Международное гуманитарное право. Ныне подотрасль права вооруженных конфликтов, посвященная защите жертв войны, обозначается в международных актах как «меж­дународное гуманитарное право

Ныне подотрасль права вооруженных конфликтов, посвященная защите жертв войны, обозначается в международных актах как «меж­дународное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов» или более кратко «международное гуманитарное право».

Особенностью этой подотрасли права вооруженных конфликтов является то, что стороны вооруженного конфликта рассматриваются как равноправные и равнообязанные, независимо от того, какая из них явилась нападающей или обороняющейся стороной, агрессором или жертвой агрессии.

В то же время в принципе право вооруженных конфликтов в его широком понимании также можно считать гуманитарным правом, по­скольку так или иначе оно направлено на ограничение или смягчение тяжких последствий межгосударственных вооруженных конфликтов, их превенцию и ответственность за нарушение соответствующих международно-правовых предписаний.

В международно-правовой доктрине не существует сколько-ни­будь заметного единства по вопросам о существе и содержании права вооруженных конфликтов, а также о его подотрасли, именуемой ныне гуманитарным правом.

Основам собственно гуманитарного права, касающегося защиты жертв войны, посвящено ныне учебное пособие В.В. Пустогарова . * В этом труде показано, что основу современного гуманитарного права составляют четыре Женевские конвенции 1949 г., а именно: «Об улуч­шении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвен­ция I), «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» (Конвен­ция II), «Об обращении с военнопленными» (Конвенция III) и «О за­щите гражданского населения во время войны» (Конвенция IV), а также два Дополнительных протокола к ним 1977 г.: Протокол I о за­щите жертв международных вооруженных конфликтов и Протокол II о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного харак­тера.

Международное гуманитарное право. Ныне подотрасль права вооруженных конфликтов, посвященная защите жертв войны, обозначается в международных актах как «меж­дународное гуманитарное право - student2.ru

* См.: Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право: Учебное пособие, М., 1977.

Женевские конвенции и протоколы к ним систематизировали, ко­дифицировали и развили огромный относящийся к международному гуманитарному праву нормативный материал, их участниками стали практически почти все члены международного сообщества государств. Их положения действуют ныне и как нормы обычного международного права.

А. Фердросс * кратко характеризует историю выработки четырех Женевских конвенций 1949 г. следующим образом.

Международное гуманитарное право. Ныне подотрасль права вооруженных конфликтов, посвященная защите жертв войны, обозначается в международных актах как «меж­дународное гуманитарное право - student2.ru

* См.: Фердросс А. Международное право. М., 1959.

Конференция государств, созванная швейцарским Союзным сове­том, выработала Первую Женевскую конвенцию 1864 г. об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях. Эта конвенция неоднократно улучшалась и расширялась: в первый раз в 1906 г., далее в 1929 г. и, наконец, в 1949 г. Конвенцией об улучшении участи ранен­ных и больных в действующих армиях (Конвенция I). Она состоит из 64 статей и двух приложений.

Постановлениями Десятой Гаагской Конвенции 1907 г. принципы Женевских конвенций 1864 и 1906 гг. были распространены на мор­скую войну. Эта Конвенция также подверглась новации в 1949 г. Же­невской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II). Она содержит 63 статьи.

В Гаагских правилах сухопутной войны 1899 и 1907 гг. имелся раз­дел о положении военнопленных. Нормы установленного для них в 1929 г. режима получили дальнейшее развитие в Женевской конвен­ции 1949 г. об обращении с военнопленными (Конвенция III). Она со­стоит из 143 статей и пяти приложений.

К этим трем конвенциям (в 1949 г. лишь подвергшимся новации) следует добавить новую Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны (Конвенция IV). Конвенция регулирует по­ложение гражданского населения как на территории воюющих сторон, так и на оккупированных территориях и на территориях нейтральных государств. Она состоит из 159 статей и трех приложений.

