При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений. 4 страница
регулирования аудиторской деятельности;
добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации на очередной год и плана отпуска ценностей из него;
2) разрабатывает и утверждает:
порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;
порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета Российской Федерации;
отчетность о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;
порядок выдачи и приостановления действия разрешений на проведение лотерей и контроля за проведением лотерей;
лицензионные требования и условия деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции;
нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации;
порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации;
порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства;
нормативные правовые акты в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
единый план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и созданными этими органами бюджетными учреждениями;
порядок формирования и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
порядок представления в Министерство финансов Российской Федерации отчетности в сфере аудиторской деятельности;
нормативные правовые акты в области добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
3) осуществляет:
составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета;
представление в Правительство Российской Федерации отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства Российской Федерации по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;
введение в порядке и случаях, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, режима сокращения расходов федерального бюджета;
введение в порядке и случаях, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, блокировки расходов и отмену блокировки расходов федерального бюджета, применение иных предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации санкций;
управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
функции эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;
ведение государственной долговой книги Российской Федерации и реестра государственных ценных бумаг Российской Федерации;
государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;
участие от имени Правительства Российской Федерации в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет полномочия по организации исполнения федерального бюджета, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" Минфин осуществляет организацию государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора. При министерстве создано Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России).
Предоставление дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых в течение двух из трех последних отчетных лет доля дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов, осуществляется при условии заключения Министерством финансов Российской Федерации с этими субъектами Российской Федерации соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2005 г. N 149, утвердившее Правила заключения соглашений между Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также осуществления контроля за их исполнением.
По состоянию на март 2008 года золотой запас России составлял 450,9 тонн. Статистические данные о размерах резервов золота в других государствах по состоянию на март 2008 года даются в следующей таблице <1>.
--------------------------------
<1> Арсюхин Евгений, Чичкин Алексей. В огне не горит, в воде не ржавеет // Российская газета. 2008. 30 октября.
Страна | Объем в тоннах | В % от золотовалютных запасов |
США | 8133,5 | 79,8 |
Германия | 3417,4 | 68,9 |
МВФ | 3214,3 | Нет данных |
Франция | 2217,3 | 59,7 |
Италия | 2451,8 | 70,4 |
Швейцария | 1133,9 | 42,9 |
Япония | 765,2 | 2,3 |
Нидерланды | 621,4 | 63,6 |
КНР | 600,0 | 1,1 |
Европейский центробанк | 563,6 | 26,7 |
Россия | 450,9 | 2,8 |
Тайвань | 423,3 | 4,4 |
Португалия | 382,5 | 90,7 |
Индия | 357,7 | 3,6 |
Венесуэла | 356,8 | 30,2 |
Великобритания | 310,3 | 15,5 |
Ливия | 286,8 | 39,5 |
Испания | 281,6 | 41,8 |
Австрия | 280,0 | 44,2 |
Бельгия | 227,6 | 40,4 |
Украина | 26,0 | 2,4 |
Таджикистан | 1,7 | 15,7 |
Россия по классификации Всемирного банка является страной с "высокими средними доходами". Доход на душу населения в ней в 2004 году составил 3400 долларов. 31% населения страны жили ниже черты бедности. Странами с низкими доходами считаются государства, в которых доход на душу населения не превышает отметку 825 долларов в год. Страны с показателями от 825 до 3255 долларов в год составляют группу "низкие средние доходы". Группу "высокие средние доходы" образуют государства с показателями от 3255 до 10066 долларов на душу населения в год. Общемировой показатель средних доходов в 2004 году составлял 6329 долларов на каждого жителя Земли.
Структура внешнего долга России по состоянию на 1 января 2006 года по данным Центрального банка Российской Федерации выглядела следующим образом <1>.
--------------------------------
<1> Шишкин Максим. Россия погасит долги Парижскому клубу // Коммерсантъ. 2006. 19 июня.
Вид долга | Всего (млрд. долл. США) | Перед нерезидентами (млрд. долл. США) | Перед резидентами (млрд. долл. США) |
Всего | 81,3 | 71,3 | 10,1 |
Валютный долг федеральных органов власти | 80,4 | 70,4 | 10,1 |
Новый российский долг | 35,8 | 9,1 | |
В том числе международные финансовые организации | 5,8 | 5,8 | - |
В том числе Всемирный банк | 5,1 | 5,1 | - |
В том числе прочие кредиты (включая Парижский клуб) | - | ||
Ценные бумаги | 35,9 | 26,7 | 9,1 |
В том числе еврооблигации, выпущенные при второй реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом | 23,1 | 4,2 | |
В том числе ОВГВЗ (VI, VII транши) и ОГВЗ 1999 года | 4,4 | 2,8 | 1,6 |
Долг бывшего СССР | 35,5 | 34,5 | 0,9 |
В том числе Парижский клуб кредиторов | 22,2 | 22,2 | - |
В том числе ОВГВЗ (III, IV, V транши) | 2,9 | 2 | 0,9 |
Российский государственный внутренний и внешний долг в 2007 году в целом не превышал 10% ВВП. По сравнению с размером государственного долга США это соотношение считается безопасным. По мнению Министерства финансов России, безопасным считается размер государственного долга на уровне 20% ВВП. За период с января по сентябрь 2007 года структура внешнего долга Российской Федерации выглядела следующим образом (смотри таблицу) <1>.
