Обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки здравоохранения и мобилизации
Организации независимо от форм собственности обязаны:
- организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей моби-лизационной готовности;
- создавать мобилизационные органы или назначать работников, вы-полняющих функции мобилизационных органов (далее — мобилизационные работники);
- разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;
- проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполне-ния мобилизашонных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
- выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заклю-ченными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
- при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;
- оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:
обеспечение своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;
обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;
- предоставлять в соответствии с законодательством Российской Феде-рации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспорт-ные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, опреде-ляемом Правительством Российской Федерации;
- создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по во-инскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспе-чивать представление отчетности по бронированию.
Организации не вправе отказываться от закл ючения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного разверты-вания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизацион-ные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организа-циями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуще-ствляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий.
Граждане Российской Федерации обязаны:
— являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
— выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизацион-ных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;
— предоставлять в соответствии с законодательством Российской Феде-рации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущест-во, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесен-ных ими убытков.
Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выпол-нению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, атакже зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизацион-ной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации.
33.Статьи Конституции РФ (ст.4, ст.87, ст.59) – основное содержание.
3.1.1. Конституция Российской Федерации (12декабря 1993г.) В статье 4 Конституции указывается, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно статье определяет, что оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации. А статья 87 определяет, что:
— Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;
— в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение;
— режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
34.Основное содержание Федерального Конституционного закона «О военном положении».
3.1.2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «0 военном положении».
В законе дается формулировка военного положения как особого правового режима, вводимого на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Основаниями для введения военного положения является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.
Агрессией против Российской Федерации признается применение воо-руженной силы иностранным государством (группой государств) против су-веренитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации.
Актами агрессии против Российской Федерации независимо от объяв-ления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:
1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом та-кого вгоржения или нападения, либо любая аннсксия территории Россий-ской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;
2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;
3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными си-лами иностранного государства (группы государств);
4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы госу-дарств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокаиии;
5) действия иностранного государства (группы государств), позволяю-щего (позволяюших) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Фе-дерации;
6) засылка иностранным государством (группой государств) или от име-ни иностранного государства (группы государств) вооружснныхбанд, групп, иррсгулярных сил или наемников, которые осушествляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указан-ным в настоящем пункте актам агрессии.
Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться так-же другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
При введении военного положения на территории Российской Федера-ции или в отдельных ее местностях объявлястся общая или частичная моби-лизация, если она не была объявлена ранее.
В законе изложены правила введения военного положения, дается оп-ределение режима военного положения и его обеспечение, полномочия ор-ганов государственной власти и особенности функционирования в период действия военного положения.
35.Основное содержание Федерального закона «Об обороне».
3.1.4. Федеральный закон от 31 мая 1996года № 61-ФЗ «Об обороне». Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обо-роны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и ихдолжностныхлиц, права и обязан-ности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касаю-щиеся обороны.
Под обороной понимается система политических, экономических, воен-ных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосно-венности ее территории.
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Рос-сийской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных орга-нов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организа-ций независимо от форм собственности, а также собственников транспорт-ных средств.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безо-пасности, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Фе-дерации, войска гражданской обороны (далее — другие войска).
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются ин-женерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские фор-мирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы фе-деральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информаиии, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), а также создаваемые на во-енное время спеииальные формирования. Организация обороны включает:
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основных направлений воснной политики и положенийво- ;
енной доктрины Российской Федерации; |
3) правовое регулирование в области обороны; :
4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности ;
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских форми- ;
рований и органов, а также планирование их применения; ;
5) разработку, производство и совершенствование систем управления Воо-руженными Силами Российской Федераиии, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, атакже планирование использования радиочастотного спектра;
6) планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации, органов местного самоуправления и экономики страны на работув условиях военного времени;
7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Рос-сийской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федераиии, органов местного самоуправления и организаций независимоот форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
8) создание запасов материальных ценностей государственного и моби-лизационного резервов;
9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и терри-ториальной обороне;
10) оперативное оборудованис территории Российской Федерации в це-лях обороны;
11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тай-ну, в области обороны;
12) развитие науки в интересах обороны;
13) координацию деятельности органов государственной власти Россий-ской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Фе-дерации и органов местного самоуправления в области обороны;
14) финансирование расходов на оборону, а такжс контроль за расходо-ванием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
16) другие мероприятия в области обороны.
