Цели обучения чтению на уроке иностранного языка

Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму общения. Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах.

Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке, в частности, таких способностей как:

• быстрое установление звуко-буквенных соответствий;

• правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

• чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

• чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

• выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией;

• быстрое установление звуко-буквенных соответствий;

• правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

• чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

• чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

• выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и интонацией.

Согласно Программе обучения иностранным языкам к 5 классу учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

• чтение вслух небольших текстов, пост­роенных на изученном языковом материа­ле;

• соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом;

• чте­ние про себя и понимание текстов, содер­жащих только изученный материал, а так­же несложных текстов, содержащих от­дельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главно­го героя; места, где происходит действие);

• использование двуязычного словаря учебника.

При обучении чтению учащиеся 5-7 классов осваивают все виды чтения, при этом надо учитывать их особенности и взаимосвязь. Независимо от вида чтения воз­можно использование двуязычного сло­варя.

Поисково-просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию. Пред­полагает:

• умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать ин­формацию, которая необходима или пред­ставляет интерес для учащихся.

Ознакомительное чтение (предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста) осуществляется на неслож­ных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в V-VII классах, включающих факты, от­ражающие особенности быта, жизни, куль­туры стран изучаемого языка. Объем текс­тов для чтения - 400 - 500 слов.

Умения чтения, подлежащие формиро­ванию:

• определять тему, содержание текста по заголовку;

• выделять основную мысль;

• выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

• устанавливать логическую последова­тельность основных фактов текста.

Изучающее чтение (отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д) осуществляется на несложных аутентич­ных текстах, ориентированных на пред­метное содержание речи в V-VII классах. Формируются и отрабатываются умения:

• полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной пе­реработки (языковой догадки, словообра­зовательного анализа, использования дву­язычного словаря);

• выражать свое мнение по прочитанному.

Объем текстов для чтения - до 250 слов.

На старшем этапе (VIII-IX классы) ознакомительное чтение развивается на текстах сообщений, обзоров, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы.

Умения чтения, подлежащие формиро­ванию:

• определять тему, содержание текста по заголовку;

• выделять основную мысль;

• выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

• устанавливать логическую последова­тельность основных фактов/событий в тексте.

Объем текста - до 500 слов.

Для изучающего чтения рекомендуется привлекать тексты интервью и репортажей, инструкций, образцов художественной прозы.

Умения чтения, подлежащие формиро­ванию:

• полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной пе­реработки (языковой догадки, словообра­зовательного и грамматического анализа, выборочного перевода, использования страноведческого комментария);

• оценивать полученную информацию, выразить свое мнение;

• прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте.

Объем текста - до 600 слов.

Поисковое чтение проводится на текстах статей и публикаций периодической печати и публицистики.

Пред­полагает умение:

• просмотреть аутентичный текст (статью или несколько статей из га­зеты, журнала, сайтов Интернета) и вы­брать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

На профильно-ориентированном этапе обучения (X-XI классы) происходит Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов раз­личных стилей: публицистических, науч­но-популярных, художественных, прагма­тических, а также текстов из разных обла­стей знания (с учетом межпредметных связей):

o ознакомительного чтения - с целью понимания основного содержания сооб­щений, репортажей, отрывков из произве­дений художественной литературы, не­сложных публикаций научно-познава­тельного характера

o изучающего чтения - с целью полного и точного понимания информации праг­матических текстов (инструкций, рецеп­тов, статистических данных);

o просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания необходи­мой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.

Развитие умений:

• выделять основные факты;

• отделять главную информацию от второстепенной;

• предвосхищать возможные собы­тия/факты;

• раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

• •понимать аргументацию;

• извлекать необходимую/интересую­щую информацию;

определять свое отношение к прочи­танному.

Наши рекомендации