Эти четыре Женевские конвенции были объединены под названи­ем «Женевские конвенции о защите жертв войны» и 12 августа 1949 г. приняты конференцией государств, созванной в Женеве по предложению Международного комитета Красного Креста. К конвенциям при­ложено 11 рекомендаций конференции.

Эти четыре конвенции содержат, указывает А. Фердросс, много­численные положения общего характера, помещенные частично в на­чале, частично в конце текстов конвенций. Наиболее существенные из них следующие.

1. Конвенции подлежат соблюдению «при любых обстоятельст­вах», и соблюдение их должно быть обеспечено. Серьезные нарушения этого положения должны быть уголовно наказуемы.

2. Конвенции подлежат применению не только в случае объявлен­ной войны, но и при вооруженных конфликтах, когда одна из сторон еще не признала состояния войны, а также при военной оккупации, которой не оказывается никакого сопротивления. Договаривающиеся государства остаются связанными этими положениями также по отно­шению к не состоящему участником конвенции государству, если пос­леднее «принимает и применяет»их в каких-либо конкретных кон­фликтах. Из этого следует, что некоторые положения конвенций гу­манного порядка подлежат применению также и в гражданской войне.

3. Указанными конвенциями покровительствуемым лицам присва­иваются права, от которых они не могут отказаться. Такие лица имеют также право просить о помощи державу-покровительницу. За отсутст­вием таковой должна выступить какая-либо организация, преследую­щая гуманные цели, как, например, Международный комитет Красного Креста. Никакие отступления от этих положений посредством заклю­чения соглашения с государством, которое в результате военных собы­тий оказывается ограниченным в своей свободе действий, не допуска­ются.

4. Конвенции подлежат применению в сотрудничестве и под на­блюдением державы-покровительницы или заменяющей ее организа­ции, преследующей гуманные цели.

5. В случае разногласий относительно толкования и применения конвенции держава-покровительница или заменяющая ее организа­ция, преследующая гуманные цели, должна предложить свои услуги. Они могут предложить организовать встречу представителей сторон. По требованию одной из сторон должно быть проведено расследование любого предполагаемого нарушения конвенции. Если между сторона­ми не будет достигнуто соглашение о порядке производства такого расследования, стороны должны назначить третейского судью, кото­рый разрешит процедурный вопрос. Впрочем в конвенциях нет поло­жения, предусматривающего порядок разрешения споров, если сторо­ны не достигли соглашения ни о процедуре, ни о назначении третейского судьи. Конференция лишь рекомендовала государствам переда­вать такие споры на рассмотрение Международного Суда.

6. Все неурегулированные конвенциями дела подлежат разреше­нию на основании общих принципов этих конвенций.

7. Запрещаются меры возмездия против лиц и объектов, состоящих под покровительством согласно конвенциям.

8. Нейтральные государства, принявшие у себя покровительствуе­мых лиц, обязаны разумно применять конвенции.

9. В честь Швейцарии устанавливается эмблема в виде Красного Креста на белом фоне в качестве отличительного знака защиты жертв войны. Наряду с этим допускается также изображение вместо Красного Креста Красного Полумесяца и Красного Льва на белом фоне. Злоупот­ребление этими эмблемами наказуемо.

Таковы наиболее существенные общего характера положения Же­невских конвенций о защите жертв войны 1949 г.

Как следует из сказанного, Конвенции I, II и III явились результа­том длительных усилий международного сообщества государств, начи­ная с 1864 г., в направлении прогрессивного развития их положений.

Новеллой в этом плане явилась Конвенция IV — о защите граж­данского населения во время войны. Положения этой конвенции каса­ются защиты гражданских госпиталей, помощи детям, раненым и боль­ным; устанавливают обязанность государств-участников допускать свободную пересылку медикаментов и медицинских средств, предме­тов, необходимых для отправления церковных обрядов, предназначае­мых исключительно для гражданского населения, а также посылок про­довольственных продуктов, одежды и средств для поддержания здоро­вья детей моложе 15 лет, беременных женщин и рожениц.

