
[18] Все, что делается независимо от Иисуса, неприемлемо для Него, ибо это греховно в Его глазах (Иоан. 15:5б; Рим. 14:23). В самом деле, ни один человек не имеет возможности жить духовной жизнью без Того, который является этой жизнью! См. Иоанна 14:6; Галатам 2:20; Колоссянам 3:4.
[19] См. схему “Пророческое будущее” в конце этой главы, приложение М: “План пророческих глав Даниила," а также приложение Н: “План книги Откровения.”
[20] День Господень длится от восхищения Церкви до суда нал неспасенными пред Великим Белым Престолом (включительно), который следует за тысячелетним правлением Господа. На предмет ссылок на этот день см. Ис. 2:12; 13:6, 9; 34:8; Иер. 46:10; Плач Иер. 2:22; Иез. 7:19; 13:5; 30:3; Иоил. 1:15; 2:1, 31; 3:14; Ам. 5:18, 20; Авд. 15; Соф. 1:7, 14, 18; 2:2-3; Зах. 14:1; Мал. 4:5; 1 Фес. 5:2; 2 Фес. 2:2, греч.; 2 Пет. 3:10.
[21] Возвещение ангелами “вечного Евангелия” (Откр. 14:6-7) является призывом к обитателям земли убояться Бога и поклониться Ему [а не “зверю” и его образу (13:15)], ибо время Его суда наступило (ср. 11:15-18).
[22] “Ибо ими [наказаниями посредством чаш] завершается гнев Божий.” Это подразумевает, что идущие ранее наказания, связанные с печатями и трубами, также являются проявлениями божественного гнева. Гнев Божий, или Его ярость, представляет собой неумолимой законной реакцией Его святости против грешников и их грехов. Сегодня это враждебное отношение к грешникам (Иоан. 3:18; Рим. 1:18); в будущем—оно примет форму Его гнева, излитого в ужасных судах на земле (Откр. 14:10-11; 15:1; 19:15) и в аду (Рим. 5:9; 1 Фес. 5:9).
[23] После наказания, относящегося к этой печати, следует первая из четырех интерлюдий (промежуточных эпизодов), встречающихся в Откровении. Эти интерлюдии, обеспечивающие дополнительной информацией, представляют собой перерывы в развитии этих видений. Этапервая интерлюдия (Откр. 7:1-17) касается [1] евангелистского служения 144000 (7:1-8; ср. 14:4; 12:27) и [2] результатов их трудов (7:9-17).
[24] Описанные как “горе,” наказания труб с пятой по седьмую, похоже, являются божественными судебным взысканиями в отношении нечестивого человечества, производимыми через падших ангелов. В Своей божественной суверенности Бог контролирует все творения (ср. Иов. главы 1-2).
[25] Запись о наказаниях этих “шести труб” сопровождается второй интерлюдией, которая [1] открывает могущественного ангела, объявляющего, что больше не будет никакой задержки в осуществлении оставшейся части программы Божией в отношении этого века (Откр. гл. 10), [2] представляет Иудейский Храм в Иерусалиме (11:1-2) и объявляет, кто допускается к поклонению в нем и [3] являет двух свидетелей, которые будут служить во второй половине века скорби (11:3-14). В атеистическом обществе они будут нести свидетельство об истинном Боге и этих наказаниях, как исходящих от Него.
[26] Следует третья интерлюдия(Откр. 14:1-20), которая включает в себя видение 144000 умерших евангелистов на Небесах (стихи 1-5), три ангельских возвещения (стихи 6-13) и две божественных жатвы в качестве наказания (стихи 14-20).
[27] Эта серия наказаний будет сопровождаться четвертой интерлюдией (17:1—19:10), состоящей из: [1] разрушения Вавилона (17:1—18:8), [2] реакции обитателей земли на падение Вавилона (18:9-19), [3] празднования на Небесах (18:20—19:6), [4] брака Агнца (19:7-9) и [5] реакции Апостола Иоанна (ст. 10).
[28] Это может означать то, что они привязаны к пророческому расписанию Бога, а не развиваются своим естественным образом.
[29] В Откровении 13:1; 17:3, 7, 16 “зверь” представляет федерацию десяти народов, края будет иметь сатанинскую власть над всем миром во второй половине века скорби (Дан. 7:7, 23; Откр. 13:2, ср. 5). Человеческий представитель сатаны, “зверь, выходящий из моря,” станет руководителем этой политической федерации в начале своей карьеры, согласно пророчеству (Откр. 13:3-4; Дан. 7:24). Другие ссылки на этого человека даются в Откровении 13:12, 14-15, 17-18; 11:7; 14:9, 11; 15:2; 16:2, 10, 13; 17:8, 11-13, 17; 19:19-20; 20:4, 10. Кроме того, см. Даниила 7:24-26; 8:9-11, 23-25; 9:26-27; 11:21-45; Иезекииля 38:1—39:4. Увлекательное исследование по поводу этого человека смотрите в: G. H. Lang, The Histories and Prophecies of Daniel [London: The Paternoster Press, 1950], главы II, VII-IX, XI. См. также его книгу The Revelation of Jesus Christ [London: Oliphants Ltd., 1945], гл. IX. М-р Ланг является приверженцем взгляда “частичного восхищения.”
