Вопрос 2. Вступление России в ВТО
а) цели и задачи вступления.
Выработанные с учетом интересов многих государств и проверенные практикой правовые нормы ВТО могут обеспечить цивилизованные методы и формы внешнеторгового обмена. Присоединение России к ВТО в перспективе принесет большие выгоды. Вопрос в том, какие потери и выигрыши могут быть сейчас и что необходимо, чтобы уменьшить отрицательные и увеличить положительные результаты.
Цели присоединения России к ВТО:
- получение лучших, по сравнению с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
-доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате проведения законодательной системы в соответствии с нормами ВТО;
- расширение возможностей для российских инвесторов в странах – членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
--улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задачи переговоров о присоединении России к ВТО – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, т.е. наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
б) условия участия России в ВТО
ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.
Для этого Россия должна взаимно зафиксировать со странами – участницами ВТО ставки импортных тарифов, условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признать правила ВТО при урегулировании торговых споров.
Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в национальное законодательство России и имеют над ним приоритет.
. Немаловажно, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное законодательство может быть внесен масштабный блок современного хозяйственного права. Это сделало бы российские законы сопоставимыми с нормами международного права. Произошло бы заметное снижение бюрократических барьеров во внешнеэкономических связях.
Условия вступления страны, в том числе и России, в ВТО постоянно корректируются, смягчаются в ходе регулярных переговоров в ВТО. Предусматриваются также исключения и переходные периоды в их применении для отдельных стран, таможенных союзов.
Однако остро стоит вопрос о том, какие шаги должны быть предприняты, чтобы российский бизнес в его нынешнем состоянии был способен реально воспользоваться всеми этими преимуществами, а, главное, как избежать неприемлемых потерь при встречном открытии отечественного рынка для иностранной продукции.
б) переговоры по вступлению России в ВТО
Процедура присоединения сложна и состоит из нескольких этапов. На первом этапе в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны (информационный этап). На втором этапе начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны – соискателя в ВТО. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двухстороннем уровне со всеми заинтересованными странами ВТО. Прежде всего, эти переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить странам – членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себе обязательств по соглашениям, вытекающим из членства в ВТО. Взамен присоединяющаяся страна получит права, которыми обладают члены ВТО. Это буде означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.
Российская Федерация в настоящее время имеет статус наблюдателя. Переговоры по присоединению России ведутся с 1995 г. (информационный этап). В 1999 г. начался второй этап переговоров, в ходе которого согласовывались условия вхождения России в ВТО: первоначальные предложения России по тарифным уступкам в области импорта товаров, по уровню поддержки сельского хозяйства, особых обязательств по услугам. Переговоры велись на двухстороннем уровне со всеми заинтересованными странами – членами ВТО об условиях присоединения России.
Российской делегацией переговоры велись по следующим основным направлениям:
ü Переговоры по доступу товаров на российский рынок. Их основным предметом является определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин, который Россия получит право применять после присоединения к ВТО.
ü .Переговоры по сельскохозяйственной тематике. Помимо тарифного аспекта, они включают осуждение объемов государственной поддержки аграрного сектора и размеров экспортных субсидий.
Прошли многосторонние консультации по сельскому хозяйству с участием США, ЕС, стран Кернской группы (ведущих экспортеров сельхозпродукции), ряда стран Центральной и Восточной Европы, Азии и Лат. Америки (всего около 30 стран). Переговоры по данному направлению носили крайне сложный характер, т.к. позиции сторон по уровню разрешенных России в качестве члена ВТО господдержки сельскому хозяйству и объему экспортных субсидий резко расходятся.
ü Переговоры по доступу на рынок услуг. Их цель – согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок.. Двусторонние переговоры показали, что существуют различия в толковании странами правил ВТО в отношении горизонтального регулирования торговли услугами. . Были проведены многосторонние консультации по специальным аспектам такого регулирования в России (естественные монополии, субсидии, ЗАТО, приграничные территории, культурное наследие и достояние, антимонопольное регулирование, услуги общего пользования и т.д.),
ü Переговоры по системным вопросам. Их цель – определение мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства для выполнения своих обязательств как участника ВТО. В целом требования стран-членов ВТО в этой сфере можно разделить на три части:
-Переговоры о несоответствии российского законодательства и правоприменительной практики нормам ВТО. Основная озабоченность членов ВТО касается ряда положений действующего законодательства в области таможенного дела (излишние требования к импортным товарам). Участники переговоров требовали безусловного выполнения положений ВТО в данной сфере. Это – стандартное требование ко всем присоединяющимся странам.
- Применение Россией некоторых элементов регулирования, в принципе разрешенных в ВТО, может быть обусловлено определенными требованиями или обязательствами, которые фиксируются в докладе Рабочей группы. Это – «переговорные» требования.
- Запросы, явно выходящие за рамки обязательств ВТО (требования «ВТО+»), такие как присоединение к необязательным соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, унификация внутренних и внешних цен на энергоносители, отмена экспортных пошлин.