Образование Московского государства
Образование российского государства в конце XV — начале XVI в., по мнению В. Ключевского, явилось результатом как освоения народом территории, так и усилий князей по «собиранию» земель под властью Москвы. Большинство советских историков, опиравшихся на теорию общественно-экономических формаций, главные условия образования единого российского государства, которое они называли «русским централизованным государством», усматривали в возникновении экономических связей между отдельными русскими землями и княжествами, в развитии феодальных отношений и обострении классовой борьбы (JI. Черепнин). При этом они считали, что этот процесс в России протекал так же, как и в странах Западной Европы, но с некоторым опозданием, вызванным татаро-монгольским игом.
Однако в советской исторической науке была и несколько иная точка зрения, с обоснованием которой выступил А. Сахаров. Исследователь подчеркивал, что ни о каких развитых хозяйственных связях между русскими землями в XIV-XV вв. говорить не приходится, поэтому в России, в отличие от Запада, вначале произошло политическое объединение и лишь затем экономическое. Историк в связи с этим предложил отказаться от термина «русское централизованное государство» применительно к эпохе Московского царства, предложив взамен другое понятие «единое российское государство». По его мнению, это понятие отражает, во-первых, то, что возникшее государство было многонациональным, а во-вторых, что его нельзя называть централизованным, поскольку никакой экономической интеграции в это время не произошло.
Оставаясь в рамках формационного подхода, А. Сахаров считал, что единое российское государство возникло не на пред- буржуазной, а на феодальной основе. Основную причину его возникновения он видел в широком распространении условного (помещичьего) землевладения, стремлении к закрепощению
крестьян, что было возможным только в условиях политического единства страны. Другую причину образования государства он связывал с необходимостью борьбы с внешней угрозой и в первую очередь с освобождениям от татаро-монгол.
В последнее время в отечественной исторической науке был поставлен вопрос о последствиях образования единого российского государства. Если в предшествовавшей литературе этому процессу давалась в целом положительная оценка, то в современных исследованиях высказывается мысль о том, что последствием образования единого государства было установление не только крепостного права, но и деспотической власти московских государей, а также замедление по сравнению со странами Западной Европы темпов исторического развития (А. Зимин, Д. Альшиц, В. Кобрин, А. Юрганов).
Некоторые современные историки предпочитают говорить об образовании в конце XV — начале XVI в. Московского государства. Рассматривая особенности этого государства, они исходят из концепции русского историка М. Довнар-Запольского начала XX в. и современного американского исследователя Р. Пайпса, создателей концепции «вотчинного государства». В частности, Р. Пайпс полагает, что отсутствие в России феодальных институтов западноевропейского типа в значительной мере обусловило специфику Московского государства. Он считает также, что Северо-Восточная Русь была колонизирована по инициативе и под водительством князей; здесь власть предвосхитила заселение.
В конце XV в. завершается процесс политического объединения северо-восточных русских земель вокруг Москвы и в результате ликвидации вассальной зависимости от Золотой Орды в 1480 г. они приобретают государственный суверенитет.' Образовалось Московское государство, гербом которого в 1497 г. стал двуглавый орел. Н. Карамзин считал двуглавого орла частью византийского наследия, «принесенного» Софьей Палеолог. Однако некоторые современные исследователи полагают, что двуглавый орел был принят двумя десятилетиями раньше свадьбы Софьи и Ивана III по аналогии с габсбургским гербом Фридриха III. Согласно третьей версии, двуглавый орел являлся символом единства восточных и западных русских земель.
В давнем конфликте с Литвой перевес оказался на стороне Москвы, которой в конце XV — начале XVI в. Удалось
присоединить к Московскому государству ряд западнорусских земель (Брянск, Новгород-Северский, Чернигов и др.). После ликвидации политической независимости ряда важнейших русских княжеств и республик и присоединения их земель к Москве произошло образование единой территории Московского государства и началась перестройка его политической системы, завершившаяся установлением самодержавия в России.
Значительно расширились дипломатические связи Московского государства. Глава Священной Римской империи германской нации направил в Москву посла и предложил Ивану III принять королевский титул, стремясь заручиться поддержкой для отпора турецкой агрессии в Европе. Однако Москва отклонила это предложение.
Но Московское государство нельзя рассматривать в качестве наследника Киевской Руси, оно стало преемником ее Северо-Восточной периферии. Именно здесь еще до татарского нашествия стал зарождаться тот тип государственности, который позже получил наиболее полное развитие в Московском царстве: самодержавие, опирающееся не на вассалитет как систему договорных социальных отношений, а на министериалитет — систему подданства и службы недоговорного характера. Большую роль в утверждении такого типа государственности и социальных связей сыграло длительное татарское господство на Руси, поскольку отношения между русскими князьями и монгольскими ханами строились именно по типу подданства.
Образование Московского государства происходило почти одновременно с аналогичными процессами в Англии, Франции и Испании, но в России этот процесс имел ряд особенностей. Московское государство с самого начала формировалось как «военно-национальное», движущей силой развития которого была потребность в объединении русских земель, ликвидации татарского господства и обороне.
В Европе образование единых государств шло двумя путями. Первый характеризуется тем, что политическое и экономическое объединение идет одновременно. Это происходило там, где процесс образования централизованных государств совпадал с зарождением раннебуржуазных отношений, обострением противоречий между феодальной знатью и горожанами-бюргерами как социальной опорой центральной власти, стремящейся ликвидировать феодальные привилегии знати и объединить
раздробленное социально-политическое пространство в единое целое. В рамках второго — политическое объединение предшествовало экономическому. Образование единых государств в этом случае происходило на феодальной основе.
