КНР на пути реформ и строительства социализма с китайской спецификой (конец 70-90гг.)
Новый курс.На первой сессии ВСНП пятого созыва, состоявшейся в начале 1978, была закреплена переориентация правительственного политического курса. На съезде КПК Хуа Гофэн раскрыл содержание 8-летнего плана экономического развития. Одновременно происходили перемены и в области внешней политики. В августе 1978 между Китаем и Японией был заключен договор о мире и дружбе, а в декабре США объявили, что с 1 января 1979 они распространяют свое дипломатическое признание на Китайскую Народную Республику. После установления китайско-американских дипломатических связей в политику Китая были внесены коррективы, в соответствии с которыми «империалистические» Соединенные Штаты допускались к участию в широком объединенном фронте против «гегемонистского» СССР.
Действия во внешнеполитической сфере определялись также и характером более узких интересов. В связи с политическими разногласиями Китай в середине 1978 прекратил оказание какой-либо помощи Вьетнаму. В начале 1979, ссылаясь на случаи нарушения границ со стороны Вьетнама, было предпринято крупное военное вторжение на вьетнамскую территорию. Однако китайские войска оказались не в состоянии добиться решающей победы, и в марте 1979 операция завершилась выводом китайских войск.
Вскоре после окончания вьетнамской операции наметился рост напряженности в китайско-американских отношениях по вопросу о статусе Тайваня. Правительство США признало КНР «единственным законным правительством Китая», согласившись с тем, что Тайвань является частью территории Китая, однако в апреле 1979 Конгресс США принял Закон об отношениях с Тайванем, в соответствии с которым США брали на себя обязательство снабжать Тайвань «вооружениями оборонительного характера» и предостерегали (КНР) о недопустимости «любых попыток определять будущее Тайваня не мирным, а каким-либо иным путем».
В 1980 Хуа Гофэн ушел в отставку с поста премьера Госсовета, передав свои полномочия Чжао Цзыяну. Вместе с Хуа в отставку ушли семь его заместителей, включая Дэн Сяопина. При этом Дэн остался на посту председателя Военного совета ЦК партии (и государства). В 1981 на посту главы партии Хуа Гофэна сменил Ху Яобан.
Под руководством Дэн Сяопина, Ху Яобана и Чжао Цзыяна Китай встал на путь модернизации. Ведущим звеном всех перемен стала широкомасштабная либерализация в сельском хозяйстве, начавшаяся в 1979. В городах поощрялось развитие мелкого бизнеса, а контроль над промышленными предприятиями был децентрализован, хотя правительство продолжало регулировать цены и распределять ресурсы. Вдоль юго-восточного побережья Китая были созданы «особые экономические зоны», в которых действовали законы свободного рынка.
Все эти реформы оказались поразительно эффективными. В течение 1980-х годов национальный доход возрастал в среднем на 10% в год. Однако в конце 1980-х годов возник ряд серьезных проблем. Увеличение доходов привело к росту импорта, поэтому начиная с 1985 во внешней торговле Китая образовался значительный дефицит, а внешний долг страны стал быстро увеличиваться. Кроме того, рост стоимости «потребительской корзины», несмотря на официальный контроль над ценами, привел к увеличению темпов инфляции. Широкое распространение получила коррупция среди правительственных чиновников и партийных функционеров, которые наживались на выдаче разрешений и лицензий и использовали в личных интересах право контроля за распределением ресурсов.
Начиная с движения «Стена демократии» в 1978–1979 студенты и интеллигенция периодически призывали к демократизации политической жизни. Хотя Ху Яобан и Чжао Цзыян проявляли склонность к проведению демократических реформ, Дэн выступил против политической либерализации с той же настойчивостью, с какой он ратовал за либерализацию экономической деятельности. В январе 1987 после крупных студенческих демонстраций Ху Яобан был вынужден уйти с поста генерального секретаря ЦК КПК.
На 13-м съезде партии, состоявшемся в октябре 1987, генеральным секретарем был избран Чжао Цзыян. Премьером стал противник радикальных реформ Ли Пэн, а председателем КНР – ветеран из среды военных Ян Шанкунь (1988).
В конце апреля 1989 в связи со смертью Ху Яобана во многих городах страны прошли мощные демонстрации студентов и рабочих, выступавших с требованиями демократизации политической жизни и решительной борьбы с коррупцией. В Пекине объявившие голодовку студенты и их сторонники более месяца занимали площадь Тяньаньмэнь. 4 июня 1989 по указанию Дэн Сяопина, Ян Шанкуня и Ли Пэна армия и полиция начали массовую акцию подавления. По некоторым источникам, на улицах Пекина погибло более 1000 человек, десятки тысяч оппозиционеров были брошены в тюрьмы по обвинению в мятеже, а некоторые казнены. Чжао Цзыян и другие либералы были исключены из партии.