--------------------------------
<1> Конищева Татьяна. Жизнь взаймы // Российская газета. 2008. 17 января.
1 января 2007 г. (млрд. долл. США) | 1 октября 2007 г. (млрд. долл. США) | |
Всего | 310,6 | 430,9 |
Органы государственного управления | 44,7 | 39,6 |
Федеральные органы управления | 43,2 | 38,1 |
Новый российский долг | 33,8 | 29,9 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 3,9 | 13,1 |
Банки | 101,2 | 147,7 |
Прочие секторы | 160,7 | 230,4 |
По положению на июль 2008 года внешний долг России составлял 44,1 млрд. долларов. Долг российских корпораций продолжал расти (в 2007 году - на 138,1 млрд. долларов) и увеличился до 460 млрд. долларов (это почти 35,5% ВВП России) <1>.
--------------------------------
<1> Гладунов Олег. Долговой расклад // Российская газета. 2008. 22 июля.
По итогам 2008 года размер государственного долга США составил 8,4 триллиона долларов, Японии - 7,45 триллиона, Италии - 2,19 триллиона долларов, Германии - 2,07 триллиона, Франции - 1,63 триллиона и Великобритании - 1,2 триллиона долларов.
Банковский сектор справедливо считается кровеносной системой всей экономики любого государства, в том числе и России. Без активного участия банков в формировании благополучно стабильного социального климата России невозможно полноценное развитие не только государства, но и гражданского общества. Масштабы и качество предоставляемых банками услуг должны отвечать современным потребностям граждан. Для объединения совместных усилий и согласованности действий в стране создана Ассоциация российских банков.
Тема 17. Государственное управление
социально-культурной сферой
При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений:
Понятие социально-культурной сферы. Отрасли социально-культурной сферы. Управление в социально-культурной сфере.
Административно-правовое регулирование управления в сфере труда и социальных отношений.
Основные направления деятельности Министерства труда и социального развития Российской Федерации, входящих в его систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной политики в области труда и социальных вопросов, по повышению уровня жизни и доходов населения, улучшению условий и охраны труда.
Система и компетенция миграционной службы и службы занятости населения Минтруда России.
Полномочия органов местного самоуправления по вопросам социального обеспечения и защиты граждан, проживающих на подведомственной территории.
Система образования: понятие и составляющие элементы. Организационные формы управления образованием. Образовательные учреждения: понятие, виды. Особенности административно-правового статуса образовательных учреждений. Государственный контроль в сфере образования.
Организационно-правовая система государственного управления наукой. Органы государственного управления наукой. Организация науки, научные учреждения и сообщества. Особенности административно-правового статуса Российской академии наук. Формы деятельности органов власти в области науки и технической политики.
Организационно-правовые основы управления культурой. Органы государственного управления культурой. Организации в области культуры: понятие, система, виды, особенности их административно-правового статуса.
Организационно-правовые основы государственного управления здравоохранением. Учреждения здравоохранения. Медицинское страхование. Санитарно-эпидемиологический надзор. Государственный контроль в сфере здравоохранения.
Организационно-правовые основы управления в области труда и социальной защиты граждан. Органы государственного управления в сфере труда и социального развития, их компетенция. Особенности административно-правового статуса социальных служб. Государственный контроль в сфере труда и социальной защиты.
Органы государственного управления печатью и средствами массовой информации. Административно-правовое регулирование государственной политики поддержки средств массовой информации и книгоиздания РФ. Административно-правовое регулирование телерадиовещания РФ.
17.1. Система и административно-правовой статус органов
управления образованием и наукой
17.1.1. Организация и осуществление процесса
получения образования
В настоящее время национальное образование является одним из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства <1>. Его качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике, безопасности, сохранении идентичности самого государства.
--------------------------------
<1> Торкунов Анатолий. Наши университеты // Российская газета. 2006. 2 июня.