Образование Московского государства шло по второму пути, когда политическая раздробленность преодолевалась сверху в ходе ожесточенной, порой принимавшей драматические формы, борьбы между различными региональными центрами за великокняжеский престол, который давал заметные экономические и политические преимущества в деле «србирания» русских земель.
Это происходило в условиях развития феодальных отношений вширь и вглубь.
В XIV-XV вв. наблюдается активная миграция населения в Северо-Восточную Русь из южных княжеств, что обусловлено стремлением русского населения покинуть граничившие со степью опасные для жизни места. Крестьяне-«новоприходцы», заселявшие в основном лесные «пустоши» (ничейные земли), первоначально были свободными людьми и жили вдали и от княжеской власти, и от влияния церкви. Однако демографический рост, неблагоприятные климатические условия, чрезмерная антропогенизация ландшафта привели к кризису технологических основ подсечно-огневого земледелия. В Северо-Восточной Руси разразился социально-экологический кризис, под влиянием которого крестьяне вынуждены были выйти из леса и, став сельскими, деревенскими, оказались социально вовлеченными в состав соседских общин, а экономически — в систему феодальных отношений.
В XIV-XV вв. в Северо-Восточной Руси, с одной стороны, наблюдался рост феодального землевладения за счет свободных общинных земель, что и вело к распространению феодальных отношений «вширь». С другой стороны, в это время наряду с вотчинной возникла новая форма феодального землевладения — поместная. Первые сведения о поместьях относятся ко времени Ивана Калиты, а при Василии Темном практика раздачи поместий служилым людям стала одним из важных направлений внутренней социально-экономической политики.
Рост поместного, или условного феодального, землевладения был обусловлен теми социально-политическими процессами, которые происходили в это время в Московском княжестве. Московские князья в условиях борьбы со своими тверскими и литовскими
соперниками за великокняжеский престол постоянно расширяли численность феодально-служилого сословия, наделяя его представителей землей на правах условного (временного) владения. Такой условный держатель земли (позже его стали называть помещиком) приобретал право на присвоение феодальной ренты, которое выражалось в том, что крестьяне, «сидевшие» на этой земле, обязаны были нести в его пользу разнообразные феодальные повинности (натуральный и денежный оброк, барщина).
Поскольку служилые люди были временными «владельцами» земли, то феодальные повинности, которые несли в их пользу крестьяне, были значительно большими, чем у крестьян, живших на «вотчинных» землях. Это привело к тому, что крестьяне стали постоянно переходить от условных землевладельцев к вотчинникам или вообще на свободные земли, окраины российского государства.
Социально-политической опорой великокняжеской власти в процессе образования Московского государства стало служилое сословие. Это можно объяснить следующим. Во-первых, сильная государственная власть обеспечивала это сословие «поместными дачами», во-вторых, ограждала его от произвола со стороны феодальной верхушки, в-третьих, могла воспрепятствовать переходу крестьян из поместий в вотчины, юридически прикрепив их к земле. Ради всего этого служилые люди в Московском государстве не противились постепенному закрепощению их службой и превращению в царских холопов.
В 1497 г. был принят первый Судебник, который унифицировал и централизовал порядок судебно-административной деятельности на территории всего Московского государства. По этому Судебнику крестьяне могли уходить от землевладельцев только один раз в году — за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него — с обязательной выплатой «пожилого» в качестве компенсации за потерю феодалами рабочих рук.
В процессе образования Московского государства московские князья одержали победу в борьбе над своими политическими противниками благодаря прежде всего своим татарофильским действиям, коварству и вероломству. При этом «татарская стихия», как отмечал Г. Федотов, не извне, а изнутри овладела душой Руси. В этом отношении московские князья оказались самыми последовательными в «собирании» русских земель, которое
совершалось «восточными методами»: насильственные захваты территорий, вероломные аресты князей-соперников, увод населения в Москву и замена его пришлыми людьми, выкорчевывание местных традиций и обычаев. Поэтому важной особенностью образования Московского государства было формирование у московских князей восточного стиля политической деятельности.
Московские князья по мере усиления своей власти и обретения политической самостоятельности все более ориентировались на такие образцы политического господства, как византийский василевс и татарский хан. Западные короли московской великокняжеской властью в расчет не принимались в силу того, что они не обладали настоящим государственным суверенитетом, являясь вассалами римского императора. Следование византийскому и татарскому образцам привело к формированию в Московском государстве самодержавно-деспотического стиля политического руководства.
В Московском государстве утверждается также мобилизационный тип социального развития, осуществлявшийся за счет постоянного вмешательства государства в механизмы функционирования общества.
Образование Московского государства сопровождалось дальнейшим развитием феодальных отношений, все более принимавших крепостническую форму, и жесткой регламентацией жизнедеятельности всех сословий общества, перманентно находившегося в мобилизационном состоянии.
При Иване III скромный прежде церемониал московского двора уступает место пышным византийским ритуалам. Великий князь Московский стал называться «самодержцем», что явилось дословным переводом на русский язык одного из титулов византийских императоров — «автократор». В дипломатической переписке с Ливонским орденом и мелкими германскими княжествами стал употребляться титул «царь» или «кесарь».
Византийское культурное влияние способствовало окончательному закреплению за Московским государством наименования «Россия» вместо первоначального «Русь», которое было единственным в ходу до XV в. Название «Россия» производно от византийского термина «Рос», который появляется в греческих источниках еще в V в. в качестве эпитета для обозначения нашествий грозных племен с севера, какого бы этнического происхождения они ни были.