Фома государственного устройства

Форма гос устройства – способ распределения единой гос власти по территории страны, соотношения властных полномочий центральных и региональных гос органов.

1. Унитарное гос – это единое суверенное гос, на всей территории которого действует одна конституция, единое законодательство и единые органы власти.

(Италия, Польша, Румыния, Белоруссия)

Признаки:

состоит из административно – территориальных единиц; не обладают самостоятельностью; единая система законодательства; единая система гос органов; решения органов на местах могут быть отменены из центра.

Административно-территориальные единицы такого гос не обладают собственными, государственно-правовым статусом. Их органы наделяются властными полномочиями, производными от полномочий органов центральной власти. Здесь решение местного уровня может быть отменено, или изменено центральными органами.

В составе унитарного гос могут находиться автономные образования. Например, Крым является автономией в рамках унитарного гос Украина. Автономия – это самоуправляемость части унитарного государства.

Унитарные гос могут быть децентрализованными – региональные органы формируются независимо от центральных (Великобритания, Италия) и централизованными – региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра (Узбекистан, Казахстан). По степени централизации.

По наличию автономных образований: те кто имеет автономию, те кто не имеют автономию.

2. Федеративное гос – это единое суверенное союзное гос, субъекты которого в пределах своих гос образований обладают самостоятельным государственно-правовым статусом, имеют свои системы органов гос власти, свое законодательство. (Россия, Швейцария, США, Канада, Австралия, Индия)

Федерация состоит из субъектов, которые обладают самостоятельным государственно-правовым статусом. Это проявляется в наличии собственного законодательства, своих органов гос власти, своих полномочий, которые, как правило, закреплены в конституции гос.

Виды федераций:

По правовому статусу субъектов:

a) Симметричная – характеризуется равенством правового статуса.

b) Ассиметричная – неравенство правового статуса.

По принципу построения субъектов:

a) Национальная - если в основе построения субъектов лежит национальный принцип (СССР).

b) Территориальная (США, Канада, ФРГ)

c) Национально-территориальная (Россия: в РФ есть национальные субъекты – республики, автономные области, и есть территориальные субъекты – области, края и др.).

46. Межгосударственные союзы- союз нескольких государств, при котором не создается нового государства с единым суверенитетом.

· Конфедерация – это объединение на основе договора государств, которые сохранили свой суверенитет и независимость, имеют собственные органы власти, но при этом создают общие конфедеративные органы для координации своих действий в определенной сфере (военной, экономической, культурной). Она может служить переходной формой для формирования единого государства.

Признаки:

1.Каждое государство сохраняет суверенитет и независимость, вправе выйти из состава конфедерации.

2.решение общего органа управления подлежит ратификации государственным парламентом, либо исполняется на основе договора.

3.нет единой армии силовых структур, конституции, гражданства, единых налогов.

4.основана на договоре, который каждое государство вправе изменить или расторгнуть на определенных условиях.

5.объединение едиными экономическими зонами, могут иметь единую валюту.

6.государства участники имеют право нуллификации, т.е. отмены решений, принятых конфедерацией.

· Уния – объединение монархических государств под одной короной, возникающее вследствие законов престолонаследия (совпадения монархов 2х или нескольких государств в одном лице).

Виды:

o личная - возникает вследствие приобретения одним монархом права на престол вследствие престолонаследия или передачи одним государством прав на корону монарху другого государства (Польша, Нидерланды 1715, Люксембург)

o реальная - означает правовой союз монархических государств на основании создания общего института главы государства (монарха или других органов власти) (Швеция, Норвегия).

· Содружество - международно-правовой союз государств, отражающий в конституции союз государств, возникающие на основе договора, который устанавливает сферы сотрудничества, статус общих органов управления, цели и задачи союза.

· Протекторат - государственно-правовой союз между государствами, при котором более сильное государство устанавливает военную и экономическую опеку над фактически зависящим от него слабым государством (метрополии, колонии). (Дания, Египет)

· Ассоциация - юридическое присоединение одного государства к другому, при котором присоединяющиеся государства обязаны согласовывать свою политику с основным государством, что формально ограничивает её внешний суверенитет и отражает экономическую и политическую зависимость.

· Империя – сложные государства, создаваемые насильственным путем. (Римская)

· Фузия – воссоединение государства, образовавшегося в результате исторически закономерного слияния. (Россия, СНГ).

Отличия от форм государства:

•в состав союза входят государства в самом полном смысле данного слова,

•участники союза обладают собственными уставами, законами

•обладают политической самостоятельностью

· Сюзеренитет – Вассальное подчинение государств.

47. Политический режим.

Политический режим – это способ взаимосвязи гос с населением страны, выражающееся в общем характере применяемых им методов управления обществом.

Виды политических режимов:

A. Демократический – признаки:

1. Основан на реальном народовластии – реальном участии населения в политических процедура, свободной возможности граждан участвовать в политической жизни.

2. Реальность процедур прямой и представительной демократии при формировании органов власти и принятии важных политических решений.

3. Гос аппарат подконтролен населению

4. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужена сфера насилия, принуждения

5. Идеологический плюрализм, свобода СМИ, гласность

6. Отсутствие контроля за частной жизнью граждан

7. Возможность существования легальной политической оппозиции

В. Антидемократический – признаки:

1. отчуждение широких масс населения от реального участия в политических процессах

2. гос аппарат фактически независим от населения

3.управление в основном осуществляется методами подавления и насилия

5. доминирует одна идеология (религия)

6. централизация гос власти

Разновидностями антидемократических режимов являются: авторитарные, тоталитарные, националистические, фашистские, военные, диктаторские, деспотические, тиранические.

Тоталитарный – характеризуется всеобъемлющим, тотальным контролем гос над всеми сферами общественной жизни. Основные методы управления – террор, принуждение, насилие, репрессии. Имеет место господство одной политической партии, сращивание ее аппарата с аппаратом гос, запрет политической оппозиции.

Авторитарный – характеризуется тем, что политическая власть осуществляется одним лицом, или одной политической партией (группой, элитой) при ограниченном участии народа. В отличие от тоталитарного режима, отсутствует тотальный контроль за жизнью общества, различные институты гражданского общества сохраняют некоторую независимость. Доминирующие методы управления – командно-административные.

Фашистский – базируется на идеологии фашизма, т.е. признание превосходства одной нации над другими. Характеризуется агрессивной внешней политикой, насилием в отношении других наций (вплоть до физического уничтожения), повсеместной опорой правящих кругов на армию и полицию.

Военный – устанавливается, как правило, в результате военных переворотов, высшие гос должности занимают военные.

Диктаторский – власть находится в руках диктатора, методы управления – жесткие, имеют место политические репрессии, культ вождя.

Наши рекомендации