По данным Статистического института ЮНЕСКО на конец 2004 года 82,2% населения планеты в возрасте старше 15 лет умели читать и писать (это является критерием грамотности). В абсолютных цифрах это составило 781 млн. человек, из которых 501 млн. - женщины. Подавляющее большинство неграмотного населения проживает в следующих восьми государствах: Бангладеш, Египет, Индия, Индонезия, Китай, Пакистан, Нигерия, Эфиопия. Грамотность среди населения Европы составила 98,8%, а в Африке только 62,5%. В России 0,6%, или 676 тысяч, населения считаются неграмотными (более 500 тысяч из них женщины).
Соответственно в таблицах N 1 и N 2 приводятся данные за период с 2000 по 2004 г. десяти государств с самым высоким уровнем грамотности среди населения и десяти - с самым низким уровнем грамотности <1>.
--------------------------------
<1> Алексеев Алексей. Подотчетная грамота // Коммерсантъ. 2006. 4 сентября.
Таблица N 1
Страны с самым высоким уровнем грамотности населения
Место в рейтинге | Страна | Общий уровень грамотности (%) | Грамотность мужчин (%) | Грамотность женщин (%) |
1 - 7 | Андорра | |||
1 - 7 | Ватикан | |||
1 - 7 | Грузия | |||
1 - 7 | Лихтенштейн | |||
1 - 7 | Люксембург | |||
1 - 7 | Норвегия | |||
1 - 7 | Финляндия | |||
8 - 10 | Куба | 99,8 | 99,8 | 99,8 |
8 - 10 | Польша | 99,8 | 99,8 | 99,8 |
8 - 10 | Эстония | 99,8 | 99,8 | 99,8 |
Таблица N 2
Страны с самым низким уровнем грамотности населения
Место в рейтинге | Страна | Общий уровень грамотности (%) | Грамотность мужчин (%) | Грамотность женщин (%) |
1. | Мали | 19,0 | 26,7 | 11,9 |
2. | Чад | 25,7 | 40,8 | 12,8 |
3. | Буркина-Фасо | 26,6 | 36,9 | 16,6 |
4. | Афганистан | 28,1 | 43,1 | 12,6 |
5. | Нигер | 28,7 | 42,9 | 15,1 |
6. | Гвинея | 29,5 | 42,6 | 18,1 |
7. | Бенин | 34,7 | 47,9 | 23,3 |
8. | Сьерра-Леоне | 35,1 | 46,9 | 24,4 |
9. | Сомали | 37,8 | 49,7 | 25,8 |
10. | Сенегал | 39,3 | 51,1 | 29,2 |
В 2006 году примерно 3% от объема ВВП России выделялось на организацию в стране образовательного процесса <1>. В развитых странах на эти цели расходуется в среднем около 4,5% от национального объема ВВП. В 2006 году в России насчитывалось в два раза больше высших учебных заведений (государственных и негосударственных) по сравнению с 1990 годом. Россия занимает ведущие позиции в мире по числу студентов в соотношении с общей долей населения (50 студентов на 1 тысячу населения). Во Франции этот показатель составляет около 35 студентов на 1 тысячу населения.
--------------------------------
<1> Николаев Игорь. Ловушка ожиданий (Пропагандистская кампания вокруг нацпроектов может кончиться только разочарованиями) // Коммерсантъ. 2006. 16 марта.
Ведущие страны мира перешли на двухступенчатую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру. В России до 2009 года законодательно предусматривались три уровня высшего образования: бакалавриат, специалист, магистратура. Позже предусмотрен переход на двухступенчатую систему высшего образования.
Текущим законодательством России предусмотрено, что бакалавры-юристы не могут занимать должности по таким ведущим юридическим профессиям, как судья, прокурор, нотариус. Среди абитуриентов наиболее популярными в 2007 году были следующие профессии (см. таблицу) <1>.
--------------------------------
<1> Григорьева Мария. Специалист по праву // Российская газета. 2007. 20 марта.
NN п/п | Название профессии | Количество желающих (%) |
1. | Экономика | 16,0 |
2. | Менеджмент | 11,1 |
3. | Юриспруденция | 10,4 |
4. | Технические специальности | 9,0 |
5. | Туризм | 8,3 |
6. | Информационные технологии | 6,3 |
7. | Педагогика | 6,3 |
8. | Журналистика | 5,6 |
9. | Медицина | 4,9 |
10. | Психология | 3,5 |
11. | Реклама | 3,5 |
За последние годы наблюдается бурное развитие высшего образования в России. Но в основном оно отражает количественные характеристики. Общая численность студентов увеличилась в 2,5 раза. Наиболее популярными на протяжении длительного времени остаются специальности юриста и экономиста.
В СССР всего было 650 учебных заведений (примерно на 275 миллионов человек населения), а в современной России - около 3 тысяч вместе с филиалами (примерно на 143 миллиона человек).
