ОБРАЩЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД. В результате вступления России в 1996 г

В результате вступления России в 1996 г. в Совет Европы и ратификации Европейской конвенций о защите прав человека и основных свобод граждане Российской Федерации получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы только на действия или решения органов государственной власти и не принимает к рассмотрению
обращения, направленные против частных лиц и негосударственных организаций.

Прежде чем жалоба будет принята Европейским Судом к рассмотрению, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен обосновать свои личные претензии. В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Российской Федерацией. В-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты по всем судебным инстанциям в Российской Федерации.

По рассматриваемым делам Европейский Суд большинством голосов выносит решение, которое является окончательным. При этом он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако он вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Государство, к которому относится решение Суда, обязано ему подчиниться. За всю многолетнюю практику Европейского Суда не зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами-членами Совета Европы его решений, ибо последнее, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и к исключению государства из состава Совета Европы.

Содержание жалобы в Европейский Суд:

· Текст самой жалобы

· Указание гарантированных Европейской конвенцией прав, которые заявитель считает нарушенными

· Перечень средств правовой защиты, которые заявителем были использованы

· Список решений по делу, которые были приняты органами государственной власти

· Копии этих решений

Омбудсмен

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотреблений властью со стороны чиновников особое место занимает скандинавский институт омбудсмена - Уполномоченного по правам человека. Особая популярность и авторитет данного института объясняются многими демократическими чертами, характеризующими его статус: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; бесплатностью оказания помощи гражданам и т. д. Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Первым на эту должность в январе 1994 г. был назначен видный правозащитник С. Ковалев. Однако в марте 1995 г. он был освобожден Государственной Думой от должности Уполномоченного по правам человека. Причиной стала его независимая, принципиальная позиция относительно прав человека во время войны в Чечне. Как сказано в Законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (принят 16 апреля 1996 г.), должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Согласно Закону, на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный по правам человека назначается и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Срок его полномочий - пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы РФ. Уполномоченный по правам человека не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой. Он не может быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

Основными функциями Уполномоченного по правам человека в РФ являются:

- восстановление нарушенных прав;

- совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- развитие международного сотрудничества в области прав человека;

- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, а также находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства, поданные не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод или с того дня, когда лицу стало известно об их нарушении. Однако Уполномоченный рассматривает эти жалобы только в том случае, если ранее подавшее их лицо уже обжаловало нарушающие его права действия (бездействие) государственных органов в судебном или административном порядке, но не согласно с принятым решением.

В соответствии с Законом Уполномоченный, получив жалобу, может:

- принять ее к рассмотрению;

- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;

- отказать в принятии жалобы к рассмотрению, указав мотивы.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Кроме того, на основании изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный по правам человека имеет право направлять государственным органам, органам местного самоуправления свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан и совершенствованию административных процедур. В конце каждого календарного года Уполномоченный по правам человека готовит доклад о своей деятельности, который направляет Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ.

Практикум по теме 2.2.

1. В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ предусматривает, что ограничение некоторых (наиболее важных из них) допускается только на основании федерального закона и каждый раз должно осуществляться с соблюдением дополнительной гарантии - с санкции (по решению) суда. Опираясь на текст главы 2 Конституции РФ, перечислите права, которые могут быть ограничены.

2. Заполните таблицу. «Права и свободы человека в Российской Федерации»

Группа прав и свобод Права и свободы Статья Конституции РФ
Гражданские    
Политические    
Экономические    
Социальные    
Культурные    

3. Опираясь на положения ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, перечислите те права человека и гражданина, которые не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения в стране.

4. Итальянский просветитель, юрист и публицист Чезаре Беккариа в своей книге «О преступлениях и наказаниях» писал, что смертная казнь не основана на настоящем праве, поскольку никому из людей не дано право убивать себе подобных. По его мнению, смертная казнь является «войной нации с гражданином, считающей необходимым или полезным уничтожить его жизнь». Согласны ли вы с мнением Ч. Беккариа? Считаете ли вы необходимой отмену смертной казни как действия, нарушающего права человека? Обоснуйте свой ответ.

5.В последнее десятилетие во многих странах мира усиливается движение за законодательное разрешение эвтаназии. Эвтаназией называется искусственное прерывание врачом жизни пациента по желанию последнего при неизлечимых болезнях. Противники эвтаназии называют ее убийством и утверждают, что она нарушает фундаментальное право человека - право на жизнь. Сторонники эвтаназии доказывают, что право на жизнь не означает обязанности человека жить в случае, если он этого не хочет. Они также полагают, что одним из элементов права человека на жизнь является его правомочие распоряжаться своей жизнью и самостоятельно определять временные пределы своего существования, т. е. право на смерть. Выскажите свое мнение по данной проблеме. Считаете ли Вы возможным и необходимым легализацию эвтаназии в Российской Федерации?

6. Ряд юристов полагает, что помимо перечисленных выше видов прав и свобод человека - личных, политических, экономических, социальных и культурных - существует еще и такая группа прав, как права по защите других прав и свобод. Проанализируйте текст главы 2 Конституции РФ и составьте список тех прав, которые, по вашему мнению, могут быть отнесены к данной группе.

7. Одним из механизмов защиты прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд РФ. Исходя из приведенных ниже положений Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», определите, кто и в каких случаях имеет право обращаться с жалобой в Конституционный Суд РФ. В каких случаях жалоба в Конституционный Суд признается допустимой? Какое решение по жалобе гражданина может принять Конституционный Суд РФ? Каковы правовые последствия принятого Конституционным Судом РФ решения?

Феральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ»

Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Статья 97. Допустимость жалобы

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Статья 98. Последствия принятия жалобы к рассмотрению

Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу. Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья 99. Пределы проверки

Пределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации закона, указанного в жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан, устанавливаются статьей 86 настоящего Федерального конституционного закона.

Статья 100. Итоговое решение по делу
По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих решений:

1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;

2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

В случае признания закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации судебные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном порядке.

Наши рекомендации