Конвенция содержит также нормы об иностранцах, в том числе не имеющих гражданства, находящихся под властью одной из воюющих сторон на собственной или на оккупированной территории. Они каса­ются и граждан нейтральных и совоюющих государств, если эти госу­дарства не поддерживают нормальных дипломатических сношений с государством, захватившим военнопленных.

Все эти лица имеют право при любых обстоятельствах требовать уважения их личности, чести и их семейных прав, религиозных убеж­дений и обрядов, привычек и обычаев. Они подлежат гуманному обра­щению и защите от нападений и оскорблений. Применение к ним каких-либо насильственных мер недопустимо, равно как наложение коллективных наказаний, всякое запугивание, терроризирование, взя­тие заложников.

Конвенцией регулируется также режим лиц, интернированных го­сударством-участником на своей собственной или на оккупированной территории.

Суммарное число статей четырех Женевских конвенций о защите жертв войны (без учета приложений) — 439. Легко себе представить, насколько это обширный и сложный для изучения и применения пра­вовой материал.

Но этим дело далеко не ограничивается. Необходимо, кроме того, учитывать положения универсальных международных конвенций, каса­ющихся запрещения применения оружия массового поражения, в част­ности это касается Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичногооружия и его уничтожении 1972 г.. Конвенции о запрещении разра­ботки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г., а также Конвенции о запрещении или ограни­чении конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбиратель­ное действие, 1981 г. и протоколов к этой конвенции, касающихся необ­наруживаемых осколков, запрещения или ограничения применения мин, мин-ловушек и других устройств, о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия; Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.

Далее, в 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I—о защите жертв международных вооруженных конфликтов и Прото­кол II — о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Целью этих протоколов является внести целесообразные уточне­ния и дополнения в нормы Женевских конвенций 1949 г.

Так, принципиальные положения общего характера гуманитарного права изложены в Протоколе I (ст. 35) следующим образом:

«1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, нахо­дящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреж­дения или излишние страдания.

3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожи­дать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб при­родной среде».

Законными участниками военных действий являются лица, име­нуемые комбатантами (сражающимися). Общая их характеристика, со­гласно Протоколу I, такова:

«Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, на­ходящихся под командованием лица, ответственного перед этой сторо­ной за поведение своих подчиненных. Такие вооруженные силы под­чиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди проче­го, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяе­мых в период вооруженных конфликтов».

Протокол I содержит 102 статьи и два приложения. В нем дается, в частности, юридическое определение важнейших употребляемых в международном гуманитарном праве терминов-понятий.

Весьма важной новеллой гуманитарного права является ст. 36 Про­токола I, которая требует, чтобы лица, разрабатывающие новые виды оружия или способы ведения военных действий, определяли, не под­падают ли они под запреты в соответствии с Протоколом или иными нормами международного права, т.е. запрещает разрабатывать соответ­ствующие новые виды оружия или способы ведения военных действий.

Дополнительный протокол II — о защите жертв вооруженных кон­фликтов немеждународного характера имеет своей целью уточнение и развитие положений четырех Женевских конвенций 1949 г., составля­ющих содержание идентичных для всех четырех этих конвенций поло­жений ст. 3.

Вступительная часть этих статей гласит:

«В случаях вооруженного конфликта, не носящего международно­го характера и возникающего на территории одной из Высоких Дого­варивающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения».

Указанный минимум определен следующим образом:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в воен­ных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой иной причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имуществен­ного положения или любых иных аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении указанных лиц:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

б) взятие заложников;

в) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскор­бительное и унижающее обращение;

г) осуждение и применение наказания без предварительного судеб­ного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивили­зованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, иим будет оказана помощь.

Как указывается в Протоколе II, его положения применяется в раз­витие и дополнение положений ст. 3 четырех Женевских конвенций 1949 г. В частности, они распространяются на случаи борьбы против колониального господства и иностранной оккупации, против расист­ских режимов и за осуществление права народов на самоопределение в соответствии с Уставом ООН и Декларацией о принципах междуна­родного права 1970 г., к вооруженному конфликту на территории го­сударства между его вооруженными силами и антиправительственны­ми вооруженными силами, осуществляющими контроль над частью территории государства, который позволяет им проводить непрерыв­ные и согласованные действия и применять настоящий Протокол.