В 2007 году в России более 500 вузов и почти 700 филиалов имели юридические факультеты. Только в Москве действуют 133 аккредитованных вуза, из них 54 государственные (в 70-х - 80-х годах XX столетия их было только 4), в которых имеются юридические факультеты. Ежегодно они выпускают около 25 тысяч молодых специалистов в области юриспруденции. В 2007 году всего на юрфаках училось 137335 человек, из которых на дневном отделении - 40171; на вечернем отделении (очно-заочная форма) - 14506; по заочной форме - 82339; в экстернате - 4296 человек.
На Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) возложена обязанность по надзору за совершенствованием процедур лицензирования и государственной аккредитации, повышения эффективности организации образовательного процесса в вузах Российской Федерации, а также по внедрению инновационных технологий в образовательные процессы <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 года N 1938 "Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений" (в редакции Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 апреля 2008 года N 885) // Российская газета. 2008. 28 мая.
Объем рынка образовательных услуг в Российской Федерации за период с 1995 по 2004 год возрос с 2,8 до 118,7 миллиардов рублей. В то же время, как отмечают работодатели, постоянно возрастает дефицит квалифицированных кадров. Если в 1998 году эту проблему отмечали только 9% бизнесменов, то в 2005 году - уже 35% <1>.
--------------------------------
<1> Поиски кадра. Недостаток квалифицированных работников превращается в фактор торможения роста // Коммерсантъ. 2006. 31 марта.
В СССР широко применялся принцип самого тесного союза науки, образования и практики. Многие вузы имели ярко выраженный отраслевой характер. Современные государственные вузы в большинстве своем были созданы в ответ на вызовы советского времени. Не всегда они могут переориентироваться на современные потребности общественной жизни. В свою очередь, негосударственный сектор образования прежде всего ориентирован на текущие потребности общества.
Одной из проблем образовательного процесса в России все четче проявляется проблема качества знаний. В рейтинге вузов ведущих стран мира по результатам 2004 года МГУ было отведено только 66 место, а СПбГУ - в четвертой сотне.
По рейтингу, составленному в России, в первой сотне ведущих университетов мира в 2008 году 48 вузов были из США, 12 - из Великобритании, 8 - из Японии и только три из России. Основной причиной сложившегося положения считается недостаточный объем финансирования <1>. Страны - лидеры в образовательном процессе на каждого студента в год тратят от 100 тысяч до 1 миллиона долларов. В МГУ (лидер среди российских вузов) на одного студента в среднем тратится 30 тысяч долларов (это уровень хорошего европейского вуза), в МГИМО - 15 тысяч, а в СПбГУ - 7,5 тысяч долларов. Большинство остальных российских вузов (особенно негосударственных) на каждого студента тратят 1,5 - 2 (или менее) тысячи долларов.
--------------------------------
<1> Агранович Мария. С мира по вузу // Российская газета. 2009. 11 февраля.
Например, для повышения конкурентоспособности российских вузов и выпускаемых ими специалистов губернатор Красноярского края Александр Хлопонин предлагает осуществление следующих мер <1>:
--------------------------------
<1> Хлопонин Александр. Сибирское изменение // Российская газета. 2006. 21 июня.
1) ввести двухступенчатую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру;
2) повысить мобильность профессорско-преподавательского состава с целью привлечения и иностранных специалистов;
3) расширить количество бюджетных мест;
4) зарабатывание вузом денег осуществлять за счет проводимых научных исследований; разработкой новых технологий; созданием научно-производственных площадок на промышленных предприятиях и венчурных фондов вокруг вуза;
5) сам вуз должен представлять собой не государственное образовательное учреждение, а автономную самодостаточную структуру по подготовке конкурентоспособных на российском и международном рынках труда специалистов.
Доступность образования определяется и возможностью населения (т.е. родителей) оплачивать обучение детей. Средняя стоимость обучения в десяти ведущих вузах Москвы на платных факультетах с одной из наиболее популярных специализаций (экономической) в 2005 - 2006 учебном году выглядела следующим образом (см. таблицу) <1>.
--------------------------------
<1> Поддержка и мотивация // Российская газета. 2007. 5 апреля.
NN п/п | Наименование вуза | Стоимость (руб.) |
1. | Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) | |
2. | Государственный университет - Высшая школа экономики | |
3. | МГУ им. М.В. Ломоносова | |
4. | Финансовая академия при Правительстве РФ | |
5. | Российский университет дружбы народов (РУДН) | |
6. | Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова | |
7. | Академия народного хозяйства при Правительстве РФ | |
8. | Государственный университет управления | |
9. | Российская экономическая школа | |
10. | Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) |
В условиях мирового экономического и финансового кризиса в 2009 году самыми дорогими (и, судя по ценам, сопоставимым с доходами, труднодоступными для значительной части желающих получить высшее образование) для обучения на коммерческой основе московскими российскими вузами были <1>:
--------------------------------
<1> См.: Самые дорогие российские вузы // Российская газета. 2009. 16 июня.