Цели обучения чтению на уроке иностранного языка
Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму общения. Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах.
Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке, в частности, таких способностей как:
• быстрое установление звуко-буквенных соответствий;
• правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;
• чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;
• чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;
• выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией;
• быстрое установление звуко-буквенных соответствий;
• правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;
• чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;
• чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;
• выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и интонацией.
Согласно Программе обучения иностранным языкам к 5 классу учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
• чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале;
• соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом;
• чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие);
• использование двуязычного словаря учебника.
При обучении чтению учащиеся 5-7 классов осваивают все виды чтения, при этом надо учитывать их особенности и взаимосвязь. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Поисково-просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию. Предполагает:
• умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
Ознакомительное чтение (предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста) осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в V-VII классах, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объем текстов для чтения - 400 - 500 слов.
Умения чтения, подлежащие формированию:
• определять тему, содержание текста по заголовку;
• выделять основную мысль;
• выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
• устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Изучающее чтение (отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д) осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в V-VII классах. Формируются и отрабатываются умения:
• полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);
• выражать свое мнение по прочитанному.
Объем текстов для чтения - до 250 слов.
На старшем этапе (VIII-IX классы) ознакомительное чтение развивается на текстах сообщений, обзоров, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы.
Умения чтения, подлежащие формированию:
• определять тему, содержание текста по заголовку;
• выделять основную мысль;
• выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
• устанавливать логическую последовательность основных фактов/событий в тексте.
Объем текста - до 500 слов.
Для изучающего чтения рекомендуется привлекать тексты интервью и репортажей, инструкций, образцов художественной прозы.
Умения чтения, подлежащие формированию:
• полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа, выборочного перевода, использования страноведческого комментария);
• оценивать полученную информацию, выразить свое мнение;
• прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте.
Объем текста - до 600 слов.
Поисковое чтение проводится на текстах статей и публикаций периодической печати и публицистики.
Предполагает умение:
• просмотреть аутентичный текст (статью или несколько статей из газеты, журнала, сайтов Интернета) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
На профильно-ориентированном этапе обучения (X-XI классы) происходит Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):
o ознакомительного чтения - с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера
o изучающего чтения - с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
o просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Развитие умений:
• выделять основные факты;
• отделять главную информацию от второстепенной;
• предвосхищать возможные события/факты;
• раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
• •понимать аргументацию;
• извлекать необходимую/интересующую информацию;
определять свое отношение к прочитанному.