Выявление необходимого и достаточного количества голосов для победы на выборах

Содержание анализа Количество человек Примечание
Общее население избирательного округа 40 000  
Количество избирателей в округе 25 000  
Количество людей, проголосовавших на последних выборах  
Прогноз явки избирателей на предстоящих выборах Информация может быть получена на основе социологических исследований
Количество кандидатов на предстоящих выборах  
Количество потенциально сильных оппонентов  
Максимальное число голосов, необходимое для победы на выборах 40% голосов, требуемых для конкуренции с несколькими сильными противниками
Минимальное число голосов, необходимое для победы на выборах 20% голосов, требуемых для конкуренции с большим числом сильных противников
Реально необходимое число голосов за вашего кандидата  
Среднее количество избирателей, проживающих в одной квартире  
Количество семей, которое необходимо привлечь на свою сторону 2000/2  

Количество

Содержание анализа „„„„„„„ Примечание

~ 1 2 3

Общее население избирательного .„ ___

округа

Количество избирателей в округе 25 000

Количество людей, проголосовав- 7S00

ших на последних выборах

Информация может

Прогноз явки избирателей на ___________ быть получена напредстоящих выборах основе социологи-_____________________________________________ ческих исследований

Количество кандидатов на _

предстоящих выборах___________

Количество потенциально сильных ,

оппонентов

40% голосов, требуе-

Максимальное число голосов, мых для конкурен-

необходимое для победы на 2800 ции с несколькими

выборах сильными против-

никами_________________________________________________________

л, 20% голосов, требу-

Минимальное число голосов, r J

_ _ ,.„_ емых для конкуренции

необходимое для победы на 1400 с большим числом

выборах сильных противников

Реально необходимое число ?ПППголосов за вашего кандидата_______

Среднее количество избирателей, _проживающих в одной квартире_

Количество семей, которое необхо- ?000/2димо привлечь на свою сторону

Особенно эффективна формализованная постановка целей по избирательным участкам. Именно такой анализ часто помогает выработать правильный вариант действий. Например, полезен анализ по приведенной ниже форме (табл. 7).

Заполнение такой таблицы, ее количественный и качественный анализ дает возможность проверить реалистичность заявленных количественных и качественных целей (результаты по участкам должны совпадать с этими целями), сделать первые прикидки по методам агитации на территориальных избирательных участках.

Таблица заполняется экспертами по результатам коллективного обсуждения.

Таблица 7 Формализация целей по избирательным участкам

Номер участка Всего избирателей Ожидаемая явка (в%) Поддержка кандидатов со сходными идеями (в %) Особенности участка Сколько голосов можно получить
Лесной поселок, безработица
Элитные дома
Дома руководства
Военные
Поселок не работающего завода
           
Итого: 250 000 По Луховско-му району 28125

" I Всего I Ожидае- I Поддержка I I Сколько

Номер , „ кандидатов Особенности голосов

Избира- мая явка

Участка „ „ „ ,, со сходными участка можно

1 телеи (в%) 0 J

Идеями (в /о) получить

12 3 4 5~6

Лесной поселок,

111 950_________ 30__________ 5________ безработица______ 15

112 1100________ 55_________ 25_______ Элитные дома_____ 151

ДомаИЗ_________ 1300 60 40 руководства 312

114 ' 1000 37 31 ~ Военные 115

Поселок неработающего121_______ 1500________ 40____________ 10 завода 60

По Луховско-Итого: I 250 000 I 45 | 25 | му району | 28 125

3. Выявление базового электората (потенциального электората, антиэлектората)

Избирателей, ориентированных на идеологию, программы и лозунги кандидата или партии, обычно называют базовым электоратом этого кандидата или партии. Избирателей, входящих в состав базового электората кандидата, объединяют сходные взгляды на жизнь, они исповедуют общие жизненные ценности, имеют сходные мотивы электорального поведения, часто похожи по стилю жизни. Такие избиратели более других склонны к восприятию агитации данного кандидата, чаще других поддерживают его кандидатуру во

время голосования. За каждой идеологической концепцией или программой, за каждым личностным имиджем стоит свой базовый электорат. При этом базовый электорат одного идеологического или личностного образа чаще всего является «антиэлекторатом» для другого идеологического и личностного образа.

Избиратели, принадлежащие к антиэлекторату кандидата, никогда не будут голосовать за него. Они являются его убежденными противниками. В то же время существует большая группа неопределившихся избирателей - тех, кто пока не нашел своего кандидата, а поэтому не входит ни в один базовый электорат данной избирательной кампании. Это подвижные избиратели, жестко не связанные ни с одним кандидатом в списке. Именно среди них много избирателей, являющихся потенциальным электоратом для других кандидатов. Таким образом, выявление базового электората - это, в том числе, разделение избирателей на: «наших», условно «наших», «не совсем наших», «ненаших». Это также предполагает подробное описание каждой из таких групп, например, дифференциацию избирателей по различным социально-демографическим, профессиональным, экономическим, этническим, территориальным, психологическим 'и другим группам. Далее избиратели объединяются в группы по принципу схожести мотивов голосования и предпочтений того или иного кандидата перед другими, после чего определяется, для каких из выявленных групп кандидат является наиболее близким по идеологическим либо личностным характеристикам. Из таких сложно-структурированных групп необходимо выделить те, на которые и будет направлена вся стратегия кампании.

