Тема 13. Международное экономическое право
1. Понятие, история становления и источники международного экономического права.
2. Цель и принципы международного экономического права.
3. Торговое и таможенное сотрудничество.
4. Международные организации в области международного экономического сотрудничества.
1. Международное экономическое право(МЭП) как отрасль международного права представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в области международных экономических отношений.
Предмет МЭП - международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие
отношения, а также отношения в производственной, научно-технической, валютно-финансовой сферах, сфере транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и др.
Международно-правовое регулирование экономических, в первую очередь, торговых взаимоотношений между государствами возникло давно. Торговые отношения с давних пор являются предметом международных договоров. В XVII веке появляются первые специальные торговые договоры. К XX веку сложились некоторые специальные принципы, институты и международно-правовые доктрины, относящиеся к регулированию экономических взаимоотношений государств. Появление новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества в Х1Х-ХХ ст. повлекло за собой возникновение новых видов договоров, а также создание многих международных экономических и научно-технических организаций. Во второй половине XX века в Европе возникают особые экономические интеграционные международные организации - Европейское Сообщество и Совет Экономической Взаимопомощи. В 1947 г. был заключен первый в истории многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), на базе которого было создано особого рода международное учреждение, объединяющие на сегодняшний день свыше ста государств.
Источники МЭП те же, что и в международном публичном праве. Характерным для МЭП является большое количество рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Но сердцевину МЭП составляют многосторонние договоры. Примером универсальных международных экономических договоров является ГАТТ 1947 г. Но чаще всего сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров. Наиболее существенное значение для формирования норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров. Исторический обычай в качестве источника играл значительную роль как в международном праве вообще, так и в международном экономическом праве в частности.
2. Главная цель международного экономического права, как и всего международного права - это обеспечение мира. Одна из важнейших целей МЭП -создание правовых основ международной экономической безопасности. К числу основных целей МЭП относится также объединение усилий государств в разрешении глобальных проблем - энергетических, продовольственных, транспортных, сырьевых, природоохранных, обеспечение социального прогресса народов, подъем их жизненного уровня и благосостояния.
Общие принципы международного права такие как принцип уважения государственного суверенитета, суверенное равенство государств, сотрудничество, неприменение силы или угрозы силой, а также невмешательство во внутренние дела государств, имеют основополагающее значение для регулирования международных экономических отношений.
Наряду с основными принципами международного права в международных экономических отношениях применяются и специальные принципы:
- неотъемлемый суверенитет государств над их богатствами и природными
ресурсами;
- свобода выбора организации внешнеэкономических связей;
- экономическая недискриминация;
- равенство и взаимная выгода государств;
- развитие взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники.
Основополагающим фактором, определяющим взаимоотношения государств в экономической сфере, является установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам. Выделяют следующие виды режимов;
а) режим наибольшего благоприятствования (означает, что государство
предоставляет другому государству (его юридическим и физическим лицам)
преимущества и привилегии, такие и в таком объеме, которые оно может
предоставить или предоставляет третьему государству);
б) преференционный режим (заключается в предоставлении льгот в сфере
торговли, таможенных платежей);
в) национальный режим (предусматривает предоставление таких же прав
иностранным юридическим и физическим лицам, как и собственным физическим и
юридическим лицам);
г) специальный режим (устанавливает любые специальные права для
иностранных юридических и физических лиц).
3. Основной международно-правовой формой регулирования современных межгосударственных экономических отношений являются двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие различные аспекты этой сферы международного сотрудничества.
Важнейшие виды договоров по содержанию:
- торговые договоры (именуемые также договорами о торговле и мореплавании, торговле и судоходстве, о дружбе и торговле) устанавливают правовой режим, который стороны предоставляют друг другу в отношении таможенного налогообложения, купли и продажи, торгового мореплавания, транспорта, транзита, деятельности физических и юридических лиц одной стороны на территории другой. Торговые (контингентные) соглашения регулируют товарооборот между государствами;
- кредитные соглашения - это международные договоры, по которым одни государства предоставляют другим государствам определенную сумму денег или же предоставляют им товары, а другие - дают обязательство в определенный срок погасить сумму долга по предусмотренным договорами условиям и уплатить определенное вознаграждение за пользование кредитом.
