Новые формы идеологии
Большую роль в борьбе с господствующей феодальной идеологией сыграли Возрождение и гуманизм, родиной которых стала Северная Италия - регион процветавших городов-государств, центр транзитной торговли на Средиземном море, где возникли новые формы финансовой активности. Пик Ренессанса пришелся на XIV-XV вв. В XV1 в. гуманизм преодолел границы Италии, утвердился в Германии (крупнейшими представителями направления здесь были Иоганн Рейхлин (1455-1522), Эразм Роттердамский (умер в 1536 г.), Ульрих фон Гуттен (1488-1523); во Франции - Франсуа Рабле (1494-1553) и др.; в Англии - Томас Мор (1478-1535) и др.
Гуманистическая идеология имела широкую платформу, но основу ее составляли принципы, разделяемые большинством гуманистов. Это - понимание природы человека как гармонического единства духовного и телесного начал, признание права на свободное развитие его способностей, на приобретение знаний, обогащающих разум, на борьбу за счастье в земной жизни. Все гуманисты сходились в признании высокой нравственной роли труда. Именно в труде, деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели они основу ее благородства и достоинства. В этом новом взгляде на человека и его возможности четко выявлялся антифеодальный характер гуманистической идеологии.
Новым было и решение гуманистами проблемы богатства и накопительства. Они оправдывали накопительство с гражданских позиций - богатство приносит пользу обществу и служит основой достойной жизни его членов. Однако безусловному осуждению подлежали, по их мнению, ростовщичество, чрезмерная страсть к стяжательству, равно как и неумеренное расточительство.
Гуманистическое свободомыслие, и в особенности разоблачения недостатков католической церкви, подготовило почву для церковной Реформации (лат. - исправление). Реформационное движение облекалось в идеологическую форму религиозных вероучений - лютеранства, цвинглианства, кальвинизма, ставящих выше разума веру, требующих единомыслия и твердой религиозной дисциплины, ищущих знания Божественного.
Мартин Лютер (1463-1546) сформулировал ряд положений, общих для всех протестантских церквей (название «протестантизм» происходит от протеста, который немецкие лютеранские князья предъявили рейхстагу против решения возобновить эдикт о преследовании Лютера). Было провозглашено, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и Богом. Человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и ее обряды, а при помощи «веры», даруемой ему непосредственно Богом. Лютер утверждал, что и мирская жизнь человека, и весь мирской порядок, который обеспечивает возможность предаваться «вере», составляют важный момент христианской религии. Тем самым Лютер выразил общее стремление бюргерства избавиться от политического и идеологического засилья католической церкви.
Роль церкви и духовенства должна, по мнению Лютера, сводиться только к разъяснению текстов Священного писания и склонению, христиан к «вере». Догмат о спасении одной лишь верой и положение о том, что единственным источником религиозной истины является Священное писание, разрушил все здание средневекового католицизма. Ненужными становились пышный культ, таинства (Лютер признавал лишь два из семи, по-своему трактуя причащение), духовный авторитет папы и т.д.
Кальвинизм, наиболее последовательно воплотивший буржуазный характер Реформации, стал идеологией самой смелой части тогдашней буржуазии, знаменем Нидерландской буржуазной революции XVI в. и Английской XVII в.
Основным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому участь человека в земной жизни и в «жизни вечной» раз и навсегда предопределена со времени «творения». Никакими делами или заслугами нельзя изменить это извечное предопределение. Причем это предопределение не только необратимо, но и непостижимо. Однако Кальвин не делал из этого фаталистических выводов. Каждый верующий должен считать, что именно он является Божьим избранником, и стремиться всей своей деятельностью оправдать это избрание. Неудачи в жизни и деятельности - показатель греховности Избранного пути, непонимания Божественного призвания. Если человек преуспевает, то не должен этим гордиться и пренебрегать обязанностями перед Богом и общественным благом. Точно так же и тот, кто терпит неудачу и впадает в бедность, не должен поддаваться искушению и совершать бесчестные поступки. Другими словами, богатый должен преуспевать в накоплении богатств, а бедный - смиренно нести бремя нищенской жизни.
Учения Лютера и Кальвина различало многое. Первый утверждал, что под данные обязаны повиноваться любым властям, в том числе и нарушающим Божьи заповеди, второй обосновывал мысль о праве органов сословного представительства и городского самоуправления, а также знати сопротивляться тирану. Лютеранская церковь подчинялась руководству светской власти, кальвинистская оставалась автономной. Кальвин ввел в Женеве строгие порядки: подобно папе отлучал от своей церкви тех, кто думал не так, как он, сажал в тюрьмы противников кальвинизма и т.д. Во главе кальвинистских общин стояли выбранные из числа зажиточных граждан старшины (пресвитеры); представители этих старшин заседали и в советах городских республик. Лютер выступал против ростовщиков, банкиров и др., нечестно наживавших свой капитал. Кальвин поддерживал такой род деятельности. Учение Кальвина и пресвитерианская церковь подучили широкое распространение там, где быстро развивался капитализм и где буржуазия начинала бороться за власть с феодалами.