Выявление и изучение базового электората - это также и поиск ответа на вопрос, для кого и как будетпроводиться избирательная кампания. Неправильно направленная кампания может закончиться полным крахом.

Опыт политического консультирования показывает, что большинство российских политиков достаточно слабо представляют сложную структуру современного российского электората, часто недооценивают важность работы по определению базового электората, выявлению среди них групп, на поддержку которых кандидат может рассчитывать. Имеется немало примеров того, как попытки переубедить негативно настроенных избирателей (не свой базовый электорат) вместо пропаганды в тех слоях, где позиции кандидата сильны (базовый электорат), приводили к поражению даже в изначально хорошей предвыборной ситуации. Негативно настроенных «чужих» избирателей кандидат не переубедил, зато потерял под-

держку, обиженных на невнимание «своих» избирателей. Направив свои усилия на село (чужой электорат), он «забыл» городских (своих) избирателей, которые не пришли на выборы. Результат - поражение.

Общее правило разработки стратегии гласит, что, прежде всего, надо работать с базовым электоратом и лишь затем с другими категориями избирателей, представляющими собой «потенциальный» электорат кампании.

В любой избирательной кампании складывается свой особенный расклад сил, как в среде избирателей, так и между кандидатами -соперниками. На данной стадии определяются (по возможности) такие показатели как: активность избирателей (ожидаемое количество избирателей, которые примут участие в выборах); соотношение между политически и личностно ориентированными избирателями; ограничения по «антиобразу» кандидата; размер неопределившегося электората; характеристики электората основных кандидатов, в том числе, пересечение этих электоратов и т. д.

Информацию о базовом электорате дают диагностические и аналитические исследования избирательного округа. В ходе такого исследования определяются основные качественные характеристики базового электората и его примерный объем. Если расчеты показывают, что базового электората кандидата достаточно для победы, то главная задача - удержать этот электорат и мобилизовать его в день голосования.

Если же «своих» избирателей недостаточно, то необходимо дополнительное привлечение части колеблющихся избирателей (потенциальный электорат). Подробный расчет показателей кампании позволяет значительно сэкономить (часто на порядки) электоральные ресурсы, резко повысить прогнозируемость результатов кампании.

4. Определение целевых групп избирателей

После выявления общих характеристик базового электората необходимо выделить конкретные целевые группы, на которые и будет направлена агитационная активность кандидата. По мнению американских консультантов, существуют как минимум две причины, по которым необходимо определять конкретные «целевые группы» избирателей:

• для того, чтобы избежать рассеивания «избирательнойконцепции»;

• для экономии средств на кампанию.

Для того, чтобы лучше понять проблему рассеивания концепции, американские политологи часто приводят такой пример.

Партия «А» имеет простую программу: распространить на все население специальный налог, доход от которого пойдет в пользу тех граждан, чьи фамилии начинаются с буквы «А». Такая концепция звучит привлекательно для людей с фамилией типа Алексеев, но и недостатки ее не менее очевидны - слишком мало людей когда-либо поддержали бы партию «А», позволив ей претворить в жизнь подобные планы.

Для решения стоящей перед ней проблемы партия «А» могла бы войти в коалицию с партией «Б». Суть программы коалиции осталась бы неизменной, но доход от налогообложения делился бы между теми, чьи фамилии начинаются или с «А», или с «Б». Такая коалиция «А+Б» пользовалась бы уже значительно более широкой поддержкой, чем просто партия «А», но вот для Алексеева концепция коалиции теряет свою первоначальную привлекательность, потому что он получает намного меньше денег.

Приведенный пример иллюстрирует очень важное правило политики: по мере того, как партия или кандидат пытаются достучаться до более широкой аудитории, агитация такой партии или кандидата становится все более рассеянной и менее значащей для каждой из отдельных частей этой аудитории.

Как правило, партия или кандидат, обещающие всем и вся, не располагают значащей концепцией, в которую могли бы поверить избиратели. В этом примере сформулированы все плюсы и минусы популистских избирательных лозунгов и программ.

Задача, стоящая перед кандидатом в процессе определения «целевой группы» избирателей, - направить усилия предвыборной кампании на тот круг избирателей, который способен принести запланированное число голосов. Если «целевая группа» слишком мала, кандидат не получит достаточного числа голосов. Если же она излишне широка, то концепция кампании будет рассеяна, и те кандидаты, чья кампания отличается большей целенаправленностью, завладеют голосами и «чужих» избирателей.

Экономия ресурсов - не менее серьезное основание для поиска «целевой группы». Если кандидат распространяет усилия своей кампании на всех избирателей в округе, то ресурсы впустую расходуются на тех, кто при любых условиях не проголосует за него. Если же он, наоборот, сможет точно определить «своих» избирателей среди населения округа, направив усилия кампании именно на них, то останутся средства на то, чтобы усилить агитацию среди тех, на кого она может подействовать.

Выделив свою «целевую группу» избирателей, ее размер необходимо сравнить с числом голосов, достаточным для обеспечения

победы на выборах. В этом случае агитационная работа становится целенаправленной и концентрированной, появляется возможность контроля эффективности избирательной кампании на промежуточных этапах. Вот пример проведения такого анализа {табл. 8).

Таблица 8

Наши рекомендации