Социальное и экономическое развитие государства Декана в Южной Индии в VIII-XIIвв

1. География. Центр-юг полуостровной части Индии.

2. Хронология. Период расцвета деканских государств, внутреннего членения нет.

3. Раштракуты. С середины VIII в. династию Чаульев (бывший гегемон в регионе) сменяют Раштракуты (742-973). Название династии – от титула общинных вождей (общинное управление в Индии могло охватывать сотни деревень). Они сразу же включаются в борьбу за Ганго-Джамнское двуречье между бенгальскими (дельта Ганга) и гуджератскими (запад полуострова) князьями и на ней возвышается (хотя спорная территория постоянно переходит из рук в руки). Дхрува (780-793) принимает титул императора, а его приемник, Говинда III (793-814) смог довольно долго удерживать эту территорию. При нём – расцвет Раштракутов. После него гегемония в регионе переходит к Бенгалии, а потом – к Гуджерату. В начале X века вновь происходит кратковременный взлёт Раштракутов, но за ним – упадок. Тем временем на крайнем юге усиливается государство Чола, которое к XI в правление Раджендры I (1015-1044) объединяет Ю и ЮВ полуострова и успешно противостоит государству Чалукьев (сменивших Раштракутов) на севере. В 1070 два купнейших государства объединяются личной унией и к началу XII Чола – сильнейшее государство Ю Азии. Но потом хиреет.

4. Экономика и социум. Здесь всё происходит намного медленней, чем на севере. Долго сохраняется община и общинное управление, охватывающее большое количество деревень. Очень велика роль феодализирующейся общинной верхушки, которая противостоит государству. Но к XI-XII вв. община утрачивает самостоятельность, хотя и сохраняется некоторое самоуправление. Феодальные владения обычные наследтвенные, возникают путём завоевания новых территорий и распределения земель между воинами-победителями. В XII в. система иммунитетов и феодальных отношений сложилась по всей Индии. В целом государство просто и банально – двор + феодальное войско. Наёмников не было.

Япония под властью сегунов Токугава.

Хронология. 1603-1869.

Сёгунат.Военная форма правления сёгунат присуща исключительно Японии. `Сёгун` значит `великий воевода победитель варваров`, т.е титул сугубо военный. Его правительство называется бакуфу (букв. военная ставка). Состоит оно из даймё - крупных земельных собственников, феодалов. Император становится абсолютно дутой фигурой, его никто никогда не видит, бывает, о его смерти сообщают лет через 5 после неё самой.

Приход к власти Токугава.1600 год – победа Иэясу Токугава в битве при Сэкигахара. Оппозиция сломлена, засела на 15 лет в Осаке, бурлит, но реальной опасности для власти уже не представляет. В 1615 году их окончательно зарыли.

Политика Иэясу Токугава. Столица в Эдо. Физическое уничтожение оппозиции. Передача земель в руки друзей и сподвижников. Всего около 200 княжеств, лояльнх центру, платят налоги рисом. Объявил самураев без хозяев `ронинами` то есть, по сути, бесправными маргиналами. Убил их около 100.000, но ещё 300.000 осталось висеть на государстве мёртвым грузом. Задача Иэясу - полная стабилизация. А за один только 17 век - больше 400 восстаний. Под предводительством разного рода самураев.

Христианское восстание в Симабара 1637. Более 30 тыс. христиан, крестьяне, во главе мятежные самураи, служившие сподвижникам Хидэёси. Жёстко подавлено (помогала голландская корабельная артиллерия). Христианство - вне закона, `топтание икон`. Именно после этого страна закрывается для всякого рода внешних контактов (прежде всего с Китаем). Порты закрыты. И так будет вплоть до середины 19 века. Жили и умирали, не подозревая о наличии всего остального мира.

Сословия.Строгая закрытая система, регламентирующая социальную жизнь. 4 сословия. Самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы. Каждому своё. Особенно тяжело крестьянам (повинности) и самураям (живут на гос. счёт, чем дальше, тем более скромный, им запрещено заниматься чем-либо, кроме службы хозяину). Самураи составляют сёгунское войско, они вассалы мелких князьков.

Кризис.Замкнутость экономики, кастовость сословий (невозможность перехода), скорое отчуждение самураев от земли (прежняя бенефициальная система службы хуже контролировалась, самураи становятся придворными, они экономически бесполезны, лишние рты, многие из них в тайне подрабатывают (позор), войны есть, но местечковые). Всё это постепенно приведёт Японию к жестокому экномическому и социальному кризису, завершившемуся реставрацией монархии в 1869ом.

После смерти Тоетоми Хидэёси в 1598 г. власть оказалась в руках одного из его сподвижников Токугава Изясу, который сумел одолеть соперников и в 1603 г. провозгласил себя сёгуном. Началась длительная эпоха нового, третьего по счету после Минамото и Асикага, сёгуната, токугавского, продолжавшегося вплоть до реставрации 1867 г., «Мэйдзи исин».

