Пушечные истребители 1930х годов

Советские истребители «И-5», «И-15», «И-16» обладали хорошими летными качествами. Однако они могли оказаться бесполезными в случае начала большой войны.

Дело в том, что все перечисленные машины были оснащены в основном стандартными пулеметами. Между тем, к началу 30х годов на Западе все большее распространение получали цельнометаллические бомбардировщики и разведчики.

Пушечные истребители 1930х годов - student2.ru
Дмитрий Павлович Григорович. Фотографии разных лет.

Их гофрированная металлическая обшивка была устойчива к пулеметному огню. Такие самолеты продолжали держаться в воздухе даже при значительном количестве пробоин, сделанных обычными пулями. Не столь опасным стало и попадание пуль в бензобаки, т.к. их начали выстилать слоем резины, затягивающей отверстия.

Поэтому перед советской конструкторской мыслью была поставлена задача: создать новую разновидность истребителей, вооружение которых было бы усилено пушками большего калибра. Разработка особых пушечных истребителей была возложена на Д. Григоровича и его конструкторское бюро.

Пушечные истребители 1930х годов - student2.ru
Пушечный истребитель «И-Z».

Задание было не из легких: пушки имели большой вес, малую скорострельность и значительную силу отдачи.

В 1931 году начались испытания истребителя-моноплана «И-Z» («И-Зет»). В ходе их выяснилось, что из-за разрушительного действия выхлопных газов при стрельбе из пушек самолет требовал заводского ремонта уже после 300-500 выстрелов.

Кроме того, «И-Z» имел повышенный вес и худшие аэродинамические характеристики. Конечно, такой самолет не мог составить конкуренцию легким и маневренным истребителям с традиционным пулеметным вооружением.

Пушечные истребители 1930х годов - student2.ru
«ИП-1» Д.Григоровича - цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси.

Пушечные истребители 1930х годов - student2.ru
«ИП-1».

В 1934 году КБ Григоровича выпускает новый пушечный истребитель «ИП-1», оснащенный пушками калибра 76 мм и одним пулеметом калибра 7,62 мм. В отличие от других советских истребителей той поры, это был цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси.

Зимой использовались лыжные шасси, которые в полете подтягивались к крыльям. В нашей стране такое решение проблемы уборки лыжного шасси было предложено впервые. Это нововведение, позволившее сохранять высокие летные качества круглый год, было особенно важно в нашей стране с ее суровой и снежной зимой.

Несмотря на большой вес, «ИП-1» отличался маневренностью и высокой скоростью (до 410 км/ч на высоте 3 тыс. метров). Военные дали ему положительную оценку.

Такие истребители должны были действовать в составе звеньев и отрядов, атаковать противника на встречных и пересекающихся курсах при использовании максимальной дальности огня пушек – 1000-1500 метров. Несомненно, появление «ИП-1» », ознаменовало собой качественно новый уровень развития летательных аппаратов этого класса.

Пушечные истребители 1930х годов - student2.ru
«Крылья Советов». Титульный лист журнала «Огонек». 1934 год.

Итак, отечественные истребители 1930х годов вышли на мировой уровень. Самолеты Поликарпова были не хуже, а по некоторым показателям лучше их западных «ровесников». Особенно преуспели советские конструкторы в создании небольших и маневренных истребителей. Развитие советского самолетостроения класса истребителей шло в том же направлении что и зарубежного: замена бипланов монопланами, совершенствование системы вооружения и механизма действия шасси.

Однако в сфере создания цельнометаллических аппаратов отставание от Запада все еще сохранялось, и советские истребители оставались преимущественно деревянными.

Советская авиатехника 1920 – 1930х годов. Военные самолеты. Часть IV. Разведчики и штурмовики.

Наши рекомендации