В 1989–1991 прирост национального дохода замедлился, темпы инфляции снизились, возросла эффективность внешней торговли. В конце 1993 член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, вице-премьер Чжу Жунцзи объявил о введении в действие нового комплекса важных экономических реформ (совершенствование банковской системы, кардинальная реформа налоговой системы в целях устранения различий в экономическом положении бедных и богатых регионов и др.).
В 1997 Чжу Жунцзи занял пост премьера Госсовета КНР. Политическая концепция Дэн Сяопина была одобрена XIV съездом КПК, состоявшимся в октябре 1992. Цзян Цзэминь укрепил свои позиции в качестве реального и номинального преемника Дэна. Весной 1993 Цзян заменил Ян Шанкуня на посту председателя КНР.
Смерть Дэн Сяопина в Пекине 19 февраля 1997 не привела к сколько-нибудь серьезным переменам. На 15-м съезде КПК (сентябрь 1997) была подтверждена генеральная линия на проведение последовательной экономической реформы при достаточно жестком сдерживании преобразований в сфере политики и идеологии. Из состава постоянного комитета Политбюро ЦК КПК в связи с делом о коррупции был выведен бывший мэр Пекина Чэнь Ситун, а в новый состав комитета введен прагматичный сторонник реформ, бывший министр внешнеэкономических связей Ли Ланьцин. Позиции пекинского руководства и лично Цзян Цзэминя упрочились после перехода 1 июля 1997 Сянгана (Гонконга) под юрисдикцию Китая.
Коррупция, неравномерность в региональном развитии, высокий уровень безработицы, широкое недовольство населения архаичными методами политического и административного контроля являются для современного Китая потенциально дестабилизирующими факторами. Однако при всех существующих экономических и внутриполитических проблемах в настоящий момент положение в Китае характеризуется относительной стабильностью, динамичным развитием экономики и высокой степенью доверия со стороны международного сообщества.
ВНП Китая достиг 1 трлн. 100 млрд. долл., что позволяет ему занимать 7 место в мире по этому показателю. По производству множества сельскохозяйственных культур (мясо, яйца, сахар, хлопок, чай и др.) Китай занял 1 место. В то же время 35 млн китайцев продолжают жить в нищете, 150 млн – неграмотны. Излишки рабочей силы, обеспеченные лишь временной сезонной работой, составляют более 100 миллионов человек.
КПК пытается лечить социальные болезни с помощью привычных репрессивных мер. Развернулась кампания по борьбе с коррупцией. В сентябре 2000 был казнен за взяточничество бывший заместитель председателя Всекитайского собрания народных представителей Чен Кицзэ.
В 2000 Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь выдвинул теорию «трех народных представительств», в соответствии с которой партия представляет не классы, а передовые производственные силы, культуру и подавляющее большинство народа. В партию стали принимать предпринимателей. XVI съезд КПК, прошедший 8–14 ноября 2002 Съезд осуществил запланированную смену поколений в руководстве партии. Цзян Цзэмин со своей командой ушел в отставку, партию возглавил Ху Цзинтао.
Государство Ямато
Заселение островов Японии уходит далеко вглубь тысячелетий, причём здесь, как и во всём островном мире Южной Азии, одни расово-этнические группы на протяжении тысячелетий наслаивались на другие, смешиваясь с ними либо оттесняя их. На основе смешения монголоидных маньчжуро-тунгусских племён с палеоазиатскими и малайскими сложилось на рубеже нашей эры ядро собственно японцев, одна из групп которых, Ямато, в 3-5 вв. сумела подчинить себе остальные, заложив фундамент первого на островах государства. Возможно, при этом сыграло свою роль влияние со стороны Китая с его к тому времени уже весьма развитой государственностью. Во всяком случае, известно, что уже в 3 в. в Японии было немало мигрантов из Китая и Кореи, причём часть их со временем была включена в сословие неполноправных (бэ, бэмин). Известно также, что в китайских источниках можно найти упоминания о связях с Японией, о присылке подарков от племенных вождей с островов.
Внутренняя структура раннеяпонского государства была типичной: во главе стоял вождь-правитель, его окружала родовая знать, занимавшая ключевые административные посты, включая управление региональными подразделениями, на которые была поделена страна. Основную массу населения составляли платившие ренту-налог в казну крестьяне. Кроме них были неполноправные бэ и рабы, в основном из числа иноплеменников. Эта категория людей находилась в собственности государства либо была под началом знати.