В классической формуле «начал, продолжил, завершил», обычно относимой к оценке деятельности всех трех выдающихся объединителей страны в XVI в., на долю Токугава Иэясу приходится заключительная фаза. Суровой рукой окончательно покорив всех мятежных даймё и объединив страну под своей властью, дом Токугава и прежде всего сам Иэясу приступили к серии реформ, направленных на закрепление успеха. Даймё, которых к тому времени насчитывалось около 200, сохранили некоторые традиционные права, включая суд и административную власть в пределах своего владения, при них остались и их самураи, находившиеся в основном на натуральном довольствии. Однако за это они не только должны были признать авторитет сёгуна, но и в знак этого признания каждый второй год вместе с семьей, челядью и даже частью дружины проводить в специально построенной для этого дворцовой усадьбе в Киото. Это своего рода заложничество сыграло важную роль в укреплении власти центра. Кроме того, дом Токугава позаботился о том, чтобы враждебные ему даймё (посторонние – в отличие от тех, кто был родней или вассалом сёгуна), именовавшиеся тодзама, не проживали компактно, но были бы территориально оторваны друг от друга. Ремесло и торговля в тех городах, где прежде осуществляли свою юрисдикцию даймё, были переданы в подчинение центру вместе с самими городами. Все это значительно подорвало могущество князей и укрепило власть сёгунов, т.е. государства.

Иэясу провел и аграрную реформу, еще раз закрепив крестьян за их землями. Он же строго разграничил сословия (самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы) и наладил систему полицейского надзора в стране. Выступив против католической церкви, закрыв порты и вообще изолировав Японию от внешнего мира, Токугава вместе с тем не стоял за строгую и полную изоляцию. Сёгуны, видимо, понимали, что при контролируемых контактах связи с европейцами могут дать стране немало пользы. В частности, среди других европейцев были выделены голландцы: вся шедшая в Японию через посредство голландских купцов европейская наука и культура ,особенно книги, оказывали немалое воздействие на японцев, привыкших перенимать все полезное у других. Известно, что ученые, последователи рангакуся из числа хорошо образованных японцев, уже в XVIII в. активно и вполне осознанно использовали данные европейской науки для совершенствования экономики страны.

Однако изоляция страны не вела к ее быстрому прогрессу. Если в XVII в. реформы и укрепление внутренней стабильности привели к относительному процветанию экономики Японии, то XVIII век принес с собой упадок и начало экономического кризиса. Разлагался лишавшийся необходимого материального содержания корпус самураев, из которых в наихудшем положении были ронины. В критическом положении оказались крестьяне, часть которых вынуждена была идти в города либо включаться в городское хозяйство с помощью системы рассеянной мануфактуры (важный институт, играющий значительную роль и в современной Японии). В упадок пришли и большинство даймё, чьи власть и богатство заметно сокращались. Что касается сёгунов, то их могущество продолжало быть неколебимым, причем немалую роль в этом играло возрожденное и усиленное в его чжусианской форме неоконфуцианство, которое не только было воспринято в качестве официальной идеологии, но и реально оказывало свое воздействие на образ жизни японцев (патернализм, преданность старшим, крепость семьи, культ этической нормы и многое другое).

Кризис токугавского сёгуната стал заметным на рубеже XVIII–XIX вв., но особенно явственным – с 30-х годов XIX в. Ослаблением могущества сёгунов воспользовались прежде всего наиболее крепкие и развитые княжества из числа тодзама южных районов страны, особенно Тёсю и Сацума. Они богатели за счет контрабандной торговли, активно развивали собственную промышленность, включая и военную, причем сёгуны уже ничего с этим поделать не могли. Сильный удар по токугавскому авторитету нанесло насильственное «открытие Японии» США и европейскими державами в середине XIX в. Антииностранное и антисёгунское движение в стране после этого слились воедино, причем центром притяжения всех мятежных сил в стране стал императорский дворец в Киото.

Давно забытый, хотя и всегда всеми заботливо почитавшийся император вдруг превратился в национально-патриотический символ Японии. Императора активно поддерживали князья и самураи из Тёсю и Сацума, из, некоторых других княжеств. За него выступали стекавшиеся к его двору странствующие ронины. Наконец, антисёгунскую коалицию поддержала и заинтересованная в резком изменении политики Японии Англия. Словом, дни сёгуната были сочтены, так что неудивительно, что после короткого сопротивления осенью на рубеже 1868 г. с сёгунатом в истории Японии было покончено. Власть в стране была передана императору, 16-летнему Муцухито (Мэйцзи). Япония вступила в полосу радикальных преобразований, равных которым не знала ни одна из неевропейских стран (за исключением тех, что были заселены колонистами из Европы.

Билет 19.

Наши рекомендации