III. Международные конфликты в Африке в 1980-1990-е гг

Многие из конфликтов, разгоревшиеся в 1980-е гг., тянулись еще с 1970-х гг., когда они были закамуфлированы «политически» под про­тивостояние двух систем.

Так, в конце 1975 г.,когда Испания оставила свою колонию Риоде Оро,последнюю поделили между собой две страны: 2/3 достались Ма­рокко,1/3— Мавритании.Но возникла организация фронт ПОЛИСА-РИО,которая выступала за независимость этой территории. Она сумела заручиться поддержкой соседних стран — Алжира и Ливии; в 1976 г.была провозглашена Сахарская Арабская Демократическая Республика.

Началась долгая война, в которой ПОЛИСАРИО получил поддержку от СССР (через Алжир), а Марокко — от Франции и США.

Столкнувшись с неразрешимыми экономическими проблемами, Мавритания в 1979 г.отказалась от притязаний на свою часть Рио де Оро; эту территорию взяли под контроль марокканские войска. Однако война все больше заходила в тупик: Марокковынуждено бы­ло возвести огромный пограничный вал вдоль всей контролируемой территории, содержать 100-тысячную армию, нести ежедневно расхо­ды, составлявшие 750 тыс. долл.

В 1983 г. король Хасан II заключил с М. Каддафи соглашение, по ко­торому Ливияотказалась от поддержки фронта ПОЛИСАРИО в обмен на обещание Марокко не вмешиваться в дела Чада.Правда, в 1986 г. Хасан II вынужден был денонсировать договор с Ливией, поскольку он не устраивал правительство США.

В 1987 г. было достигнуто соглашение с Алжиром; финансовая поддержка ПОЛИСАРИО прекращена. Среди его лидеров произо­шел раскол. К тому времени весь политический камуфляж был сор­ван: противостояние Восток—Запад осталось позади и это создало условия для разрешения вооруженного конфликта в Западной Сахаре.К сожалению, пока не удается организовать референдум о самоопре­делении народа этой территории, но прежнего военного противосто­яния уже нет.

Другой крупный вооруженный конфликт начался в Чадееще во времена первого президента Француа Томбалбая.Ему в 1966 г.броси­ла вызов организация ФРОЛИНА,штаб-квартира которой находилась в Ливии.Благодаря военному вмешательству Франции, Ф. Томбалбаю удавалось сохранить власть, но в 1975 г. он был убит, а война продол­жалась.

Тем временем французы ушли, а среди лидеров ФРОЛИНА про­изошел раскол: образовались две группировкилидеров — Гукуни Уэддея и Хиссена Хабре.Первого поддержали ливийцы: в 1980 г.они совер­шили бросок в направлении столицы Чада Нджамены и помогли Г. Уэддею захватить власть. В благодарность за это Ливии была обеща­на полоса Ауза, богатая, как предполагалось, ураном.

Война продолжалась. В 1986 г. ливийцы отказали Г. Уэддею в под­держке, и в 1987 г. верх одержал X. Хабре. Но в 1990 г.Ливия оказала помощь соратнику Хабре Идрису Дуби,и он сверг своего шефа.

Нестабильная обстановка сохранялась в Чаде; ситуация ослож­нялась постоянным вмешательством извне: Ливия, Франция, США,

Израиль — все пытались как-то воздействовать на эту страну. Одна­ко острота военного противостояния в Чаде постепенно сошла на нет, а в полосе Ауза так и не был обнаружен уран. В 1989 г. спор меж­ду Чадом и Ливией в отношении полосы Ауза передан в Междуна­родный суд.

В Западной Африке в период гражданской войны, начавшейся в Либерии в 1990 г.и угрожавшей перекинуться на соседнюю республи­ку Сьерра-Леоне, 5 африканских государств создали объединенные вооруженные силы (ЭКОМОГ).Эти силы должны были положить ко­нец междоусобной борьбе; в Либерию был направлен 5-тысячный контингент, состоявший в основном из войск Нигерии и Ганы. С боль­шим трудом удалось в 1995 г. достичь соглашения о разграничении вла­сти в стране. Это была первая успешная попытка разрешения конфликта самими африканцамибез вмешательства других держав. Впрочем, еще в 1978 г. в Заире французские и бельгийские десантники были замене­ны смешанным контингентом войск Марокко, Сенегала, Берега Сло­новой Кости, Того и Габона.

