Категория вежливости в глагольных формах
Русский глагол выражает в тексте множество различных значений. Специфическим является значение вежливости. Формами вежливости, или этикетными, можно считать те, употребление которых определяется культурныминормами, национальными традициями ипринципом уместности. Прежде всего этикетными можно назвать личные формы второго лица единственного и множественного числа. Они показывают степень уважения говорящего к собеседнику, свидетельствуют о культуре и воспитанности человека и согласуются с местоимением вы. Ср.: Будете обедать? – Будешь обедать?; Слышишь, как падает снег? – Слышите, падает снег?
Этикетную функцию данных форм определяют два языковых явления. Первое – это противопоставление значений единственного и множественного числа, установившееся в языковой системе, и второе – проявление особой функции при употреблении форм множественного числа в несвойственном для них значении единственного. Нетипичное, переносное употребление формы множественного числа по отношению к одному лицу связано с выражением вежливости и уважения, проявляемых говорящим к собеседнику.
Что скрывается за вежливой формой? В сочетании со значением второго лица категория числа (множественное число) отражает статус собеседника по отношению к говорящему. Какие качества собеседника требуют в соответствии с правилами этикета употреблять глагольные формы множественного числа? Во-первых, принято употреблять этикетную форму, если собеседник значительно старше говорящего. Во-вторых, на выбор формы единственного или множественного числа влияет распределение социальных ролей говорящего и собеседника, например, начальника и подчинённого, ученика и учителя, продавца и покупателя, мужа и жены. В-третьих, выбор формы определяется тем, насколько близки отношения между говорящими, т. е. степенью знакомства. В разговоре с незнакомым человеком принято обращение на «вы» и, соответственно, употребление формы множественного числа.
Употребление формы второго лица единственного числа в обращении к старшему по возрасту, социальному статусу или просто незнакомому или малознакомому человеку оценивается как грубость. Однако возраст и социальный статус не мешают человеку, обладающему высокой культурой общения, обратиться к младшему на «вы». Например, преподавателю ничто не мешает употребить глагольную форму 2-го лица во множественном числе, даже наоборот, педагогическая этика предполагает это.
Отдельно следует рассмотреть формы 3-го лица множественного числа, употребляемые в значении единственного в подобной этикетной функции. Например: Юлия Александровна придут позже. Хотя в разговорной речи такое употребление форм ещё встречается, оно может оцениваться как устаревшее. Нормативным и современным считается форма единственного числа: Юлия Александровна придёт -позже... То же самое можно отнести и к формам прошедшего времени. Следует говорить: Семён Семёнович уже пришёл, а не – Семён Семёнович уже прийти.
Форма 3-го лица ед. ч. тоже является этикетной формой русского глагола, её неуместное использование может привести к негативному восприятию высказывания. Употребление этой формы недопустимо по правилам современного этикета. Подобная ситуация возможна, если в разговоре участвуют более двух человек. Например: разговаривают А и Б, входит В. А начинает пересказывать В предшествующую беседу.
А: Он (относится к Б) завтра идёт на день рождения и не знает, что подарить.
В подобной ситуации лучше дать возможность собеседнику самому рассказать о своих действиях. В противном случае в акте речи происходит «выключение» присутствующего человека из речевой ситуации. Игнорируя одного из присутствующих, говорящий может поставить в неловкое положение и остальных собеседников. Следует помнить, что о присутствующих говорить в 3-м лице не принято.
Таким образом, в формах лица и числа глагола отражается категория вежливости в русском языке. Эти формы могут быть признаны этикетными, их грамотное (уместное) использование отражает степень владения культурой общения.
Формы повелительного наклонения всегда служили для этикетного и ритуального общения. Большинство речевых этикетных формул не осознаются как формы повелительного наклонения глагола. Такие привычные слова, как здравствуйте, прощайте, простите, извините и некоторые другие в силу частого употребления в этикетной функции утрачивают свою принадлежность к глагольным формам (здравствовать, прощать, простить, извинить) и приобретают статус самостоятельных слов. Это отражается в толковых словарях русского языка. Между тем этикетные речевые формулы до сих пор сохраняют направленность на адресата.
Значения единственного/множественного числа взаимодействуют подобным образом и со значением повелительного наклонения: Принеси книгу – Принесите книгу; Приходи завтра – Приходите завтра.
Формы и оттенки значения повелительного наклонения глагола, служащие для передачи желания говорящего, являются не менее значимыми, чем формы числа, для выражения вежливости в русском языке. Желание говорящего может быть передано различно. Часто от способа выражения желания зависит, захочет ли другой выполнить или содействовать исполнению желания. Формы 2-го лица повелительного наклонения единственного и множественного числа (типа беги – бегите, неси – несите) способны выражать различные оттенки побуждения к действию. Различия оттенков побуждения от пожелания и мольбы до приказа и категорического требования зависят от значения глагола, окружения формы и интонации.
