Соотношение преступления и состава преступления
Понятия преступления и состава преступления являются близкими, но не совпадают, их нельзя отождествлять. В соответствии с ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Таким образом, в определении преступления выделяются главные признаки: общественная опасность деяния, его уголовно-правовая противоправность, виновность лица, совершившего это деяние, и наказуемость деяния (действия или бездействия). Совокупность этих признаков образует общее понятие преступления, которое позволяет отграничить преступление от иных правонарушений. Однако приведенное здесь понятие преступления настолько широкое, что оно охватывает все преступления. Под это понятие подходит и кража, и убийство, и шпионаж, и любое другое преступление. Руководствуясь только понятием преступления, нельзя квалифицировать содеянное виновным лицом, то есть применять к нему ту или иную статью Особенной части Уголовного кодекса, предусматривающую ответственность за конкретное преступление. Этой цели служит разработанное наукой уголовного права понятие состава преступления.
Если совершение общественно опасного деяния (преступления) является фактическим основанием уголовной ответственности, то юридическим основанием будет наличие в этом деянии состава конкретного преступления, предусмотренного определенной нормой Особенной части Уголовного кодекса.
Состав преступления – законодательное определение. Оно создается на основе обобщения характеристик преступлений того или иного вида, выделения из разнообразия отдельных преступных проявлений наиболее существенных типичных признаков, необходимых и достаточных для констатации наличия в деянии преступления данного вида. Эти признаки включаются в диспозицию статьи Особенной части Уголовного кодекса в качестве конкретного состава преступления. Однако статьи Особенной части УК не дают полного описания признаков состава того или иного преступления. Некоторые наиболее часто повторяемые признаки путем обобщения как бы вынесены за скобки и помещены в статьях Общей части Уголовного кодекса (например, такие признаки субъекта преступления, как возраст, вменяемость). Следовательно, для определения наличия или отсутствия состава преступления в каждом конкретном случае необходимо обращаться не только к нормам Особенной, но и Общей части УК . В нормах Особенной части УК описываются признаки конкретных преступлений, а нормы Обшей части УК устанавливают основания, общие условия и принципы уголовной ответственности (например, в ст. 19 УК сказано об общих условиях уголовной ответственности, в ст. 30 – об ответственности за приготовление к преступлению и покушение на преступление).
Состав преступления служит более точному выявлению социально-политического и юридического содержания преступления как основания уголовной ответственности. Состав преступления раскрывает в конкретных фактических признаках содержание отдельных видов преступления. Конкретизированными видами преступления являются кража, мошенничество, дезертирство и т.д. Конкретизированным видом состава преступления является совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих кражу, мошенничество, дезертирство и т.д. В конкретных составах преступления общее понятие преступления и общее понятие состава преступления совпадают, они находят здесь свою конкретизацию.
Так, кража (ст. 158 УК ) с точки зрения общего понятия преступления является общественно опасным, противоправным, виновным и наказуемым деянием. С точки зрения общего понятия состава преступления необходимо раскрыть конкретные фактические признаки кражи. Объект – чужая собственность. Объективная сторона – тайное хищение. Этим кража отличается от грабежа (ст. 161 УК ), который совершается открыто. Установление конкретного состава преступления дает возможность правильно квалифицировать преступление и правильно решить вопрос об уголовной ответственности.
Разграничение понятия преступления и понятия состава преступления этим не исчерпывается. Например, соучастие двух или более лиц всегда бывает в одном умышленном преступлении, но не всегда в одном и том же составе преступления. Так, Иванов, не судимый, 18 лет, и Кочетков, 34 лет, ранее два раза судимый за хищение, по предварительному сговору совершили кражу. Действия Иванова были квалифицированы по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК (кража, совершенная по предварительному сговору группой лиц), а действия Кочеткова – по п. «в» ч. 3 ст. 158 УК (кража, совершенная лицом, ранее два и более раза судимым за хищение либо вымогательство). В приведенном примере Иванов и Кочетков в соучастии совершили одно и то же преступление, но составы преступлений в их действиях разные, поэтому они были квалифицированы по разным частям ст. 158 УК . В данном случае на квалификацию оказало влияние то обстоятельство, что Кочетков до совершения этого преступления был дважды судим за хищение, то есть являлся специальным субъектом.