В Восточной Африке поддержка СССР режима Менгисту Хайле Мариама вызвала кризис в соседней стране — Сомали.Засуха, голод и болезни ускорили распад государства, начавшийся в 1982 г. Между­народная помощь была хаотичной, нерегулярной, хотя в 1980-е гг. около 20 гуманитарных организаций вели работу в Сомали.

В 1991 г.был свергнут президент Сомали Сиад Барреи страна по­грузилась в хаос. В 1992 г. в Сомали, по решению Совета Безопасно­сти, направлены Силы ООН по поддержанию мира. К тому времени странауже распалась на враждующие кланы и требовалось разоружение сторон.

Операция ООНв Сомали обернулась крупным провалом, хотя кон­тингент вооруженных сил в 1993 г. достиг 26 тыс. человек, из них аме­риканцы составляли 8 тыс. Произошло несколько инцидентов, в ходе которых силы ООН понесли потери. В 1994 г. американский президент Б. Клинтон окончательно отозвал американцев из Сомали. 16 месяцев спустя силы ООН полностью покинули эту страну, оставив ее в том же положении, в котором она находилась в 1992 г.

Сейчас на территории бывшей Сомали существуют множество квазигосударств, опирающихся на поддержку своих соседей: Сомали-ленд, Пунтленд и др. 25 августа 2000г. избран «временный президент» Абдулкасим Салад Хасан, который провозгласил курс на возрождение единого Сомалийского государства. Пример этой страны служит пре­достережением мировому сообществу и показывает, как далеко может зайти процесс деградации в Африке.

В ЭфиопииМенгисту Хайле Мариам безуспешно вел борьбу с Эри-трейским фронтом, одновременно пытаясь совладать с восстаниями внутри страны. С приходом в СССР М.С. Горбачева на пост Генераль­ного секретаря ЦК КПСС советская помощь стала быстро сокра­щаться. В 1989 г. начались переговоры с Эритрейским фронтом при посредничестве бывшего президента США Д. Картера.

В 1991 г. Менгисту был свергнут, а Эритрея в мае 1993 г.стала не­зависимым государством. Правда, вскоре участились пограничные конфликты между Эфиопией и Эритреей,которые переросли в вой­ну 1998—2000 гг. Несомненным итогом этой войны стало возрожде­ние сепаратистских настроений у племени афар, стремящегося к со­зданию своего государства на территориях Эритреи, части Эфиопии и Джибути. Таким образом, территориальные проблемы здесь пере­плетаются с проблемами сепаратизма, что ныне затрагивает многие государства в Африке.

На протяжении 1980-х гг. в Мозамбикешла настоящая война, причем ЮАР поддерживала в ней антиправительственные силы Мо-замбикского национального сопротивления (МНС). В 1984 г. был за­ключен договор в Нкомати, по которому Южная Африка обещала прекратить помощь МНС в ответ на прекращение помощи Мозам­бика АНК. Но помощь МНС продолжалась; продолжалась и война в Мозамбике.

В войну было втянуто и соседнее государство — Зимбабве:МНС объявил ему войну в 1986 г., поскольку правительство Зимбабве сфор­мировало специальный отряд особого назначения для защиты от пар­тизан МНС. Таким образом, военные действия перекинулись и на восточную провинцию Зимбабве — Маникаленд.

В 1986 г. президент Самора Машел погиб в авиационной катастро­фе и новым президентом Мозамбика стал Жаоким Чиссано.Ему уда­лось в 1990 г. склонить Южную Африку к соглашению. Затем ООНбыло предпринято посредничество; в Мозамбик прибыли междуна­родные наблюдатели. В октябре 1992 г. заключено соглашение о пре­кращении огня, а через 2 года состоялись выборы, в которых приняла участие и МНС.

В Мозамбике воцарился мир: стало расти промышленное произ­водство, в концу 1990-х гг. его темпы достигли 10% в год. Но в декаб­ре 1999 г. состоялись новые выборы, которые показали рост влияния МНС. Хотя ему и не удалось получить большинство голосов, но исход выборов усилил противостояние между ФРЕЛИМО, правящей пар­тией, и МНС, а особенно между их лидерами — Жоакимом Чиссано и Альфонсу Длакомой.

В настоящее время МНС сохраняет свои позиции в северной и цен­тральной части Мозамбика, но страна постепенно оправляется после долгой войны.