Оттенок фамильярности и разговорности создаётся присоединением к форме 2-го лица повелительного наклонения единственного и множественного числа постфикса -ка: принеси-ка, подай-ка. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто (А. П. Чехов).
Формы повелительного наклонения, образующиеся при помощи специальных слов (пусть, пускай), придают побуждению оттенки пожелания, разрешения, согласия.
Пусть дверь будет открыта; Хорошо, пусть он перезвонит мне в пятницу; Пускай идёт себе на все четыре стороны!
При образовании формы повелительного наклонения путём присоединения слова давай или давайте возникает оттенок просьбы: Давай пойдём в кино; Давайте говорить друг, другу комплименты.
Если при образовании формы повелительного наклонения участвуют слова пусть, пускай, давай, давайте, высказывание приобретает разговорный оттенок. Пускай судьба забросит нас далёко; Ребята, давайте жить дружно!
Оттенок торжественности и книжности способны выражать формы повелительного наклонения типа да здравствует, да сбудутся. Например: Да сбудутся ваши мечты! В таких высказываниях реализуется значение пожелания.
Побуждение могут выражать не только формы повелительного наклонения. Например, в высказывании Завтра придёшь в шесть часов к ограде парка, содержащем форму изъявительного наклонения 2-го лица, желаемое действие представлено как реальное. Такое выражение побуждения оценивается как наставление.
Формы изъявительного наклонения прошедшего времени могут передавать приказ, категорическое требование: Пересели все поближе; Пошел вон!
Побуждение может быть скрытым, именно такие просьбы выражаются в вопросе с отрицанием: Не подскажете, как пройти к деканату? Извините, Вы не подвинетесь? Одолжишь немного денег?
Просьбу способны передавать формы сослагательного наклонения: Не могли бы Вы передать хлеб; Принёс бы ты мне тетрадь!
Категорическое требование или команда выражается неопределённой формой глагола при участии побудительной интонации: Сидеть! Лежать! Всем встать, суд идёт!
ЗАДАНИЯ
1. От приведённых глаголов образуйте формы 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями. Составьте по одному предложению с каждой образованной словоформой или выражением.
Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.
2. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа, найдите и назовите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. Чем различаются полученные формы?
Родиться – рождаться; зажигать – зажечь; произнести – произносить; удаваться – удаться; выслать – высылать; выдавать – выдать; сослать – ссылать; плавать – плыть; осуществлять – осуществить.
Для справки о личных формах глаголов следует обратиться к словарям.
3. Составьте предложения с глагольными формами, объясните, почему нельзя смешивать и взаимозаменять эти формы.
Блистают – блещут; внимают – внемлют; капают – каплют; махают – машут; страдают – страждут; сыплют – сыпят; чтят – чтут.
4. Составьте предложения или мини-тексты, позволяющие определить видовое значение приведенных ниже глаголов.
Атаковать, воздействовать, жениться, использовать, исследовать, казнить, оборудовать, ранить, расследовать, родиться, содействовать, телеграфировать.
5. Определите вид глагола, задав вопрос: что делать? или что сделать?; подберите парный по виду глагол; употребите оба члена видовой пары в одном предложении.
Рисовать, подойти, издать, вспомнить, купить, сидеть, атаковать.
6. Составьте предложения с формами повелительного наклонения глаголов простить, прощать, извинить, извинять. Опишите ситуации, в которых уместно употребить составленные вами высказывания.
7. Составьте небольшие диалоги, употребив в каждом следующие пары высказывания, опишите ситуации, в которых было бы возможно каждое из приведённых высказываний:
Не делай ошибок в диктанте! – Не сделай ошибок в диктанте!
Читайте книгу! – Прочитайте книгу! – Прочтите книгу!
Позвоните сейчас своим родителям. – Звоните сейчас своим родителям!
Я тоже его встречал. – Я тоже его встретил.
Я его уже поздравлял. – Я его уже поздравил.
8. Образуйте все возможные формы причастий. Образец: читать – читающий, читавший, читаемый, читанный, читан.
Солить, лечить, идти, гнать, лететь, летать, призвать, сыпать, блистать, петь.
9. Составьте диалоги, используя формы повелительного наклонения данных глаголов: ехать, выбросить, вылезти, захотеть, доставать, лить, надоесть, лететь, летать, трудиться. Образование форм повелительного наклонения каких глаголов вызывает трудности? Определите оттенки побуждения.
10. Составьте высказывания с различными оттенками побуждения (просьба, пожелание, разрешение, категорическое требование), используя известные вам способы.