- соглашения о международных расчетах - международные соглашения о порядке осуществления расчетов за товары, предоставленные услуги и другие торговые и неторговые операции в международных экономических отношениях.
В 60-е годы в практике государств, когда их экономические отношения стали выходить за рамки чисто торговых связей, появились качественно новые соглашения: долгосрочные комплексные соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве. Кроме того, между государствами-импортерами сельскохозяйственного и минерального сырья заключаются международные товарные соглашения.
Нормы международного таможенного права содержатся как в торговых соглашениях, так и закрепляются в большом количестве отдельных таможенных соглашений. Такие таможенные соглашения, как правило, включают в себя:
1) определение общих направлений таможенного сотрудничества;
2) установление единых правил таможенного оформления и унификации
таможенных документов;
3) регламентацию видов, форм и методов таможенного контроля;
4) согласование перечней запрещенных для ввоза или вывоза товаров;
5) унификацию таможенных льгот;
6) регламентацию взаимоотношений между таможенными органами, включая вопрос правовой помощи.
4. В рамках международного экономического права роль международных организаций определяется тем, что, во-первых, это форумы для обсуждения важнейших экономических проблем; во-вторых, это постоянно действующий механизм, обеспечивающий государствам оперативное решение все более сложных вопросов международной экономической жизни; в-третьих, это квалифицированный аппарат для разработки проектов экономических договоров.
На первом месте среди международных организаций по своему значению стоит ООН с ее системой органов и организаций. Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и предоставляет рекомендации государствам в целях содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях (ст. 13 Устава ООН). В рамках ЭКОСОС обсуждаются международные экономические и социальные проблемы глобального характера.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданная в 1962 г. и ее комитеты занимаются всей совокупностью вопросов содействия развитию международной торговли на равноправной и взаимовыгодной основе. В рамках ЮНКТАД были заключены международные соглашения по какао, сахару, пшенице, олову и другие.
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная В1967 г., координирует всю деятельность системы ООН в области промышленного развития.
Большой вклад в развитие международного экономического права вносят такие организации, как ФАО, МОТ, ЮНЕСКО, Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ), Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА) и другие. Помимо системы ООН существуют региональные межгосударственные экономические организации: ЕС, АСЕАН, СААРКи другие.
Европейское Сообщество, основанное в 1957 г., представляет собой объединение европейских государств, которое содействует развитию торговли между участниками ЕС и их экономической интеграции.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданная в 1967г., содействует экономическому, социальному, культурному и научно-техническому развитию своих членов, имеет договорные связи с ЕС, активно выступает за превращение Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета.
Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). созданная в 1985 г., своей главной целью провозгласила обеспечение экономического и социального прогресса стран-членов путем оптимального использования их человеческих и материальных ресурсов, осуществление в рамках СААРК программ развития в таких важных сферах как сельское хозяйство, здравоохранение, наука и техника, торгово-экономическое сотрудничество.
Большая роль в практическом осуществлении международного экономического сотрудничества принадлежит межгосударственным отраслевым и функциональным организациям таким, как МВФ, МБРР, Мировая организация торговли (МОТ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и др., специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН и международные конференции и совещания по важнейшим политическим и экономическим проблемам.
МОТ является одной из наиболее влиятельных международных экономических организаций. К важнейшим соглашениям МОТ относятся: ГАТТ, Генеральное соглашение о торговле услугами, соглашение о торговых аспектах охраны прав на интеллектуальную собственность.
К функциям МОТ относится:
- содействие выполнению Соглашения об учреждении МОТ и многосторонних торговых соглашений системы МОТ;
- обеспечение многосторонних торговых отношений;
- обеспечение выполнения Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
- обеспечение функционирования механизма надзора за торговой политикой;
- сотрудничество с МВФ и МБРР.
В иерархии структуры МОТ высшим органом является Конференция министров, которая проходит один раз в два года и состоит из представителей государств-членов. В перерыве между заседаниями конференции министров главным органом является Генеральный Совет, осуществляющий руководство Советами по торговле товарами, торговле услугами и торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Наряду с вышеуказанными органами существуют Секретариат МОТ, возглавляемый Генеральным директором, который назначается Конференцией министров, а также ряд комитетов и органов по отдельным вопросам торгово-экономических отношений.
По состоянию на 2002 г. Украина имеет статус наблюдателя в МОТ, но получение полного членства в МОТ является одним из приоритетных направлений внешней политики нашего государства.