В Анголе в 1980-е гг. продолжалась гражданская война, причем США поддерживали УНИТА,оказывая Ж. Савимбизначительную по­мощь, а СССР — правительство, возглавляемое после смерти А. Нето в 1979 г. президентом Эдуардудуш Сантушем.В войну были вовлечены вооруженные силы и Кубы, и Южной Африки. В результате перегово­ров было заключено соглашение 1988 г. о взаимном выводе кубинских и южноафриканских войск.

В дальнейшем, в 1991 г., при посредничестве Португалии, США и СССР были подписаны Бисесские соглашения, которые позволили на определенное время приостановить гражданскую войну в Анголе. Еще в марте 1991 г. в Анголе принят закон о политических партиях. В стране создано около 100 партий; в Конституции закреплен прин­цип многопартийной демократии.

В сентябре 1992 г.под контролем ООН в Анголе проведены парла­ментские и президентские выборы: МПЛАполучила в парламенте 129 мест, УНИТА— 70. На президентских выборах Эдуарду душ Сан-туш получил 49,5% голосов, а Ж.Савимби — 40%; был необходим второй тур выборов. Но Савимби отказался признать результаты вы­боров и возобновил гражданскую войну. Лишь в октябре 1994 г. под­писано соглашение о прекращении гражданской войны и возобнов­лении мирных переговоров.

В апреле 1997 г.в Анголе было создано правительство Национально­го примирения,но в декабре 1998 г. Ж. Савимбиначал новую войну.На сей раз позицию УНИТА единогласно осудили ООН, ОАЕ, Евро­пейский парламент и даже бывший союзник — США.

Правительство Анголы сумело добиться перелома в военных дей­ствиях, организовав контрнаступление во второй половине 1999 г. Ре­шающие победы были одержаны правительством в сентябре 1999 г. — взяты базы УНИТА. В 2000 г. наступление продолжено, и в настоящее время под контролем правительства уже находится свыше 90% терри­тории страны.

Многие видные руководители УНИТА перешли на сторону прави­тельства. Покинули Ж. Савимби даже его дети, а сам он продолжает сопротивление, скрываясь в лесах. Но в любом случае наиболее ост­рая фаза военного конфликта в Анголе преодолена.

В 1990-е гг. военные действия велись на территории 15 африкан­ских государств. Особенно большие разрушения войны принесли на территории Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Сомали, Чада, Либерии, Западной Сахары.Преодоление последствий войны, очевидно, потребу­ет многих десятилетий. Остается реальной И возможность рецидивов конфронтации. В настоящее время серьезный конфликт происходит в Заире,где противостоят друг другу армии Уганды, Бурунди, Анголы, Зимбабве, Намибии, Чада.

Обострились отношения Суданасо своими соседями — Эфиопией, Эритреей и Угандой,которых он обвиняет в провоцировании выступ­лений (с начала 1997 г.) сепаратистских сил на юге страны. Обостри­лись территориальные споры и в отношениях между Камеруноми Ни­герией, Экваториальной Гвинеейи Нигерией, Намибиейи Ботсваной.

Многие государства региона оказались вовлеченными в конфликт между народами тутси и хуту,проживающими в Руандеи Бурунди.Можно привести и другие примеры нестабильности, которую питают проявления религиозной нетерпимости, межплеменная рознь, сепа­ратистские тенденции, споры из-за территорий, амбициозные устремления африканских лидеров.

Но следует отметить и некоторые позитивные тенденциипоследних лет. С окончанием «холодной войны» ожесточенность большинства вооруженных конфликтов пошла на убыль, так как исчезла заинтере­сованность великих держав в их сохранении.

Это подтверждает опыт урегулирования конфликтов в Анголе, Ли­берии, Мозамбике, Чаде. Удалось мирным путем разрешить террито­риальный спор между Ливией и Чадом из-за полосы Аузу, урегулиро­вать споры между Нигерией и Камеруном, Намибией и Ботсваной. Все большую роль в урегулировании конфликтов играют межнацио­нальные воинские подразделения самих африканских стран, как это произошло, например, в Либерии, где используются силы ЭКОМОГ.

В настоящее время стоит вопрос о создании межафриканских миро­творческих сил.США, например, уже подготовили по батальону во­оруженных сил из Сенегала и Уганды; сейчас готовятся батальоны из Ганы, Малави, Мали, Туниса и Эфиопии.

