Военно-воздушный флот Германии. Многомоторные самолеты
В грозном небе Первой мировой
Фердинанд фон Цеппелин.
Немецкие конструкторы летательных средств всегда тяготели к созданию аппаратов больших размеров. Так было и при строительстве аэростатов-гигантов, то же самое произошло и при разработке многомоторных самолетов. Ни в одной стране, за исключением России, не уделялось такое внимание производству крупногабаритных аэропланов. При этом «крылатые тяжеловесы» Германии по своим параметрам превзошли даже российских «Муромцев».
Бомбардировщики.
В годы первой мировой войны в Германии велись уникальные работы по созданию сверхтяжелых бомбардировщиков, оснащенных тремя-шестью двигателями мощностью по 200-и и более л.с.
Первый самолет этой группы, названный «» («Цеппелин-Штаакен.VGO-1»), появился уже в апреле 1915 года. А наиболее известные его модификации получили особое обозначение «» (от немецкого «raizen», т.е. «гигантский»). Строительство сверхгигантов осуществляла знаменитая компания Фердинанда фон Цеппелина, создателя цельнометаллических дирижаблей, при содействии инженеров А.Рорбаха, Э.Хейнкеля и К.Дорнье. Эти бомбардировщики имели фантастические характеристики. Они были способны поднимать в воздух до 1200 кг бомб, а при полете на небольшие расстояния их грузоподъемность увеличивалась до 2000 кг.
Продолжительность полета самолетов достигала 10 часов, благодаря чему они имели возможность преодолевать огромные расстояния и производить налеты даже на Англию.
Zeppelin-Staaken R. VI .
Zeppelin-Staaken. VGO-1.
Гота. G.1.
Однако увеличение общего веса, вследствие их оснащения многочисленным защитным вооружением, делали эти машины тихоходными.
Их максимальная скорость составляла 120 км\ч. Кроме того, гиганты были привередливы в обслуживании и слишком дороги.
Это отразилось на их количестве. За годы войны было изготовлено только пятнадцать самолетов «R-6» и шесть - марки «R-16». Все эти обстоятельства привели к тому, что, несмотря на их устрашающие возможности, аэропланы Цеппелина не оказали существенного воздействия на ход боевых действий.
Основные бомбовые удары по противнику наносились бомбардировщиками средних размеров, созданием которых занимались фирмы «AEG», «Гота», «Фридрихсгауфен». Они представляли собой бипланы с расположенными на крыле двумя двигателями и открытыми кабинами для экипажа.
Гота. G.III. Макет.
Инженеры компании «Гота» разработали несколько оригинальных проектов таких бомбардировщиков с обозначением «G» (от немецкого «gross», т.е. «большой»).
Их особенностью являлись толкающие пропеллеры, для которых на задней кромке крыльев рядом с фюзеляжем делался вырез. По мнению многих специалистов, подобное расположение винтов могло приводить к их поломке от удара подброшенного от разбега камня.
Именно пилоты «Гота» вписали свои имена на одной из самых черных страниц истории Первой мировой войны.
Участник операции «Турецкий крест».Гота. G.IV.
Осенью 1916 года немецкое командование разработало операцию «Турецкий крест» - проведение массированных бомбардировок городов Англии. 25 мая 1917 года 23-и бомбардировщика «Гота.G-4», взлетев с авиабазы на бельгийском побережье, совершили первый из восьми дневных налетов на Великобританию.
А 13 июня 22-е машины той же модели впервые сбросили свой смертоносный на жилые кварталы Лондона. Пострадало 594 человека, из них 162 было убито.
Фридрихсгауфен. Ночной налет.
Только с появлением на вооружении британских ВВС истребителей «Кемел» немецкие бомбардировщики отступили, но ненадолго. Они просто поменяли тактику. В октябре 1917 года эти самолеты приступили к ночным авианалетам. В них принимали участие также и тяжелые бомбардировщики класса «R», однако лидерство сохранили «Гота». Они обозначали цели осветительными и зажигательными бомбами и отвлекали на себя вражеские истребители.
Итак, создание многомоторных бомбардировщиков являлось одним из главных направлений в авиационной деятельности Германии. В этой сфере немецкие конструкторы, наряду с русскими, были «первопроходцами» и выдвинули ряд перспективных идей. Важно отметить, что в годы войны, ведущую роль играли средние бомбардировщики, а тяжелая авиация делала только первые шаги в поднебесном пространстве.
Гидроавиация. Часть I.