С 6 в. китайское влияние на островах стало ощущаться сильнее. Сначала это влияние шло вместе с буддизмом, распространившимся в Японии из Китая через Корею и впитавшим в себя многое из традиционной китайской культуры. Чуть позже, особенно после сложения централизованной империи Суй и затем Тан, сильным стал поток конфуцианского влияния. Когда в конце 6 в. к власти в Японии пришёл принц Сётоку-тайси, им были созданы знаменитые 17 статей («Закон из 17 статей», 604 г.), в которых были сформулированы основанные на конфуцианстве и буддизме принципы существования и управления, в том числе главный из них – принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. Сётоку щедро приглашал в Японию китайских и корейских монахов и ремесленников, а также посылал молодых японцев учиться в Корею и Китай.
Однако, несмотря на активное заимствование китайской модели организации общества и государства, правители Японии не были ещё готовы создать стабильную и сильную централизованную систему администрации. Восходившее к недавнему родоплеменному прошлому японское общество раздиралось междоусобицами, причём всё большим влиянием в нём начинали пользоваться знатные дома, среди которых выделялся дом Сога. В середине 7 в. противники Сога во главе с принцами правящего рода выступили против этого влиятельного дома и сумели уничтожить его. В результате происшедшего в связи с этим переворота («переворот Тайка», 645 г.) правителем страны оказался принц Кару, который и принял титул тэнно («сын Неба»). Правой рукой правителя стали представители дома Фудзивара, помогавшие ему свергнуть Сога.
Реформы Тайка
Несмотря на активное заимствование китайской модели организации общества и государства, правители Японии не были ещё готовы создать стабильную и сильную централизованную систему администрации. Восходившее к недавнему родоплеменному прошлому японское общество раздиралось междоусобицами, причём всё большим влиянием в нём начинали пользоваться знатные дома, среди которых выделялся дом Сога. В середине 7 в. противники Сога во главе с принцами правящего рода выступили против этого влиятельного дома и сумели уничтожить его. В результате происшедшего в связи с этим переворота ( «переворот Тайка», 645 г.) правителем страны оказался принц Кару, который и принял титул тэнно («сын Неба»). Правой рукой правителя стали представители дома Фудзивара, помогавшие ему свергнуть Сога.
Реформы, последовавшие за переворотом, были призваны решительно реорганизовать всю страну по китайской модели, начиная от роли в администрации централизованного начала и кончая аграрными отношениями. Был создан аппарат власти с соответствующими департаментами (восемь ведомств), а на местах – провинции и уезды во главе с губернаторами и уездными начальниками. Население стало подразделяться на плативших налоги полноправных (рёмин) и неполноправных (сэммин). Полноправные крестьяне получали подлежавшие переделу раз в шесть лет государственные наделы, за что они были обязаны платить ренту-налог зерном и тканями, а также отбывать повинности. Чиновники имели служебные должностные наделы, размер которых колебался в зависимости от должности и ранга. Часть влиятельных людей получила наделы в пожизненное пользование, иногда с правом передачи их по наследству на протяжении одного – трёх поколений, редко больше. На рабов тоже предоставлялись наделы (треть надела крестьянина), тогда как неполноправные бэ были повышены в статусе и оказались практически полноправными, причём часть их, потомки выходцев из Китая и Кореи, имевшие образование, превратились в чиновников. Само собой, вся деловая и прочая документация велась китайскими иероглифами.
Реформы Тайка, дополненные в 701 г. Специальным кодексом Тайхорё, заложили основы японской социальной и политической структуры. Они же создали фундамент для расцвета японской культуры периода Нара (8 в.), когда по образцу танской столицы Чанани была богато отстроена столица Японии Нара с её многочисленными дворцами, проспектами, храмами, монастырями и т.п. Древняя религия японцев синто («путь духов»), в значительной мере обогащённая за счёт китайского даосизма, сумела найти модус вивенди с буддизмом в рамках т.н. рёбу-синто. Всё это вместе взятое дало сильный толчок развитию древнеяпонской литературы, мифологии, а также нелёгкому делу составления хроник, географических описаний и т.п.
Словом, японцы быстрыми темпами преодолевали своё отставание от великого соседа, заимствуя всё, что только можно. Однако при этом сохранялось и то, что заметно отличало Японию как от Китая и Кореи, так и от подавляющего большинства прочих неевропейских обществ. Особенности, о которых идёт речь, были связаны с огромной ролью родоплеменной знати и более явственной, нежели где-либо ещё, тенденцией к приватизации, т.е. к возрастанию роли и значения частного владения при слабости власти центра.