Может значительно снизить уровень военного противостояния и сокращение военных расходов. В среднем африканские страны тра­тят на военные нужды более 15 млрд. долл. в год, причем крупные военные бюджеты часто имеют страны, нестабильные в экономиче­ском и политическом отношениях. 12 стран Африки расходуют на военные цели более 5% ВНП, а некоторые (Ангола, Марокко, Кабо-Верде) — даже 12% ВНП, что в несколько раз выше, чем показатели стран — членов НАТО.

Содержание одного африканского солдата обходится в сумму, выделяемую на лечение, социальное обеспечение и просвещение 364 гражданских лиц. Огромные военные расходы не только создают угрозу международных конфликтов, но и поглощают и без того огра­ниченные ресурсы Африки.

В заключение, подводя итоги фактически 40-летнему независимо­му развитию Африки, следует отметить так называемый афропесси-мизм — разочарование результатами независимости. Несмотря на не­которые положительные тенденции последних лет (возобновившийся экономический рост, уменьшение числа международных конфлик­тов), в настоящее время всерьез обсуждаются разные варианты воз­рождения попечительско-мандатной системы.

Очевидно, что многие из африканских проблем вызваны отнюдь не колониализмом, а связаны со слабым государственным управлени­ем, некомпетентным и коррумпированным. Во многих африканских государствах все общественные структуры ныне развалились, приме­ром чему может служить ситуация в Сомали. Поэтому многие специ­алисты ставят ныне вопрос о воссоздании системы опеки, на сей раз по линии Организации Объединенных Наций, под контролем Совета Безопасности. Существуют различные варианты предложений: от со­здания основ государственного управления до обеспечения внутрен­ней безопасности, контроля над обращением валюты и экономикой.

Но есть и другие взгляды; их выражает, в частности, нынешний президент ЮАР Табо Мбеки, автор концепции «африканского Рен-нессанса»: он видит свидетельства возрождения континента. В 2000 г. в Ломе (столице Того) подписан пакт о создании Африканского сою­за — эта организация должна заменить со временем ОАЕ. В настоя­щий момент предпринимаются усилия для создания АС (Африкан­ского союза). В 2002 г. он создан; председателем Африканского союза избран Табо Мбеки, президент ЮАР. Организация Африканского единства, столь много сделавшая для завоевания независимости аф­риканскими государствами, перестала существовать. Будет ли какая польза от этого, покажет будущее.

В любом случае Африка оказалась в чрезвычайной ситуации: там самый низкий в мире доход на душу населения, самая высокая дет­ская смертность, устрашающие темпы распространения СПИДа, без­работица. Поэтому Африка нуждается в чрезвычайной международ­ной помощи.

Выводы

1. «Холодная война» сказалась и на развитии международных отношений в Аф­рике, многие конфликты были политически окрашены под противостояние «социализма» и «империализма». СССР пытался распространить свое влия­ние на различные регионы Африки, в надежде обрести союзников по «некапи­талистическому пути» развития. Но ограниченность экономического потен­циала не позволила СССР оказывать достаточную для этого помощь, что и привело к серии серьезных неудач в Северной и Западной Африке.

2. Роль Китая в Африке не была значительной, хотя в отдельные периоды ки­тайцы предпринимали меры, чтобы вызвать в ряде стран революционные по­трясения. Но возможности оказания экономической поддержки у КНР были еще более ограничены, чем у СССР. Единственным успехом китайской поли­тики стало сотрудничество с Танзанией, где КНР в 1970-е гг. осуществила грандиозный проект строительства железной дороги «Танзам».

3. В 1980-е гг. многие вооруженные конфликты в Африке достигли наивысшего накала. Западная Африка, Чад, Сомали, Мозамбик, Ангола — во всех этих районах заметно вмешательство сил извне, которые оказывали поддержку противодействовавшим сторонам. Именно этим объясняется столь широкое разрастание вооруженных конфликтов и столь разрушительные их послед­ствия.

4. В 1990-е гг. в системе международных отношений в Африке произошли пози­тивные сдвиги. С завершением «холодной войны» исчезли политические моти­вы конфликтов, что привело к резкому снижению уровня противостояния. Многие спорные вопросы между государствами уже разрешены или находят­ся в стадии урегулирования. Все большую роль в системе международных от­ношений играют собственные структуры африканских стран, межафрикан­ские вооруженные формирования, Организация Африканского единства.

Наши рекомендации