[30] В добавок к их поклонению золотому тельцу (Исх. гл. 32), Израиль вовлекался в практики идолослужения еще дважды в своей истории: прежде всего, во время путешествия по пустыне (Втор. 4:1-4; 31:20), за что первоначальное поколение умерло в пустыне; и затем, в своей последующей истории, как указано выше, за что они попали в плен.
[31] Только кающийся избранный остаток израильтян будет восстановлен по отношению к Богу (Рим. 9:27; 11:5). “Весь Израиль” (11:26)—фигура ассоциации [синекдоха: целое в значении части], представляющая собой иудейский остаток. См. Приложение Л на предмет перечня библейских пророчеств об Израиле.
[32] Четыреста восемьдесят три года этого периода начались с декрета персидского правителя Артаксеркса I о восстановлении Иерусалима [445 г. до Р. Х.] (Неем. гл. 2) и закончились со служением и смертью Иисуса. Оставшимся семи годам еще надлежит осуществиться.
[33] “Не Мой народ”—в смысле нарушения ими Моисеева завета и денонсации их заветной связи с Богом.
[34] “Воскресение первое” относится к воскресению спасенных, и состоит из нескольких событий (или случаев) воскресения до тысячелетнего правления Иисуса. После тысячелетнего правления Господа и растворения вселенной, все неспасенные люди будут воскрешены во “втором воскресении,” которое представляет собой однократное событие.
[35] Этот Новый завет является “заветом вечным” в Исайи 55:3; 61:8; Иеремии 32:40 (ср. 31:35-37); Иезекииля 16:60; 37:26; “союзом вечным” в Иеремии 50:5; и “заветом мира” в Исайи 54:10; Иезекииля 34:25; 37:26.
[36] См. Приложение Т: “Царство Божие.”
[37] См. Alva J. McClain, The Greatness of the Kingdom [Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1959], главы IV-V. Д-р МакКлэйн предполагает, что посредническое царство [правление Бога на земле через человеческого представителя] существовало со времен Адама. Я предпочитаю взгляд, что посреднического царства не существует со времени грехопадения Адама, когда его власть на земле была захвачена сатаной (Евр. 2:5-8; Иоан. 12:31; 14:30; 16:11). Будучи синонимичным мессианскому земному правлению Иисуса, посредническое царство будет заново установлено после второго пришествия Господа на землю. Как последний Адам и вице-король Отца, Он будет править тысячу лет во славу Бога.
[38] Эти приношения тысячелетнего периода не обязательно указывают на возвращение Моисеева левитского ритуала. Вероятно, они будут символически изображать искупительную работу нашего Господа и нужду в стремлении к тому, чтобы ценность Его жертвы ради очищения от греха была божественным образом применена, либо через спасительную веру в Иисуса, либо через сыновнее покаяние и исповедание.
[39] В случае с теми людьми, которые никогда не имели доступа к Слову Божию, похоже, что они будут судимы по “закону, написанному в их сердцах”(Рим. 2:14-15), являющемуся неотъемлемой частью их унаследованной нравственности, принадлежащей их личностям.
[40] К сожалению, в английском переводе Библии KJV греческое слово Hades переводится словом “Hell” (по-русски—ад). Ад—это место, куда неспасенные люди отправляются после их физической смерти, чтобы там дожидаться своего воскресения, суда и окончательной участи [см. Дополнение: “Преисподняя, ад”]. Английское слово “Hell” должно использоваться исключительно в значении “озера огненного,“ или окончательной участи неспасенных, в тех отрывках, где оно используется для перевода греческого слова Gehenna [в русском переводе—”геенна”] (Матф. 5:22, 29-30; 10:28; 18:9; 23:15, 33; Марк. 9:43, 45, 47; Лук. 12:5; Иак. 3:6). Геенна, синоним слова “ад,” представляла собой долину Хинном, к югу от Иерусалима, где сжигались отбросы. Иисус использовал название этого места, как символ ада, озера огненного.
[41] Я предпочитаю взгляд, что День Божий не следует приравнивать ко Дню Господню. В переводе Библии American Standard Version (asv), фраза “в который” (2 Пет. 3:12) звучит: “по причине которого,” предполагая, что цель растворения вселенной—приготовить путь Дню Божию.
[42] “Погубить” в Матфея 10:28; “погибнуть” в Иоанна 3:16 и “погибель” во 2 Петра 3:7—происходят от греческого apollumi, что значит “разрушать(ся),” не в смысле уничтожения, то есть прекращения существования, как показывает нынешнее разрушенное состояние неспасенных (Лук. 19:10, “погибшее”), и демонстрирует притча о винных мехах (Лук. 5:37). Даже смерть пророков (Лук. 13:33) не уничтожила их, в силу их бессмертности. Это означает, что эти люди или вещи настолько изменяются, что перестают переживать и выполнять свою изначальную цель или функцию. Бог не сотворил людей в их испорченном грехом состоянии; это было результатом их согрешения. Они будут вечно переживать это состояние испорченности в изоляции от Бога (Матф. 25:46). Винные мехи, упомянутые в этой притче, продолжали существовать, даже не будучи в состоянии выполнять своего изначального предназначения.