Протокол не применяется к случаям нарушения общественного порядка, внутренним беспорядкам, отдельным актам насилия, посколь­ку таковые не являются вооруженными конфликтами.

В Протоколе II подчеркивается, что его положения не затрагивают суверенитета государства или обязанности правительства по поддер­жанию правопорядка в государстве, по защите национального единства и территориальной целостности государства. Его положения не могут истолковываться как вмешательство во внутренние дела государства или в вооруженный конфликт в государстве.

Одно из положений преамбулы Протокола II гласит, что «в случа­ях, не предусмотренных действующими правовыми нормами, челове­ческая личность остается под защитой принципов гуманности и требо­ваний общественного сознания».

Дальнейшая перспектива

Целесообразность существования и развития права вооруженных конфликтов в целом и его подотрасли — гуманитарного права бесспор­на. Но при этом возникают разные вопросы: во-первых, о вооруженных конфликтах между какими государствами может практически ныне идти речь; во-вторых, о применении каких незапрещенных средств ве­дения военных действий может сегодня или завтра вестись речь в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов.

Ответ на первый вопрос сводится, видимо, к тому, что речь не может идти о вооруженном конфликте между великими державами, ибо это привело бы к возникновению третьей мировой войны и неиз­бежной гибели человеческой цивилизации в ее горниле.

Второй вопрос касается средств и методов ведения вооруженной борьбы, в частности используемых вооружений. Таковые должны сво­диться к так называемым обычным вооружениям, оружию избиратель­ного действия, которое можно применять непосредственно против не­приятельских вооруженных сил, не затрагивая гражданское население и сопутствующий вооруженным силам медицинский и прочий персо­нал.

Но научно-техническая революция и гонка вооружений привели к изобретению значительного числа новых видов оружия массового по­ражения, к которым ныне в документах ООН относят оружие, которое действует путем взрыва или с помощью радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия. Речь может идти также, в частности, об оружии лучевого поражения, инфразвуковом оружии, генетическом оружии, этническом оружии, психотропном оружии, геофизическом оружии и т.д.

Существенно совершенствуется и так называемое обычное оружие. Недаром в 1981 г. была заключена Конвенция о запрещении или огра­ничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие.

Конечно, поскольку в реальной действительности в послевоенных межгосударственных отношениях возникли и продолжают существо­вать десятки вооруженных конфликтов так называемой малой интен­сивности, то право вооруженных конфликтов, включая международное гуманитарное право, сохраняет свое значение и действенность, служит цели минимизации тяжких их последствий для вовлеченных в них сторон и всего человечества.

Однако главной задачей современности является исключение меж­дународных вооруженных конфликтов из жизни международного со­общества государств, поддержание международного мира и безопас­ности объединенными усилиями прежде всего великих держав — постоянных членов Совета Безопасности ООН. Такова политическая ре­альность, отраженная в Уставе ООН, в основе которого лежит принцип единства действий постоянных членов Совета прежде всего в деле под­держания международного мира и безопасности.

Напомним, что точка зрения США в момент ратификации ими Устава ООН состояла, в частности, в том, что положения, касающиеся Совета Безопасности, признают специальную ответственность великих держав за поддержание мира и тот факт, что сохранение их единства является решающей политической проблемой нашего времени.

В свою очередь, официальный британский комментарий Устава ООН гласил, что успешная деятельность Объединенных Наций зави­сит от сохранения единогласия великих держав; конечно не во всех деталях политики, но по основным ее принципам. Если это единогласие серьезно подорвано, то никакое положение Устава не будет, очевидно, иметь большого значения.

Точка зрения Советского Союза была идентичной и столь же кате­горичной.

Сегодня указанная политическая истина так же справедлива, как и в момент основания Организации Объединенных Наций.

Учебное издание

Наши рекомендации