36. Основное содержание Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации».
Закон осушествляет правовое регулирование в области мобилизацион-ной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.
В законе даны определения понятий «мобилизационная подготовка» и «мобилизация».
Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и эко-номики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Воо-руженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирова-ний, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетво-рению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу эко-номики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федера-ции и экономики муниципальных образований, переводу органов государст-венной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях воснного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Феде-рации, других войск, воинских формирований, органов и специальных фор-мирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частич-ной, а основными принципами мобилизационной подготовки и мобилиза-ции являются: централизованное руководство; заблаговременность, плано-вость и контроль; комплектность и взаимосогласованность.
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаиий на работу в условиях воен-ноговремени;
5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобили-зации;
6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирова-ний;
7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Феде-рации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муници-па1ьных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Россий-ской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специ-альных формирований (далее — мобилизационные планы);
8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подго-товка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
9) проведение мероприятий по переводуэкономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных об-разований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федера-ции;
11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения по-требностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
12) создание и подготовка специальных формирований, предназначен-ных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Рос-сийской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или исполь-зования в их интересах;
14) создание, накопление, сохранение и обновление запасов материаль-ных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижае-мых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
15) создание и сохранение страхового фонда документаиии на вооруже-ние и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты по-вышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являю-щиеся национальным достоянием;
16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления ор-ганов государственной власти, органов местного самоуправления и органи-заций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях воен-ного времени;
18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобили-зации и в военное время;
19) организация воинского учета в органах государственной власти, орга-нах местного самоуправления и организациях;
20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для ком-плектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воин-ских формирований, органов и специальных формирований в период моби-лизации и в военное время;
21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, феде-ральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыва-нию и выполнению мобилизационных планов;
23) повышение квалификации работников мобштизационных органов;
24) международное сотрудничество в области мобилизационной подго-товки и мобилизации.
Данный федеральный закон устанавливает права, обязанности и ответ-ственность органов государственной власти, органов местного самоуправле-ния, а также организаций независимо от форм собственности и их должност-ныхлиц, граждан Российской Федерации в этой области.
37. Основное содержание Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
3.1.7. Федералъный закон от 28марта 1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Данный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — гражда-не) предусматривает:
— воинский учет;
— обязательную подготовку к военной службе;
— призыв на военную службу;
— прохождение военной службы по призыву;
— пребывание в запасе;
— призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает:
— призыв на военную службу по мобилизации, в период военного поло-жения и в военное время;
— прохождение военной службы в период мобилизации, в период военно-го положения и в военное время;
— военное обучение в период военного положения и в военное время.
Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.
Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной граж-данской службой.
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, ис-полняемой гражданами (иностранными гражданами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, в других войсках, воинских формированиях и орга-нах, а также в воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и создаваемых на военное время специальных форми-рованиях.
Прохождение военной службы осуществляется:
— гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
— иностранными гражданами — по контракту.
Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подле-жат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы во-инского учета.
От призыва на военную службу освобождаются граждане:
— признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
- прошедшие военную службу в Российской Федерации или в другом го-сударстве;
- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации уче-ную степень кандидата наук или доктора наук;
б)являющиеся сыновьями (родными братьями):
военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обя-занностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погиб-ших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов.
Не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных ра-бот, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение пре-ступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следст-вие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
38. Основное содержание Указа Президента РФ «Военная доктрина РФ».
3.2.3. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000года № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»
В Указе отмечается, что военная доктрина Российской Федерации пред-ставляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяю-щих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. А также подчеркивается, что военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее содержании последователь-ной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.
39. Основное содержание Указа Президента РФ «О Концепции национальной безопасности РФ».
3.2.2. Указ Президента Российской Федерации от Юянваря 2000 года № 24 «0 Концепции национальной безопасности Российскоп Федерацш»
Под концепцией национальной безопасности Российской Федерации подразумевается система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, обшества и государства от внешних и внутренних уг-роз во всех сферах жизнедеятельности.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
В «Концепции ...» сформулированы важнейшие направления государст-венной политики Российской Федерации.