Сёгунат Токугава
В 1598 г. власть оказалась в руках Токугава Иэясу, который сумел одолеть соперников и в 1603 г. стал сёгуном. Началась длительная эпоха нового (третьего по счёту после Минамото и Асикага) сёгуната, продолжавшегося вплоть до реставрации «Мэйдзи исин». Столицей третьего сёгуната стал город Эдо (Токио).
Окончательно покорив всех мятежных даймё и объединив страну под своей властью, дом Токугава и прежде всего сам Иэясу приступили к серии реформ, направленных на закрепление успеха. Даймё, которых к тому времени насчитывалось около 200, сохранили некоторые традиционные права, включая суд и административную власть в пределах своего владения, при них оставались и их самураи, находившиеся в основном на натуральном довольствии. Однако за это они не только должны были признать авторитет сёгуна, но и в знак этого признания каждый второй год вместе с семьёй, челядью и даже частью дружины проводить в специально построенной для этого дворцовой усадьбе в Эдо. Это своего рода заложничество сыграло важную роль в укреплении власти центра. Кроме того, дом Токугава позаботился о том, чтобы враждебные ему даймё (посторонние – в отличие от тех, кто был роднёй или вассалом сёгуна), именовавшиеся тодзама, не проживали компактно, но были бы территориально оторваны друг от друга. Ремесло и торговля в ряде городов, где прежде осуществляли свою юрисдикцию даймё, были переданы в подчинение центру вместе с самими городами. Всё это значительно подорвало могущество князей и укрепило власть сёгунов, т.е. государства.
Иэясу строго разграничил сословия (самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы) и наладил систему полицейского надзора в стране. Выступив против католической церкви, закрыв порты и постаравшись изолировать Японию от внешнего мира, Токугава вместе с тем не стоял за строгую и полную изоляцию. Сёгуны, видимо, понимали, что при контролируемых контактах связи с европейцами могут дать стране немало пользы. В частности, среди других европейцев были выделены голландцы: вся шедшая в Японию через посредство голландских купцов европейская наука и культура (её именовали голландской наукой, рангаку), особенно книги, оказывали немалое воздействие на японцев, привыкших перенимать всё полезное у других. Известно, что учёные, последователи рангаку из числа хорошо образованных японцев, уже в 18 в. активно и вполне осознанно использовали данные европейской науки для совершенствования экономики страны.
Однако даже неполная изоляция страны мешала её развитию. Если в 17 в. реформы и укрепление внутренней стабильности привели к относительному процветанию экономики Японии, то 18 в. принёс с собой начало экономического кризиса. Разлагался лишавшийся необходимого материального содержания корпус самураев, из которых в наихудшем положении были ронины. В критическом положении оказались крестьяне, часть которых вынуждена была идти в города либо включиться в городское хозяйство с помощью системы рассеянной мануфактуры. В упадок пришли и большинство даймё, чьи власть и богатство заметно сокращались. Что касается сёгунов, то их могущество ещё некоторое время сохранялось, причём немалую роль в этом играло возрождённое и усиленное в его чжусианской форме неоконфуцианство, которое не только было воспринято в качестве официальной идеологии, но и реально оказывало своё воздействие на образ жизни японцев (патернализм, преданность старшим, крепость семьи, культ этической нормы и мн. др.).
Кризис сёгуната Токугава стал заметным на рубеже 18-19 вв., но особенно явственным – с 30-х годов 19 в. Ослаблением могущества сёгунов воспользовались, прежде всего, наиболее крепкие и развитые княжества из числа тодзама южных районов страны, особенно Тёсю и Сацума. Они богатели за счёт контрабандной торговли, активно развивали собственную промышленность, включая военную, причём сёгуны уже ничего с этим поделать не могли. Сильный удар по авторитету Токугава нанесло насильственное «открытие Японии» США и европейскими державами в середине 19 в. Антииностранное и антисёгунское движение в стране после этого слилось воедино, причём центром притяжения всех мятежных сил в стране стал императорский дворец в Киото.
Давно забытый, хотя и всегда всеми заботливо почитавшийся император вдруг превратился в национально-патриотический символ Японии. Императора активно поддерживали князья и самураи из Тёсю и Сацума, из некоторых других княжеств. За него выступали стекавшиеся к его двору странствующие ронины. Его поддерживали сторонники активной роли национальной религии – синто. Наконец, антисёгунскую коалицию поддержала и заинтересованная в резком изменении политики Японии Англия. Словом, дни сёгуната были сочтены, так что не удивительно, что после короткого сопротивления на рубеже 1867-1868 гг. с сёгунатом в истории Японии было покончено. Власть в стране перешла к императору, 16-летнему Муцухито (Мэйдзи).