Основные этапы прохождения гражданской службы в РФ

Ограничения для поступления на ГГС:

· Необходимо достичь совершеннолетия федеральный закон устанавливает предельный возраст нахождения на ГС – 65 лет

· Необходимо быть гражданином РФ и не иметь никакого другого гражданства (это не относится к военной службе, на которую по контракту принимаются иностранные граждане)

· Для государственного служащего обязательно владеть русским языком

· Необходимо соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, замещающим конкретную гос. должность ГС

Право на равный доступ к ГС:

· Конституционное право на равный доступ к ГГС обеспечивает конкурс на замещение должностей ГГС

· Конкурс представляет собой мероприятие, заключающееся в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности ГГС, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности

· В соответствии с Указом Президента РФ конкурс проводится на все должности, кроме 5 случаев

Исключения из конкурса:

1) При заключении срочного служебного контракта

2) Назначения на должность категории «руководители», осуществляемого Президентом РФ

3) При назначении на должность человека, состоящего в кадровом резерве

4) При назначении на должности, связанные с использованием сведений, составляющих гос. тайну

5) При назначении на должности младшей группы должностей

Конкурс на замещение должности ГГС проводится в два этапа. Мероприятия первого этапа:

1) Орган гос. власти публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном печатном издании, а также на сайте органа гос. власти в информационно-коммуникационной сети общего пользования

· В объявлении должно содержаться:

· Наименование вакантной должности

· Требование к претенденту

· Место и время приема документов

· Срок приема документов

· Телефон, факс, электронная почта, сайт органа гос. власти, давшего объявление

2) В течение 30 дней со дня объявления претендентам на замещение должности необходимо представить в орган гос. власти след документы:

· Личное заявление

· Собственноручно заполненную анкету с фотографией

· Копию паспорта

· Копия трудовой книжки

· Нотариально заверенную копию документа о профессиональном образовании

· Медицинская справка

3) Если должность требует, то с согласия гражданина оформляется допуск к сведениям, составляющим гос. тайну

4) Осуществляется проверка представленных сведений

5) Если гражданин соответствует квалификационным требованиям к вакантной должности, современно и в полном объеме представил документы, прошел проверку, то он допускается к конкурсу

6) Назначается дата конкурса, о чем кандидаты оповещаются за 15 дней до начала

Второй этап:

1) Конкурс проводится при наличие не менее 2х кандидатов

2) Создается конкурсная комиссия в составе:

· Представителя нанимателя или его уполномоченного

· Юриста

· Работника подразделения по госслужбе и кадрам

· Представителя органа гос. власти по управлению госслужбой

· Независимых экспертов – представителей научных и образовательных учреждений – не менее ¼ от общего состава конкурсной комиссии

3) Проводится заседание конкурсной комиссии, голосование

4) Решение комиссии является основанием для назначения на вакантную должность. Назначение представляет собой, во-первых, акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность, и, во-вторых, заключение служебного контракта

5) Оповещение кандидатов о результатах конкурса в течение месяца со дня совершения.

Испытание ГГС

· В акте гос. органа о назначении на должность ГС и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности ГС.

· Отсутствие в акте госоргана о назначении на должность ГС т служебном контракте условия об испытании означает, что ГС принят без испытания

Испытания не устанавливается:

· Для беременных женщин – гражданских служащих

· Для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения ГС

· Для граждан и гражданских служащих при замещении должностей ГС категории «руководители» и «помощники», которые замещаются на определенный срок полномочий

· Для госслужащих, назначенных на должности ГС в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией госоргана либо сокращением должностей ГС

Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на ГС, или гражданским служащим о прохождении ГС и замещении должности ГС. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Положение служебного контракта. Его сроки

Служебные контракты могут быть как бессрочными, так и заключенными на определенный срок

1) Общие положения. В данном разделе указывается, кто, с кем и на какую должность заключает контракт, а также к какой группе и категории данная должность относится.

2) Права обязанности гражданского служащего, а также требования к служебному поведению, ограничения и запреты, связанные с замещением данной должности

3) Права и обязанности представителя нанимателя

4) Условия оплаты труда, в том числе:

· Размер должностного оклада

· Оклад за классный чин

· Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет

· Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы

· Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу с секретными сведениями

· Ежемесячное денежное поощрение

· Единовременная выплата к отпуску и материальная помощь

5) Параметры служебного времени и времени отдыха такие, как:

· Нормальная продолжительность служебного времени

· Ненормированный служебный день

· Сокращенная продолжительность служебного времени

· Продолжительность основного отпуска

· Доп. отпуск за выслугу лет

· Доп. отпуск за ненормированный служебный день

· Доп. отпуск за тяжелые условия труда или климатические условия

6) Срок действия контракта

7) Основные и доп. гарантии

8) Испытательный срок

Аттестация госслужащего должна проходить не реже, чем один раз в три года. Кроме того, в установленных случаях может проводится внеочередная аттестация.

Кто освобождается от аттестации?

· Проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года

· Достигшие 60-летнего возраста

· Беременные женщины

· Находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста

· Замещающие должности «руководители» и «помощники», с которыми заключен срочный служебный контракт

· В течение года со дня сдачи квалификационного экзамена

Порядок проведения аттестации

Для ее проведения издается правовой акт госоргана, содержащий след. положения:

· О формировании аттестационной комиссии

· Об утверждении графика проведения аттестации

· О составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации

· О подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии

Фото айфон

Лекция 7

Модели бюрократии

1) В. Вильсон – Ф. Гудноу

«изучение администрации» (1887г)

Политика и администрация (1900г)

Исполнительная власть-не только реализует решения Представительной ветви, но и принимает в них участие

Исполнительная власть: политические руководители и администраторы

Идеальный тип бюрократии М. Вебера:

· Четкая иерархия должностей

· Каждая должность – определенная сфера полномочий

· Найм на основе контракта

· Отбор на основе конкурса и профессиональных знаний

· Постоянное вознаграждение

· Должность – единственный вид деятельности

· Система продвижения по службе в соответствии с заслугами

· Жесткая дисциплина и контроль

Модели поведения бюрократии (теория общественного выбора)

Возникли в 70е годы прошлого века

Основные работы:

· Бюрократия изнутри (Энтони Доунс 1967). Акцент – внутриведомственная координация деятельности.

· Бюрократия и правительство (Нисканен 1970). Акцент – поведение бюрократии и деятельность ведомства как единого организма

Предпосылка моделей

Бюрократы, аналогично потребителям, максимизируют собственную полезность.

Плюралистическая модель Доунса.

Мотивация бюрократии.

5 эгоистических мотивов:

· Власть

· Деньги

· Престиж

· Удобство (минимизация усилий)

· Безопасность (низкая вероятность будущих потерь власти, денег, престижа, удобства)

4 «альтруистических» мотива:

· Преданность (коллективу, ведомству, правительству, народу)

· Самоидентификация с определенной деятельностью

· Гордость от собственного профессионализма

· Желание служить общественным интересам

Особенности поведения бюрократии

· Искажают информацию при взаимодействии с вышестоящим начальством, политиками, представителями законодательной власти в собственных интересах.

· По-разному реагируют на решения, принятые политиками, быстро реализуя те, которые соответствуют их интересам.

· Поиск новых путей решения задач, поставленных политиками, сильно зависит от личных интересов чиновников.

Типы бюрократии в зависимости от мотивации:

· Карьеристы – максимизируют собственную власть, доходы, престиж. Могут поддерживать радикальные реформы.

· Консерваторы – главный мотив – спокойствие и стабильное существование. Противятся радикальным реформам.

· Фанатики. Преданы областям деятельности, в которые вовлечены. Могут поддерживать радикальные реформы (если они затрагивают их сферы деятельности), но безразличны к прочим преобразованиям.

· Ярые сторонники. Ориентированы на максимизацию власти своего ведомства с тем, чтобы лучше выполнять возложенные на него функции. Идентифицируют собственное благополучие с благополучием ведомства.

· Политики. Идеалистический тип, нацеленный на повышение благосостояния всего общества. Делает карьеру для воплощения идеалистических замыслов.

Контроль в ведомстве

· Закон несовершенного контроля – никто не может полностью контролировать деятельность крупной организации.

· Закон ухудшающегося контроля – чем крупнее организация, тем хуже контроль за деятельностью сотрудников, осуществляемой начальством.

· Закон контр контроля – чем больше усилий прилагает начальство для осуществления контроля за подчиненными, тем больше усилий прилагают подчиненные.

Рациональная стратегия бюрократии

· Деятельность ведомств определяется деятельностью множества чиновников, реализующих собственные интересы, а также процессами ужесточения контроля и уклонения, свойственными любой иерархической организации.

· Деятельность ведомств определяется их жизненными циклом

· Новые ведомства конкурируют со старыми

· Вышестоящие и нижестоящие ведомства находятся в постоянно конфронтации.

Вывод по модели Доунса:

Бюрократия максимизирует размер ведомства, так как это позволяет обладать большой властью, деньгами, престижем, делает жизнь высших чинов более стабильной и комфортной.

Модель Нисканена

Новая правовая модель

В рамках модели производится сравнение ведомств с фирмами в условиях рынка с точки зрения производственной эффективности и эффективности по Парето.

Критерии оценки бюрократии по К. Политу

· Экономичность – минимизация расходов и затрат

· Производственная эффективность – соотношение затрат и выпуска

· Аллокационная эффективность – распределение общественных благ и услуг среди населения

· Эффективность по издержкам – оценка и выбор менее затратных альтернатив

Мотивация бюрократии

В ситуации прибыли бюрократия максимизирует бюджет ведомства, то есть объем финансовых средств, предоставляемых ведомству ежегодно вышестоящей организации.

Рациональное поведение бюрократии

При слабом контроле со стороны финансирующего органа ведомства будут производить почти вдвое больше, чем в оптимальном случае требуется обществу.

Вывод:

При заданных условиях и спросе и бюджет и выпуск ведомства могут быть почти в двое больше, чем у конкурентных фирм, действующих в тех же условиях.

Госслужащие:

· Выборные политики (формирующие представительную ветвь власти)

· Кадровые служащие (администраторы или чиновники)

Бюрократом (или чиновником, или администратором) называется карьерный госслужащий, который достиг своего положения путем поэтапного продвижения в организационной иерархии

Бюрократия – совокупность государственных институтов, иерархически субардинированных и использующих преимущественно административные методы управления.

Главная идея Вебера: при установлении легального типа власти в сфере гос. управления происходит переход от личностных отношений к безличностным.

Дисфункция бюрократии

Бюрократия может иметь «неидеальные» характеристики.

Бюрократические действия вызывают смещение целей и средств их достижения

Фото айфон

Лекция 8

Наши рекомендации